Судья Миронова Т.В. Дело № 33-24819/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Цуркан Л.С., Мизюлина Е.В.
при секретаре Кузнецовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 августа 2018 года апелляционную жалобу С.Н.В. на решение Одинцовского городского суда Московской области от 22 декабря 2017 года по делу по иску С.Н.В. к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение пособия на ребенка и государственную социальную помощь,
заслушав доклад судьи Немовой Т.А.,
объяснения С.Л.В.- представителя Министерства социального развития Московской области по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
С.Н.В. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконными решений об отказе в продлении ежемесячного пособия на детей, назначении государственной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта, просила обязать ответчика произвести все выплаты и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что в феврале 2017 года, в связи с трудной жизненной ситуацией, связанной с увольнением супруга с работы, обратилась в Управление социальной защиты населения г.Одинцово с заявлениями о продлении выплаты пособий на детей и назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. В предоставлении мер социальной поддержки отказано, при этом в продлении выплат пособий не детей отказано по причине не представления документа о доходах супруга в декабре 2016 года, а при рассмотрении вопроса о назначении государственной социальной помощи ответчиком необоснованно в доход семьи включена адресная материальная помощь, выплаченная сельским поселением Жаворонковское в ноябре 2016 года.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 22.12.2017г. иск удовлетворен частично. На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность продлить С.Н.В. выплату пособий на детей, как малоимущей и многодетной семье. В удовлетворении требований о предоставлении государственной социальной помощи отказано.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить в части отказа в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, как незаконное и необоснованное.
Истица в заседание судебной коллегии не явилась; о месте, дне и времени рассмотрения дела извещена.
Представитель ответчика просила решение суда оставить без изменения.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие истицы, учитывая её надлежащее уведомление и отсутствие сведений об уважительной причине неявки в заседание.
Судебная коллегия, проверив материалы дела по правилам ч.ч. 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ – в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, оснований для отмены решения в обжалуемой части не усматривает.
Судом установлено, что С.Н.В. состоит в браке со С.Р.Х. и является матерью четырех несовершеннолетних детей: Ч.Т., 24.02.2005 г.р., С.Н., 06.11.2009 г.р., С.Б., 08.09.2013 г.р., и С.И., 26.09.2014 г.р.
В феврале 2017 года истица обратилась в Одинцовское управление социальной защиты населения с заявлениями о продлении выплаты пособий на детей и предоставлении государственной социальной помощи по социальному контракту, ссылаясь на тяжелое материальное положение семьи, вызванное увольнением С.Р.Х. с работы по сокращению штата. В предоставлении данных социальных гарантий истице отказано по причине превышения уровня доходов семьи прожиточного минимума Московской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска в части предоставления государственной социальной помощи по социальному контракту, суд обоснованно исходил из того, что адресная материальная помощь в виде дополнительной социальной денежной выплаты в размере 208000 руб., предоставленная С.Н.В. на основании распоряжения Администрации сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области от 31.10.2016г. № 79-р, государственной социальной помощью не является, поскольку относится к иным социальным выплатам из бюджета соответствующего уровня, в связи с чем подлежит учету при расчете дохода семьи в тот период, когда была получена.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 14.02.2017г. С.Н.В. обратилась в Одинцовское управление социальной защиты населения с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде предоставлении возможности для ведения личного подсобного хозяйства.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта в соответствии со взаимосвязанными положениями ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предоставляется малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.В рамках данного вида помощи между гражданином и органом социальной защиты населения заключается социальный контракт, предусматривающий обязанность органа социальной защиты населения разработать программу адаптации, включающей перечень мероприятий по преодолению гражданином трудной жизненной ситуации и обеспечить реализацию данных мероприятий путем предоставления государственной социальной помощи, а гражданин, в свою очередь, обязуется реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации (ст. 1 ч. 2 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
К числу мероприятий по социальной адаптации, включаемых в содержание социального контракта, в частности, относятся поиск работы, прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства. Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку может включать в себя иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (ч. 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Таким образом, для предоставление данного вида государственной социальной помощи претендующему на неё лицу необходимо представить документы, свидетельствующие о наличии тяжелой жизненной ситуации, доказательства, что семья является малоимущей с доходом, не превышающим прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Следовательно, бремя доказывания права на получение государственной социальной помощи в полной мере возлагается на лицо, обратившееся за ней.
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи определен Федеральным законом от 05.04.2003г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
В соответствии со ст. 2 данного Федерального закона учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
Расчет среднедушевого дохода семьи производится исходя из суммы доходов членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (ст. 4 Федерального закона от 05.04.2003г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»).
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, установлен постановлением Правительства РФ от 20.08.2003г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» (далее – Постановление).
Согласно пп. «д» п. 1 данного Постановления при расчете среднедушевого дохода семьи для оказания государственной социальной помощи учитываются социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Как усматривается из материалов дела, при расчете среднедушевого дохода семьи истицы ответчиком принимались во внимание денежные средства в размере 208000 руб., выплаченные истице Администрацией сельского поселения Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области на основании распоряжения от 31.10.2016г. № 79-р.
Данная выплата, из буквального толкования распоряжения от 31.10.2016г. № 79-р, выплачена С.Н.В. за счет муниципального бюджета, имеет социальный характер, и суд обоснованно согласился с позицией ответчика и правомерно отнес данную выплату к доходам, учитываемым при подсчете среднедушевого дохода семьи.
Правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истицы компенсации морального вреда не имеется.
Судебная коллегия находит, что при разрешении спора, суд правильно и в полном объеме определил юридически значимые обстоятельства, правильно применил закон к спорным правоотношениям. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными в судебном заседании доказательствами, которым в решении дана верная правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном понимании норм закона, регулирующих возникшие правоотношения, основанием к отмене решения суда не являются.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 22 декабря 2017 года в обжалуемой части: в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в назначении государственной социальной помощи, государственной социальной помощи на основании социального контракта, обязании выплаты государственной социальной помощи на период с 1 февраля 2017 года, компенсации морального вреда – оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Н.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи