Судья Петрунина М.В. Дело № 33-30968/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Терещенко А.А.,
судей Вороновой М.Н., Варламовой Е.А.,
при секретаре Адайкиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 декабря 2015 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Серпуховского городского суда Московской области от 19 октября 2015 года по делу по административному исковому заявлению ФИО1 <данные изъяты> о признании частично незаконным налогового уведомления Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области № <данные изъяты> о начислении транспортного налога, обязании произвести перерасчет налога.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения ФИО1, представителя МРИ ФНС России № 11 по Московской области – ФИО2,
установила:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании частично незаконным налогового уведомления МРИ ФНС России № 11 по Московской области № <данные изъяты> о начислении транспортного налога за 2013 год, обязании произвести перерасчет.
В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит автомобиль марки <данные изъяты> госномер <данные изъяты>. В оспариваемом уведомлении налоговый орган произвел расчет транспортного налога на данное транспортное средство как на легковой автомобиль, тогда как оно является грузовым автомобилем, - это следует из ПТС на транспортное средство. По утверждению заявителя, неверным исчислением транспортного налога нарушены его права и охраняемые законом интересы; все неясности в действующем налоговом законодательстве должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика.
В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования.
Представитель МРИ ФНС России № 11 по Московской области просил в удовлетворении требований ФИО1 отказать по доводам письменного отзыва, пояснил, что налог исчислен согласно сведениям, предоставленным органом ГИБДД.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 19 октября 2015 года в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказано.
Не согласившись с решением суда, ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. При этом ссылается на то, что паспорт транспортного средства содержит указание на его категорию – «С»; в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
В силу ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 363 НК РФ предусмотрено, что уплата транспортного налога производится физическими лицами в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Как усматривается из материалов дела, согласно данным ГИБДД на протяжении 5 месяцев 2013 года ФИО1 являлся собственником автомобиля марки <данные изъяты>, госномер <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, мощность двигателя 304 л/с, разрешенной максимальной массой 3538 кг, в связи с чем МРИ ФНС России № 11 по Московской области направила в его адрес налоговое уведомление № <данные изъяты> о необходимости уплаты в срок до 10.11.2014, в том числе, транспортного налога на вышеуказанное транспортное средство в размере <данные изъяты> руб.
В соответствии со статьями 356, 358, 360, 361, 362 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Объектом налогообложения являются, в том числе, и автомобили. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Налоговые ставки устанавливаются для легковых автомобилей и для грузовых автомобилей в зависимости от мощности двигателя (с каждой лошадиной силы). Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарный год), исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Московской области «О транспортном налоге в Московской области» налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают платежи по налогу не позднее 10 ноября года, следующего за налоговым периодом. Сумма налога исчисляется по окончании налогового периода в порядке, установленном статьей 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, и с учетом налоговых льгот, установленных Законом Московской области «О льготном налогообложении в Московской области». При этом в силу ст. 1 указанного Закона налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Налоговый кодекс Российской Федерации и Закон Московской области «О транспортном налоге» не определяют понятия грузового и легкового автомобиля для целей налогообложения, поэтому для определения характеристики автомобиля следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства (статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (пункт 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" и Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 "О порядке регистрации транспортных средств", основным документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации транспортных средств и допуска их к эксплуатации и участию в дорожном движении, является паспорт транспортного средства, который выдается собственникам транспортных средств организациями, являющимися изготовителями транспортных средств, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции.
Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу и налоговую ставку для исчисления суммы транспортного налога по конкретному транспортному средству, если налогоплательщиком является физическое лицо, руководствуются сведениями, которые предоставлены органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, на основании данных, содержащихся в паспорте транспортного средства.
В соответствии с пунктом 27 Приказа МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" в строке "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.
В строке "4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции ООН по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года:
A - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
B - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
C - автомобили, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.
Системное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод, что категория транспортного средства "С" в равной степени может быть присвоена как легковым (если количество посадочных мест, за исключением сиденья водителя, не превышает 8 мест), так и грузовым автомобилям, а тип транспортного средства будет определяться в зависимости от его конструкторских особенностей и назначения – для перевозки пассажиров либо грузов. Таким образом, правильность применения к транспортным средствам, классифицируемым по категории «С», соответствующих ставок транспортного налога находится в непосредственной зависимости от указанного в ПТС наименования (типа) этих транспортных средств.
Как усматривается из материалов дела, в паспорте транспортного средства <данные изъяты>, выданного 24.07.2007 на автомобиль марки <данные изъяты>, в третьей строке "Наименование (тип ТС)" указано - "легковой", в четвертой строке "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указано - "С», в десятой строке "Мощность двигателя, л.с. (кВт)" указано – «304 л.с., 224 кВт».
Предметом спора не является, что имеющееся у ФИО1 транспортное средство <данные изъяты> по своим конструкторским особенностям не предназначено для перевозки грузов, используется исключительно для перевозки пассажиров.
Таким образом, в рассматриваемом случае категория и тип спорного транспортного средства в совокупности характеризуют его как легковой автомобиль.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований, поскольку налоговый орган правомерно исчислил транспортный налог с учетом данных, полученных из органа ГИБДД, на основании технических характеристик принадлежащего ФИО1 транспортного средства, зафиксированных в паспорте транспортного средства (ПТС).
Выводы суда являются мотивированными, подтверждаются материалами дела. Судом первой инстанции исследованы все юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая оценка представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в обоснование заявленных требований.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Серпуховского городского суда Московской области от 19 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи