Судья Гирсова Н.В. дело <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Филиповой И.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Конюховой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 ноября 2016 года апелляционную жалобу Солоницына В. С. на решение Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Солоницына В. С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о назначении досрочной трудовой пенсии, заслушав доклад судьи Филиповой И.В.,
объяснения Солоницына В.С.,
УСТАНОВИЛА:
Солоницын В.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о назначении досрочной трудовой пенсии,
Требования мотивировал тем, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан <данные изъяты> от 18.07.2013г. ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием специального трудового стажа.
Истец Солоницын В.С. и его представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> и дополнительным решением Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Солоницын В.С. просит решение суда отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Солоницына В.С., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст.3 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от <данные изъяты><данные изъяты>-Ф3, действовавшего на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации определяется Федеральным Законом от <данные изъяты> №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вступившим в законную силу с 29.10.2002г, согласно которому документом, подтверждающим личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и постоянное проживание в Российской Федерации является вид на жительство.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до <данные изъяты>.
Поскольку в соответствии с Соглашением от <данные изъяты>г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от <данные изъяты>г. <данные изъяты>, Союз ССР прекратил свое существование <данные изъяты>г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от <данные изъяты>г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада <данные изъяты>г., а после распада этих государств - до <данные изъяты>г.
Верховный Суд РФ в своем определении от <данные изъяты> за №КАС10-137 указал, что «Федеральным законом от <данные изъяты> №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации предусмотрено, что постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство.
Исходя из содержания приведенных положений международного Соглашения и норм указанных Федеральных законов, пенсионер признается переселившимся из государства - участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации, то есть со дня получения вида на жительство. С этого времени у него возникает право на пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, что является основанием прекращения выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства».
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Однако, Пенсионный фонд РФ признает возможность включения в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, трудового стажа работы на территории государств - участников Содружества Независимых Государств не только за период до <данные изъяты>, но и после этой даты при условии уплаты страховых взносов в соответствующие органы указанных государств. Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от <данные изъяты>, периоды работы по найму после <данные изъяты> (после вступления в силу Федерального закона от <данные изъяты> № 173-ФЗ), подлежат включению в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
На основании ст. 6 Соглашения стран СНГ от <данные изъяты> «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту их жительства.
В силу части третьей ст. 3 Федерального закона от <данные изъяты> №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от <данные изъяты><данные изъяты>-О также указывает на наличие пенсионных прав у иностранных граждан на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, а названными выше Федеральными законами назначение пенсии иностранным гражданам связано с постоянным проживанием в Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – ГУ ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и МО от 18.07.2013г., Солоницыну В.С. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа работы.
В обоснование исковых требований Солоницыным В.С. представлены копия трудовой книжки, справки с места работы.
Между тем, из анализа представленных в дело документов следует, что стаж работы, дающий право Солоницыну В.С. на досрочное пенсионное обеспечение составляет 00 лет 05 мес. 02 дн., в зачет специального стажа работы не засчитаны периоды работы Солоницына В.С. общей продолжительностью 16 лет 09 мес. 17 дн., кроме того, из представленных истцом документов не представляется возможным установить факт постоянного его проживания на территории Российской Федерации, при этом вида на жительство у истца также не имеется.
Руководствуясь положениями ст.3 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.2 Федерального Закона от 25.07.2002г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ», суд пришел к выводу о том, что оснований для назначения пенсии истцу не имелось, так
как Солоницын В.С. не является лицом, имеющим вид на жительство в РФ, также не подтвержден его стаж работы, и, кроме того, за период его временного пребывания в РФ, не были произведены страховые отчисления его работодателем. Тем самым, отсутствует необходимая совокупность оснований, которая бы позволила истцу претендовать на получение досрочной пенсии в РФ.
Учитывая, что пенсионными органами в подсчет специального стажа истца включено 00 лет 05 мес. 02 дн., то оснований для обязания ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости по основаниям пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", не имеется.
Суд апелляционной инстанции также считает верным вывод суда о том, что действующее на время спорных отношений законодательство не предусматривало обязанность работодателя уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование за работников, имеющих статус иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, к категории которых относился истец.
Также судебная коллегия полагает необходимым отметить, что истец пояснял, что он является получателем пенсии в <данные изъяты>, и претендует на получение пенсии в Российской Федерации, однако согласно действующему пенсионному законодательству, в Российской Федерации предусмотрено право на получение только одной пенсии, в то время как Солоницын В.С. выразил намерение на получение второй пенсии, что является недопустимым согласно нормам Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Ссылки в апелляционной жалобе на Соглашение от <данные изъяты> "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов от <данные изъяты> (ратифицированное Федеральным законом от <данные изъяты>г. № 47-ФЗ) не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку названными международными соглашениями вопросы уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации работодателями России за иностранных работников, в том числе граждан Республики Беларусь, в спорный период урегулированы не были.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Солоницына В. С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи