НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 17.02.2020 № 33-2042/20

Судья: Сидоров П.А. Дело № 33-2042/2020 (33-43541/2019)

УИД 50RS0039-01-2019-007954-31

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Цуркан Л.С.,

судей Мариуца О.Г., Мизюлина Е.В.,

при помощнике судьи Кузнецовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 февраля 2020 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г. Москве и Московской области на решение Раменского городского суда Московской области от 05 ноября 2019 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области об обязании включить период работы в трудовой стаж,

заслушав доклад судьи Мариуца О.Г., объяснения истца,

УСТАНОВИЛА:

Истец обратилась в суд с иском к ГУ – УПФ РФ №15 по г. Москве и Московской области об обязании назначить страховую пенсию по старости с 04.02.2019 года, включив в льготный стаж периоды работы: с 02.09.2013 года по 31.08.2016 года в должности преподавателя в ФГБОУ «<данные изъяты>»; с 01.09.2016 года по 31.12.2018 года в ГБПОУ города Москвы «<данные изъяты>».

В обоснование своих требований указала, что 04.02.2019 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №<данные изъяты> от 07.05.2019 года ей отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы 25 лет. В специальный стаж не включены указанные выше периоды работы. Считает решение ответчика является незаконным.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности исковые требования не признала,.

Решением Раменского городского суда Московской области от 05 ноября 2019 года постановлено:

Обязать ГУ УПФ РФ № 15 по г.Москве и Московской области назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 04.02.2019 года, включив в льготный стаж периоды работы: с 02.09.2013 года по 31.08.2016 года в должности преподавателя в ФГБОУ «<данные изъяты>»; с 01.09.2016 года по 31.12.2018 года в ГБПОУ города Москвы «<данные изъяты>».

Не согласившись с решением суда, Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г. Москве и Московской области в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об отказе удовлетворении заявленных исковых требований.

Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №<данные изъяты> от 07.05.2019 года ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку специальный стаж работы составил 19 лет 11 месяцев 25 дней, при требуемом специальном стаже 25 лет.

В специальный стаж не включены периоды работы с 02.09.2013 года по 31.08.2016 года в должности преподавателя в ФГБОУ «<данные изъяты>», поскольку не представлены запрашиваемые документы для проверки, на льготном учете в отделе по формированию пенсионных прав отдельных категорий застрахованных лиц не стояло, наблюдательное дело по этой организации не велось; с 01.09.2016 года по 31.12.2018 года в ГБПОУ города Москвы «<данные изъяты>» поскольку не представлены поименные списки работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение за 2016-2018гг., а также количество учащихся в возрасте до 18 лет в процентном соотношении меньше 50%, индивидуальные сведения организацией сданы без указания кода условия для досрочного назначения страховой пенсии.

Разрешая спор и удовлетворяя требования о включении указанных периодов в стаж педагогической деятельности, и о назначении с их учетом досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции указал, что Списком от 29.10.2002 г. N 781 предусмотрено право на назначение досрочной пенсии преподавателям, осуществляющим педагогическую деятельность в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в том числе, в колледжах всех наименований.

Суд также исходил из того, что в данном случае истцом соблюдено предусмотренное пунктом 14 Правил от 29.10.2002 года N 781 условие о том, что в образовательном учреждении ГБПОУ города Москвы «<данные изъяты>» обучалось не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.

Относительно периода работы истца в должности преподавателя в ФГБОУ «<данные изъяты>», который в сведениях индивидуального лицевого счета ФИО1 указан без кода особых условий труда, суд указал, что права истца не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном(персонифицированном)учете системе обязательного пенсионного страхования».

Суд указал, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности, записи в ней подтверждают факт работы истца в должности, предусмотренной Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781

С такими выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неверном определении фактических обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу ч. 2, 3, 4 ст. 30 указанного закона с соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правила периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в их числе лица, осуществляющие педагогическую деятельность, в государственных, и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно п. 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа за период с1 ноября 1999 года в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.

Из имеющейся в материалах дела справки, предоставленной ГБПОУ города Москвы «<данные изъяты>», следует, что в указанном среднем специальном учебном заведении в спорный период с 01.09.2016 года по 31.12.2018 года обучалось менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет- от 49% до 44 %(л.д. 55).

Таким образом, условия работы истца в спорные периоды не отвечают требованиям вышеназванных нормативных актов, предусматривающих возможность зачета в специальный стаж работы в названных образовательных учреждениях при обучении не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет исключительно во всем учебном заведении (во всех отделениях и группах), а не в тех конкретных группах, где преподавала ФИО1

Следовательно, вывод суда о зачете в стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии периодов работы с 01.09.2016 года по 31.12.2018 года является незаконным, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.

Из дела следует, что с 02.09.2013 года по 31.08.2016 года истец работала в должности преподавателя в Колледже многоуровневого профессионального образования ФГБОУ «<данные изъяты>».

Таким образом, в спорный период ФИО1 работала в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования.

Однако, в разделе "Наименование учреждений" Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, отсутствуют учебные заведения высшего образования.

Истцом также не представлено доказательств того, что она работала в структурном подразделении указанного высшего учебного заведения - Колледже многоуровневого профессионального образования, где обучалось не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования.

По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы с 02.09.2013 года по 31.08.2016 года в должности преподавателя в ФГБОУ «<данные изъяты>»в индивидуальном лицевом счет истца отражены как работа в обычных условиях.

Таким образом, сам работодатель, который несет ответственность за достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не представлял в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о том, что с 02.09.2013 года по 31.08.2016 года истец выполняла работу, дающую право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Недостоверность содержащихся в индивидуальном лицевом счете сведений ФИО1 в ходе судебного разбирательства не подтверждена.

Ответчиком производилась проверка факта льготной работы истца в указанный период.

Из ответа Государственного учреждения - Главного Управления ПФР № 2 по г. Москве и Московской области от 11.04.2019 № <данные изъяты>, поступившим на запрос ответчика, следует, что ФГБОУ «<данные изъяты>» запрашиваемые для проверки документы не представила. Указанная организация на льготном учёте в отделе по формированию пенсионных прав отдельных категорий застрахованных лиц не состоит, наблюдательное дело по этой организации не велось.

При таких обстоятельствах оснований для включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периода с 02.09.2013 года по 31.08.2016 года не имеется.

Поскольку без спорных периодов педагогический стаж ФИО1 составит менее 25 лет, оснований для обязания ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 04.02.2019 года не имеется.

Отменяя решение суда в указанной части, судебная коллегия принимает новое решение об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Раменского городского суда Московской области от 05 ноября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении иска ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области об обязании включения в льготный стаж периоды работы: с 02.09.2013 года по 31.08.2016 года в должности преподавателя в ФГБОУ «<данные изъяты>»; с 01.09.2016 года по 31.12.2018 года в ГБПОУ города Москвы «<данные изъяты>» и об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с 04.02.2019 года - отказать.

Апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г. Москве и Московской области удовлетворить.

Председательствующий

Судьи