НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 14.03.2022 № 33-7943/2022

Судья Михайличенко К.А. Дело № 33-7943/2022

Уникальный идентификатор дела

50RS0053-01-2021-001269-73

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гулиной Е.М.,

судей Рыбкина М.И., Мизюлина Е.В.,

при помощнике судьи Кузнецовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 марта 2022 г. апелляционную жалобу Матюнина А. М. на решение Электростальского городского суда Московской области от 24 июня 2021 г. по гражданскому делу по иску Матюнина А. М. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по городу Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,

объяснения представителя истца, представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

Матюнин А.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 19 по городу Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав, что 06.10.2020 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением ответчика № 1733353/20 от 13.10.2020 г. ему было отказано в установлении пенсии по старости, в связи с недостаточностью требуемого специального стажа - 12 лет 06 месяцев. 12.11.2021 г. Матюнин А.М. вновь обратился в Управление ПФР с соответствующим заявлением о назначении досрочной пенсии по Списку № 2, но Решением ГУ – УПФР № 19 по г. Москве и Московской области от 24.02.2021 г. № 1973063/20 в назначении ему пенсии отказано из-за отсутствия у него требуемого специального стажа. Матюнин А.М. не согласен с отказами пенсионного органа, просил суд признать указанные решения ответчика об отказе в назначении досрочной пенсии незаконными, включить в специальный стаж следующие периоды: с 01.04.1983 г. по 19.04.1983 г. в должности каменщика СМУ-4 Электростальского управления строительства; с 25.04.1983 г. по 26.06.1985 г. – служба в рядах Советской Армии; с 12.08.1985 г. по 31.07.1990 г. – в должности каменщика СМУ-2 в Электростальского управления строительства; с 07.08.1990 г. по 01.10.1992 г. – в должности каменщика в Многоцелевом кооперативе «Сталь» при электрометаллургическом заводе «Электросталь»; с 03.10.1994 г. по 30.08.1996 г. – в должности каменщика в строительном цехе в АО «Электросталь»; с 01.01.2000 г. по 31.07.2003 г. – в должности каменщика (бригадира) в ООО «Химмашмонтаж»; с 01.08.2003 г. по 24.02.2010 г.- в ООО «Стройсервис-ЭЛ»; с 01.07.2010 г. по 31.07.2010 г. и с 02.02.2011 г. по 04.02.2013 г. – в ООО ПСК «Стройсервис-ЭЛ»; с 05.02.2013 г. по 31.07.2018 г. и с 17.08.2018 г. по 06.12.2020 г. – в ООО «Стройсервис», а также обязать ответчика назначить досрочную пенсию по старости с 06.12.2020 г., то есть с момента достижения возраста 57 лет.

Представитель истца в судебном заседании иск поддержала.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.

Решением Электростальского городского суда Московской области от 24 июня 2021 г. исковые требования Матюнина А.М. удовлетворены частично. Постановлено обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда № 19 по городу Москве и Московской области включить в подсчет специального стажа Матюнина А.М. для назначения досрочной страховой пенсии по старости период работы с 01.01.2000 г. по 31.07.2003г. бригадиром каменщиков в ООО «Химмашмонтаж». В удовлетворении исковых требований Матюнина А.М. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 19 по городу Москве и Московской области о включении в специальный стаж Матюнина А.М. периодов работы с 01.04.1983 г. по 19.04.1983 г. в должности каменщика СМУ-4 Электростальского управления строительства; с 25.04.1983г. по 26.06.1985г. – служба в рядах Советской Армии; с 12.08.1985г. по 31.07.1990г. – в должности каменщика СМУ-2 в Электростальского управления строительства; с 07.08.1990г. по 01.10.1992г. – в должности каменщика в Многоцелевом кооперативе «Сталь» при электрометаллургическом заводе «Электросталь»; с 03.10.1994г. по 30.08.1996г. – в должности каменщика в строительном цехе в АО «Электросталь»; с 01.08.2003г. по 24.02.2010г.- в ООО «Стройсервис-ЭЛ»; с 01.07.2010г. по 31.07.2010г. и с 02.02.2011г. по 04.02.2013г – в ООО ПСК «Стройсервис-ЭЛ»; с 05.02.2013г. по 31.07.2018г. и с 17.08.2018г. по 06.12.2020 – в ООО «Стройсервис», а также о возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости с 06.12.2020 г. - отказать.

В апелляционной жалобе Матюнин А.М. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Представитель истца в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель ответчика в заседании судебной коллегии возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

В связи с реорганизацией Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 19 по городу Москве и Московской области с 01.10.2021 г. путем присоединения к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по городу Москве и Московской области на основании части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией удовлетворено ходатайство представителя ответчика о правопреемстве.

Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 «О судебном решении» от 19.12.2003 г., решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям обжалуемое решение суда в полной мере не отвечает.

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости установлены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального Закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы. Требуемый специальный стаж по Списку № 2 по достижении возраста 56 лет – не менее 10 лет, в 57 лет – не менее 7 лет 06 мес.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановлениеот 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О, –в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Судом установлено, что Матюнин А.М., <данные изъяты> года рождения дважды 06.10.2020 г. и 12.11.2020 г. обращался в Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 19 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 19 по г. Москве и Московской области от 13.10.2020 г. № 1733353/20 и от 24.02.2021 г. № 1973063/20 Матюнину А.М., в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ - 12 лет 06 месяцев.

Государственным учреждением – Главным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации № 19 по г. Москве и Московской области не учтены в льготный стаж для определения права на досрочную страховую пенсию следующие периоды работы: 1) с 01.04.1983г. по 19.04.1983г., и с 12.08.1985г. по 31.07.1990г. – в должности каменщика СМУ-4 и СМУ-2 в «Электростальское управление строительства». Провести документальную проверку не представляется возможным, так как организация ликвидирована. Сведениями, подтверждающими работу Матюнина А.М. в бригаде каменщиков архив не располагает (архивная справка от 28.10.2020г. № 18-30/10475-П, выданная ПАО «МСЗ»); 2) с 07.08.1990г. по 21.09.1992г. – в должности каменщика в кооперативе «Сталь»; - с 03.10.1994г. по 30.08.1996г. – в должности каменщика в строительном цехе в АО «Электросталь».

Подтвердить льготный стаж работы в кооперативе «Сталь» не представляется возможным в связи с отсутствием документов в архиве АО «Металлургический завод «Электросталь». Подтвердить льготный характер работы Матюнина А.М. в должности каменщика Строительного цеха завода «Электросталь» не представляется возможным, так как в «Перечне мест, наименования профессий и должностей, работникам которых установлена пенсия в связи с особыми условиями труда» завода профессия «каменщик» не поименована, то есть не предусматривает досрочное назначение пенсии. Документов, подтверждающих занятость в бригадах или специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (ответ на запрос АО «Металлургический завод «Электросталь» от 21.01.2021г. № Ок/5с); 3) с 01.10.1992г. по 01.12.1993г. – в должности каменщика в ТОО «Этап». Провести документальную проверку специального стажа не представляется возможным. Организация не ведет финансово-хозяйственную деятельность. Документы на хранение в архивный отдел управления по кадровой политике и общим вопросам Администрации городского округа Электросталь Московской области не поступали (ответ Архивного отдела Администрации городского округа Электросталь МО от 24.12.2020г. № О-633/15). 4) с 02.12.1993г. по 25.04.1994г. – в должности каменщика в ИЧП фирма «Проммонтаж» – с 01.10.1996г. по 28.10.1997г. – в должности каменщика в ИЧП фирма «Проммонтаж». Провести документальную проверку специального стажа не представляется возможным. Организация не ведет финансово-хозяйственную деятельность. Документы на хранение в архивный отдел управления по кадровой политике и общим вопросам Администрации городского округа Электросталь Московской области не поступали (ответ Архивного отдела Администрации городского округа Электросталь МО от 24.12.2020г. № О-635/15).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьей 11 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Матюнин А.М. зарегистрирован 21.05.1996г.

Период работы с 01.10.1996г. по 28.10.1997г. в выписке из индивидуального лицевого счета Матюнина А.М. отражен без указания кода льготы, то есть на общих основаниях (данные выписки из индивидуального лицевого счета Матюнина А.М.). 5) с 01.03.1998г. по 10.05.1999г. – в должности каменщика в ООО Строительная компания «ЭРГ». Провести документальную проверку специального стажа не представляется возможным, так как организация снята с учета 17.09.2007г. Организация не заявляла о рабочих местах с вредными условиями труда и не представляла своих сотрудников для досрочного назначения пенсии. В архивное управление администрации Богородского городского округа документы на хранение не передавались. Период работы с 01.03.1998г. по 10.05.1999г. в выписке из индивидуального лицевого счета Матюнина А.М. отражен без указания кода льготы, то есть на общих основаниях (ответ ГУ-УПФ РФ № 13 по г. Москве и Московской области от 18.12.2020г. № 2215088/20, данные выписки из индивидуального лицевого счета Матюнина А.М.). 6) с 01.12.1999г. по 31.12.1999г. – в должности каменщика в ЗАО «РСМУ-3». Организация снята с учета 27.10.2008г. Период работы с 01.12.1999г. по 31.12.1999г. в выписке из индивидуального лицевого счета Матюнина А.М. отражен без указания кода льготы, то есть на общих основаниях (ответ ГУ-ГУ ПФР № 7 по г. Москве и Московской области от 13.01.2021г. № 38362/21, данные выписки из индивидуального лицевого счета Матюнина А.М.). 7) с 01.01.2000г. по 11.08.2003г. – в должности каменщика (бригадир) в ООО «Химмашмонтаж». Провести документальную проверку специального стажа не представляется возможным. Организация снята с учета 20.03.2014г. Организация не заявляла себя как льготная. Наблюдательное дело не заводилось. Документы на хранение в архивный отдел управления по кадровой политике и общим вопросам Администрации городского округа Электросталь Московской области не поступали. Период работы с 01.01.2000г. по 11.08.2003г. в выписке из индивидуального лицевого счета Матюнина А.М. отражен без указания кода льготы, то есть на общих основаниях (ответ Архивного отдела Администрации городского округа Электросталь МО от 24.12.2020г. № О-634/15, данные выписки из индивидуального лицевого счета Матюнина А.М.). 8) с 12.08.2010г. по 31.01.2011г. – в должности каменщика в ООО СМУ «Ремстрой». Провести документальную проверку специального стажа не представляется возможным. Организация снята с учета 02.07.2016г. Документы, подтверждающие льготный характер работы: устав, штатное расписание, технологические и должностные инструкции, акты и наряды на выполнение работ, приказы о создании бригад каменщиков на хранение в архивный отдел управления по кадровой политике и общим вопросам Администрации городского округа Электросталь Московской области не поступали. Период работы с 12.08.2010г. по 31.01.2011г. в выписке из индивидуального лицевого счета Матюнина А.М. отражен без указания кода льготы, то есть на общих основаниях (ответ Архивного отдела Администрации городского округа Электросталь МО от 24.12.2020г. № О-638/15, данные выписки из индивидуального лицевого счета Матюнина А.М.). 9) с 01.01.2003г. по 30.07.2010г., с 02.02.2011г. по 31.12.2017г., с 17.08.2018г. по 10.11.2020г. – в должности каменщика комплексной бригады в ООО «Стройсервис» (ООО ПСК «Стройсервис-ЭЛ», ООО «Стройсервис-ЭЛ»).

ООО «Стройсервис» г. Москва (период работы с 05.02.2013г. по 31.12.2017г.) снята с учета 14.01.2020г. в связи с ликвидацией. Наблюдательные дела организаций не формировались. Организации не заявляли о рабочих местах с вредными условиями труда. Перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение и Поименные списки не представляли.

В соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки труда.

ООО «Стройсервис» г. Электросталь (период работы с 17.08.2018г. по 10.11.2020г.) спецоценку условий труда на рабочем месте сотрудников потенциальных вредных и опасных производственных факторов и оценка уровня их воздействия на здоровье и безопасность работников не проводилась. Страховые взносы по доптарифу за вредные, тяжелые и опасные условия труда не уплачивались (справка ООО «Стройсервис» от 21.12.2020г.). Вышеуказанные периоды работы в выписке из индивидуального лицевого счета Матюнина А.М. отражены без указания кода льготы, то есть на общих основаниях (ответы ГУ-УПФ РФ № 13 по г. Москве и Московской области от 18.12.2020г. № 2215088/20, ГУ-ГУПФР № 7 по г. Москве и Московской области от 13.01.2021г. № 33518/21, ГУ-ГУПФР № 3 по г. Москве и Московской области от 26.01.2021г. № 203/1-05-293, справка от 21.12.2020г., выданная ООО «Стройсервис», данные выписки из индивидуального лицевого счета Матюнина А.М.).

Как следует из трудовой книжки истца (запись № 21 и № 22) в период с 01.01.2000г. по 31.07.2003г. Матюнин А.М. работал в ООО «Химмашмонтаж» каменщиком (бригадир).

Согласно копиям приказов по СМУ-2 Электростальского управления строительства (№89 от 07.08.1985г. и № 763-К от 09.09.1985г.) в поименных списках бригад и звеньев Матюнин А.М. отсутствует. Аналогичные приказы по личному составу СМУ-4 Электростальского управления строительства суду не представлены.

Как следует из п. 109 «Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, при назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, служба в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Разрешая спор по существу, суд руководствовался приведенными положениями пенсионного законодательства, и пришел к выводу о том, что период работы истца с 01.01.2000г. по 31.07.2003г. в должности каменщика (бригадира) в ООО «Химмашмонтаж» подлежит включению в специальный стаж, поскольку подтверждается занятость истца в льготной должности и в соответствующей организации, в том числе постоянно в течение полного рабочего дня.

Разрешая спор по существу и отказывая в иске в части включения в страховой стаж периодов с 01.04.1983г. по 19.04.1983г. в должности каменщика СМУ-4 Электростальского управления строительства; с 25.04.1983г. по 26.06.1985г. – службы в рядах Советской Армии; с 12.08.1985г. по 31.07.1990г. – в должности каменщика СМУ-2 в Электростальского управления строительства; с 07.08.1990г. по 01.10.1992г. – в должности каменщика в Многоцелевом кооперативе «Сталь» при электрометаллургическом заводе «Электросталь»; с 03.10.1994г. по 30.08.1996г. – в должности каменщика в строительном цехе в АО «Электросталь»; с 01.08.2003г. по 24.02.2010г.- в ООО «Стройсервис-ЭЛ»; с 01.07.2010г. по 31.07.2010г. и с 02.02.2011г. по 04.02.2013г – в ООО ПСК «Стройсервис-ЭЛ»; с 05.02.2013г. по 31.07.2018г. и с 17.08.2018г. по 06.12.2020 – в ООО «Стройсервис», а также о возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости с 06.12.2020 г., суд исходил из того, что из представленных истцом доказательств не подтверждается его полная занятость работы каменщиком, постоянно работающего в бригадах каменщиков и специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, предусмотренных Списком № 2.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в частив отказа в удовлетворении иска Матюнина А.М. о включении в специальный стаж периодов работы с 01.08.2003г. по 10.01.2010г. в ООО «Стройсервис-Эл», с 01.07.2010г. по 31.07.2010г., с 02.02.2011г. по 30.09.2011г., с 02.10.2011г. по 18.10.2011г., с 25.10.2011г. по 20.02.2012г., с 01.03.2012г. по 28.10.2012г., с 01.11.2012г. по 04.02.2013г. в ООО ПСК «Стройсервис-ЭЛ», назначении досрочной страховой пенсии по старости, исходя из следующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В силу ч. 2 ст. 30 указанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).

Аналогичные требования к специальному стажу для указанных лиц содержались и в пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действующей до 1 января 2015 г.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях " при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 года.

Согласно разделу XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" (код 2290000а-12680) Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.

Согласно пункту 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

Возможность учета при подсчете страхового стажа периодов работы на территории Российской Федерации после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на основании свидетельских показаний положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрена.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, что напрямую следует из пункта 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В материалы дела представлены справки ООО «Стройсервис-Эл» и ООО ПСК «Стройсервис-ЭЛ», подтверждающие занятость истца в тяжелых условиях труда (за исключением отпусков без сохранения заработной платы согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица) в периоды с 01.08.2003г. по 10.01.2010г. в ООО «Стройсервис-Эл», с 01.07.2010г. по 31.07.2010г., с 02.02.2011г. по 30.09.2011г., с 02.10.2011г. по 18.10.2011г., с 25.10.2011г. по 20.02.2012г., с 01.03.2012г. по 28.10.2012г., с 01.11.2012г. по 04.02.2013г. полный рабочий день по специальности каменщик комплексной бригады, что предусмотрено Списком № 2 Разделом XXVII, пунктом 2290000а-12680.

Однако данным справкам судом первой инстанции надлежащая правовая оценка не дана.

Между тем представленные в материалы дела справки работодателей, уточняющие характер работы истца, являются относимыми и допустимыми доказательствами при разрешении требования о включении периодов работы в специальный стаж.

При включении указанных периодов работы в специальный стаж по состоянию на дату первоначального обращения 06.10.2020г. у истца возникло право на назначение досрочной страховой пенсии с учетом уменьшения пенсионного возраста до 56 лет на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

При таких обстоятельствах решение Электростальского городского суда Московской области от 24 июня 2021 г. в части отказа в удовлетворении иска Матюнина А.М. о включении в специальный стаж периодов работы с 01.08.2003г. по 10.01.2010г. в ООО «Стройсервис-Эл», с 01.07.2010г. по 31.07.2010г., с 02.02.2011г. по 30.09.2011г., с 02.10.2011г. по 18.10.2011г., с 25.10.2011г. по 20.02.2012г., с 01.03.2012г. по 28.10.2012г., с 01.11.2012г. по 04.02.2013г. в ООО ПСК «Стройсервис-ЭЛ», назначении досрочной страховой пенсии по старости подлежит отмене с принятием по делу в отмененной части нового решения об удовлетворении иска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Электростальского городского суда Московской области от 24 июня 2021 г. в части отказа в удовлетворении иска Матюнина А. М. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по городу Москве и Московской области о включении в специальный стаж периодов работы с 01.08.2003г. по 10.01.2010г. в ООО «Стройсервис-Эл», с 01.07.2010г. по 31.07.2010г., с 02.02.2011г. по 30.09.2011г., с 02.10.2011г. по 18.10.2011г., с 25.10.2011г. по 20.02.2012г., с 01.03.2012г. по 28.10.2012г., с 01.11.2012г. по 04.02.2013г. в ООО ПСК «Стройсервис-ЭЛ», назначении досрочной страховой пенсии по старости отменить.

В отмененной части принять по делу новое решение.

Обязать Государственное учреждение – Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по городу Москве и Московской области включить в специальный стаж Матюнина А. М. периоды работы с 01.08.2003г. по 10.01.2010г. в ООО «Стройсервис-Эл», с 01.07.2010г. по 31.07.2010г., с 02.02.2011г. по 30.09.2011г., с 02.10.2011г. по 18.10.2011г., с 25.10.2011г. по 20.02.2012г., с 01.03.2012г. по 28.10.2012г., с 01.11.2012г. по 04.02.2013г. в ООО ПСК «Стройсервис-ЭЛ» и назначить Матюнину А. М. досрочную страховую пенсию по старости с 06.10.2020г.

В остальной части решение Электростальского городского суда Московской области от 24 июня 2021 г. оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Матюнина А. М. удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи