НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 13.05.2019 № 33А-12669/19

Судья Полянская С.М. Дело <данные изъяты>а-12669/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Редченко Е.В., Елизаровой М.Ю.,

при секретаре Подкопаевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 13 мая 2019 года апелляционную жалобу ИФНС России по <данные изъяты> на решение Егорьевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России по <данные изъяты> к Ивановой Е. Ф. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год, пени,

заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя ИФНС России по <данные изъяты>Маровой М.В., Ивановой Е.Ф.,

у с т а н о в и л а :

Административный истец ИФНС России по <данные изъяты> обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Ивановой Е.Ф. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год, пени. Свой административный иск мотивировала теми обстоятельствами, что за Ивановой Е.Ф. в 2014 году было зарегистрировано транспортное средство марки «БМВ Х3 2.5SI», но до настоящего времени она транспортный налог за 2014 год не уплатила. Поскольку Ивановой Е.Ф. не была исполнена обязанность по уплате транспортного налога в установленный законом срок, ей на основании ст. 75 НК РФ была начислена пеня, и были направлены требования об уплате налога и пени <данные изъяты> от <данные изъяты>, <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> был вынесен судебный приказ о взыскании с Ивановой Е.Ф. задолженности по налогу и пени в общем размере 3 229 руб. 34 коп., который определением мирового судья от <данные изъяты> был отменен. Просила взыскать с Ивановой Е.Ф. задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 2 725 руб., пеню по транспортному налогу в сумме 504 руб. 34 коп.

Представитель административного ответчика Ивановой Е.Ф. административный иск не признал, ссылаясь на то обстоятельство, что за Иванова Е.Ф. не должна платить транспортный налог за 2014 год, поскольку автомобиль сгорел <данные изъяты>, о чем имеется соответствующий документ, который Иванова Е.Ф. предоставляла в ИФНС.

Решением Егорьевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с решением суда, административный истец ИФНС России по <данные изъяты> подала на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Разбирательством по административному делу установлено, что по сведениям АИС «Налог» за ФИО1 в органе ГИБДД в 2014 году был зарегистрирован автомобиль марки «БМВ Х3 2.5SI».

<данные изъяты>ФИО1 было направлено налоговое уведомление <данные изъяты> от <данные изъяты> об оплате до <данные изъяты> транспортного налога за 2014 год по автомобилю марки «БМВ Х3 2.5SI» в сумме 2 725 руб. (л.д. 13-14).

<данные изъяты>ФИО1 было направлено требование <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> об оплате в срок до <данные изъяты> транспортного налога в сумме 2 725 руб., пени по транспортному налогу в сумме 9 руб. 75 коп. (л.д. 9-10).

ФИО1 было направлено требование <данные изъяты> по состоянию на <данные изъяты> об оплате в срок до <данные изъяты> транспортного налога в сумме 11 933 руб., пени по транспортному налогу в сумме 494 руб. 59 коп. (л.д. 11-12).

Свое решение по административному делу суд мотивировал тем обстоятельством, что заявленный к взысканию транспортный налог за 2014 год в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от <данные изъяты> № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» является безнадежным к взысканию.

Судебная коллегия не может согласиться с таким решением суда, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.

Административным истцом заявлен к взысканию транспортный налог по автомобилю марки «БМВ Х3 2.5SI» в сумме 2 725 руб., который по указанному налоговому уведомлению был начислен за <данные изъяты>.

Поскольку административный ответчик в 2014 году являлась собственником транспортного средства марки «БМВ Х3 2.5SI», то она в соответствие со ст.ст. 23, 57, 356, 357 НК РФ являлась плательщиком транспортного налога за 2014 год.

Поскольку налоговый орган исполнил свою обязанность, то административный ответчик в соответствии с ч. 6 ст. 58 НК РФ обязана была уплатить транспортный налог за 2014 год в сумме 2 725 руб., но этого не сделала, свою обязанность не исполнила до настоящего времени, в связи с чем с нее подлежит взысканию эта задолженность по транспортному налогу.

Довод административного ответчика о том, что указанный автомобиль сгорел в 2013 году, не может служить безусловным основанием для освобождения от уплаты транспортного налога за 2014 год, поскольку по действующему законодательству это возможно при определенных условиях.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

П. 1 ст. 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения: 1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; 2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; 3) промысловые морские и речные суда; 4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; 5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственный товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; 6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; 7) транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса; 8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы; 9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов; 10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Данный перечень транспортных средств, которые не являются объектами налогообложения по транспортному налогу, является исчерпывающим.

При этом уничтожение объекта налогообложение (полная его гибель) не входит в перечень случаев, предусмотренных п. 2 ст. 358 НК РФ, при которых транспортный налог не подлежит начислению.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от <данные изъяты><данные изъяты>-О, федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог и, в частности, закрепляя его экономические и правовые характеристики, признал объектом налогообложения зарегистрированные на налогоплательщика транспортные средства (ст.ст. 357 и 358), что, само по себе, не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщика.

Таким образом, приведенные положения налогового законодательства связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо, а не с фактом наличия или отсутствия у него данного транспортного средства в фактическом владении, пользовании, распоряжении.

Автомобиль административного истца марки «БМВ Х3» был снят с регистрационного учета <данные изъяты>, о чем пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика (л.д. 49) и была представлена соответствующая справка в налоговый орган (л.д.74).

Применительно к правовым положениям ч. 3 ст. 362 НК РФ (в редакции на момент начисления транспортного налога) транспортный налог подлежит оплате только за два месяца 2014 года – до снятия автомобиля с регистрационного учета в органе ГИБДД, как и рассчитал его налоговый орган.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от <данные изъяты> № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на <данные изъяты>, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Таким образом, для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по имущественным налогам, к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог, образовавшаяся по состоянию на <данные изъяты>, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.

Транспортный налог за 2014 год подлежал оплате не позднее <данные изъяты>, следовательно, задолженность по нему образовалась после <данные изъяты>, в связи с чем задолженность по транспортному налогу за 2014 год и пеня по транспортному налогу не могут быть признаны безнадежными к взысканию, как это ошибочно решил суд.

Поскольку административный ответчик не исполнила обязанность по уплате транспортного за 2014 год, то в соответствии со ст. 75 НК РФ на сумму недоимки по нему за период нарушения ею своей обязанности административный истец правомерно начислил пеню в сумме 504 руб. 34 коп., которая также подлежит взысканию с административного ответчика.

Расчет такой пени (л.д. 15) основан на фактических обстоятельствах административного дела и действующем законодательстве (на размере недоимки по налогу, размере действовавшей в заявленный период времени процентной ставки рефинансирования Банка России) и принимается судом апелляционной инстанции.

Расчет задолженности по транспортному налогу за 2014 год и пени по транспортному налогу административным ответчиком не оспаривался.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Поскольку судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка <данные изъяты> Егорьевского судебного района <данные изъяты> от <данные изъяты>, и с этой даты должен исчисляться срок на обращении с административным иском в суд, то административный иск должен был быть подан в суд не позднее <данные изъяты>.

Административный иск был подан в суд <данные изъяты>.

Поскольку налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, при этом была явно выражена его воля на взыскание с административного ответчика в принудительном порядке задолженности по транспортному налогу и пени; поскольку взыскание с административного ответчика задолженности по транспортному налогам за 2014 год и пени пришлось на переходный период, связанный с изменением законодательства, установкой в налоговых органах нового программного обеспечения; поскольку налоговому органу потребовалось дополнительное время для выполнения требований ч. 3 ст. 123.3, ч. 7 ст. 125 КАС РФ, то причины пропущенного на 5 месяцев срока на обращение с административным иском в суд был следует признать уважительными, в связи с чем этот срок следует восстановить.

С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Егорьевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, принять новое решение.

Взыскать в пользу ИФНС России по <данные изъяты> с ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 2 725 (две тысячи семьсот двадцать пять) рублей, пеню по транспортному налогу в сумме 504 (пятьсот четыре) рубля 34 коп.

Председательствующий:

Судьи: