Судья: Базылева Т.А. Дело <данные изъяты>а-23075/2020 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе председательствующего Редченко Е.В., судей Соколовой Н.М., Мертехина М.В., при помощнике судьи Куулар А.И. рассмотрела в открытом судебном заседании 16 сентября 2020 г. административное дело по апелляционной жалобе Селиванова В. А. на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 2 июня 2020 г. по его административному исковому заявлению о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области от 20 января 2020 г. о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, о возложении обязанности, заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя селиванова В.А. ? Копыловой О.П., представителя Управления Росреестра по Московской области ? Сорокина А.А., у с т а н о в и л а : Селиванов В.А. оспорил в суде решение Управления Росреестра по Московской области от 20 января 2020 г. № 50-0-1-329/3301/2019-999, № 50/005/011/2019-2693 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении садового дома площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, сельское поселение <данные изъяты>. В обоснование заявленного требования ссылался, что является собственником указанного земельного участка, садовый дом построен в 1995 году. С целью регистрации права собственности на дом обратился к административному ответчику с заявлением, представив технический план здания, составленный кадастровым инженером, получил оспариваемое решение, мотивированное тем, что нарушены минимальные отступы объекта учета от границ земельного участка, предусмотренные градостроительными нормами. Апелляционная комиссия при Управлении Росреестра по <данные изъяты> отклонила его заявление на указанное выше решение, которое нарушает его права и законные интересы. Просил обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение, в течение пяти дней со дня поступления решения суда осуществить регистрационные действия в отношении здания. Решением С.-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении административного искового заявления отказано. Считая решение суда незаконным и необоснованным, административный истец в апелляционной жалобе просит его отменить. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия признает решение суда законным и обоснованным. Из смысла статей 218 (часть 1) и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца. Такой совокупности условий судом по настоящему делу не установлено, с чем соглашается судебная коллегия, поскольку при отсутствии хотя бы одного из названных условий оспариваемое решение не может быть признано незаконным. В силу статьи 1 Федерального закона от <данные изъяты> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество ? юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее ? государственная регистрация прав) (часть 3); государственный кадастровый учет недвижимого имущества ? внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также ? объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее ? государственный кадастровый учет) (часть 7). Частью 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке. К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»). Согласно части 5 статьи 18 названного Федерального закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с данным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Федеральным законом или иными федеральными законами. Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливаются по решению государственного регистратора прав в случае, если если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»). Судом установлено, что Селиванов В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: сельскохозяйственное назначение, вид разрешенного использования «для садоводства), расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, сельское поселение Лозовское, вблизи <данные изъяты>). На указанном выше земельном участке в 1995 году построил 2-х этажное нежилое деревянное здание – садовый дом, площадь 145,9 кв.м. В целях постановки здания на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на него административный истец 26 декабря 2019 г. подал в Управление Росреестра по Московской области заявление № 50-0-1-329/3301/2019-999, № 50/005/011/2019-2693 и технический план здания от 18 декабря 2019 г., в состав которого включена декларация об объекте недвижимости. Сведения о здании внесены в технический план на основании декларации об объекте недвижимости (л.д.<данные изъяты> Решением Управления Росреестра по Московской области от 20 января 2020 г. № 50-0-1-329/3301/2019-999, № 50/005/011/2019-2693 осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права приостановлено в связи с расположением объекта недвижимости с нарушением минимальных отступов от границ земельного участка, предусмотренных градостроительными нормами (минимальный отступ от границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет менее 1 метра) (л.д. <данные изъяты> Решением апелляционной комиссии от <данные изъяты> заявление Селиванова В.А. об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от <данные изъяты> отклонено (л.д. <данные изъяты>). Разрешая заявленное требование, суд пришел к выводу о законности оспариваемого решения исходя из того, что пунктом 2.3 Ведомственных строительных норм (ВСН 43-85) «Застройка территорий коллективных садов, здания и сооружения. Нормы проектирования. (согласованы Госстроем СССР 6 декабря 1985 г. № ДП-5897, МВД СССР 8 августа 1985 г. № 716/2842, Минздравом СССР 17 июля 1985 г. № 121-12/1054-6), действовавшими на день строительства садового дома, установлены минимальные расстояния от границы соседнего садового участка: до садового домика ? 3 метра, до других строений ? 1 метр, до помещений для содержания домашней птицы и кроликов ? 4 метров. На день обращения административного истца в регистрирующий орган действовали правила землепользования и застройки (части территории) городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, утвержденные решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района от 28 декабря 2017 г., которыми для указанной зоны установлены минимальные отступы от границ земельного участка, предоставленного для ведения садоводства, ? 3 метра. Из содержания технического плана и заключения кадастрового инженера не усматривается сведений о соблюдении установленных требований о минимальных расстояниях. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, оцененных в соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подробно изложены в мотивировочной части решения. Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Частью 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания. Строения, сооружения. В соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительного законодательства (подпункт 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации). Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. В соответствии со статьей 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые включают в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь (пункт 1); минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (пункт 2); максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (пункт 4). Из приведенных норм следует, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, в том числе с соблюдением установленных минимальных отступов от границ соседнего земельного участка, предусмотренные градостроительными нормами и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Федеральный законодатель продлил до 1 марта 2021 г. упрощенный порядок оформления садовых и жилых домов, расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства, однако данное обстоятельство не освобождает собственника земельного участка при строительстве на них зданий, сооружении и т.д. от соблюдения установленных действующим законодательством требований о минимальных отступов от границ соседних земельных участков. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда. Ссылка представителя административного истца на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации, в котором приведены разъяснения по вопросу минимальных отступов от границ земельного участка несостоятельна, поскольку данный документ не носит характер нормативно-правового. В нем дан ответ на конкретное обращение иных лиц. Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия о п р е д е л и л а : решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 2 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Селиванова В. А. ? без удовлетворения. Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |