НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 12.03.2018 № 33-7794/2018

Судья: Воробьева С.В. Дело № 33-7794/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Кирщиной И.П.,

судей Колесниковой Т.Н., Бурцевой Л.Н.,

при секретаре Крюковой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 12 марта 2018 года частную жалобу Егорьевского филиала ГКУ МО «Мособллес» на определение Егорьевского городского суда Московской области от 14 сентября 2017 года об оставлении без рассмотрения иска Комитета лесного хозяйства Московской области к Соколову Дмитрию Владимировичу, Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области и администрации городского округа Егорьевск Московской области об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости и исключении записи из ЕГРП о земельном участке,

заслушав доклад судьи Колесниковой Т. Н.,

объяснения Соколова Д.В.

УСТАНОВИЛА:

Комитет Лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к Соколову Д.В., Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области и администрации городского округа Егорьевск Московской области об истребовании из чужого незаконного владения Соколова Д.В. части земельного участка с К<данные изъяты>, расположенного на землях лесного фонда, в квартале 2 выделе 15 Егорьевского сельского участкового лесничества Егорьевского лесничества Егорьевского филиала ГКУ МО «Мособллес», площадью 24+/-3 кв.м., и внесении изменений в ЕГРН путем исключения сведений из ЕГРН о части земельного участка с К<данные изъяты>, расположенного на землях лесного фонда, в квартале 2 выделе 15 Егорьевского сельского участкового лесничества Егорьевского лесничества Егорьевского филиала ГКУ МО «Мособллес», площадью 24+/-3 кв.м.

В ходе судебного разбирательства представитель истца Комитета лесного хозяйства Московской области по доверенности Ларионова Е.О. обратилась к суду с заявлением о замене выбывшей стороны по данному гражданскому делу, поскольку с <данные изъяты> вступил в силу Федеральный закон № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». В соответствии с п.4 ст. 10 280-ФЗ в защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. В соответствии с пунктом 6.10 Положения о ФАУГИ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. <данные изъяты>, именно Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице своих территориальных органов имеет право обращаться в суды с исковыми заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов РФ по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, в том числе, в отношении земель лесного фонда. Таким образом, в силу недавно вступивших изменений в Федеральное законодательство, Комитет лесного хозяйства Московской области не наделен полномочиями по обращению в судебном порядке в защиту имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации. Комитет лесного хозяйства Московской области выбыл из правоотношения, правопреемником истца является – Территориальное управление Росимущества в Московской области».

Представитель ответчика Соколова Д.В.- Щемерова О.Ю., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения ходатайства о замене истца – Комитета лесного хозяйства Московской области на правопреемника Территориальное управление Росимущества в Московской области, мотивируя тем, что Комитет лесного хозяйства Московской области не может выступать по данному делу истцом, так как они не являются юридическим лицом. Территориальное управление Росимущества в Московской области вправе самостоятельно обратиться с иском в суд. Замена ненадлежащего истца на надлежащего, законом не предусмотрена. Представитель просила оставить исковое заявление Комитета Лесного хозяйства Московской области без рассмотрения, поскольку оно подано ненадлежащим истцом.

Представитель Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск, администрации городского округа Егорьевск Теренгина Я.О., действующая на основании доверенности, возражала против требований истца, поясняя, что в отношении спорных земельных участков межевание не проводилось, у Комитета лесного хозяйства Московской области нет полномочий заявлять требования об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка.

Представители третьих лиц - Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг», территориального управления Росимущества в Московской области, Управления Росреестра по Московской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области не явились.

Определением Егорьевского городского суда Московской области от 14 сентября 2017 года иск Комитета Лесного хозяйства Московской области к Соколову Д.В., Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области и администрации городского округа Егорьевск Московской области об истребовании из чужого незаконного владения Соколова Д.В. части земельного участка, внесении изменений в ЕГРН путем исключения сведений из ЕГРН о части земельного участка, оставлен без рассмотрения.

Разъяснено, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.

В частной жалобе истец просит об отмене определения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Выслушав явившихся лиц, проверив представленные материалы дела, обсудив доводы частной жалобы и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с абз. 4 ст. 222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.

Оставляя исковое заявление без рассмотрения, суд первой инстанции, исходил из абзаца 4 статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и указал, что в связи с вступление в законную силу Федерального закона № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», Комитет лесного хозяйства Московской области утратил полномочия по защите прав собственника в отношении лесных участков, принадлежащих РФ.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Установлено и подтверждается представленными материалами, что Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, входящего в состав лесного фонда.

В соответствии с п. 11. Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22, основными задачами Комитета являются: устойчивое и эффективное управление лесами в целях сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.

Пунктом 14.5 указанного Положения установлено, что Комитет лесного хозяйства Московской области может обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.

Из пункта 1 Положения следует, что Комитет лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование в области лесных отношений.

Изложенное выше свидетельствует о том, что Комитет лесного хозяйства Московской области в пределах своей компетенции имеет право осуществлять в установленном порядке государственный контроль за соблюдением требований лесного законодательства. Согласно ст. 3 ГПК РФ всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", на который ссылался суд первой инстанции при вынесении определения об оставлении искового заявления без рассмотрения, вступил в законную силу 11.08.2017 г., тогда как Комитет лесного хозяйства обратился с исковыми требованиями 02.03.2017 г.

При таких обстоятельствах оснований для оставления искового заявления без рассмотрения у суда первой инстанции отсутствовали, определение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение Егорьевского городского суда Московской области от 14 сентября 2017 отменить, направить дело в суд для рассмотрения по существу.

Председательствующий

Судьи