НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 11.07.2016 № 33-18463/2016

Судья Попова С.Н. Дело № 33-18463/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,

судей Мертехина М.В., Цуркан Л.С.,

при секретаре Родиной Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 июля 2016 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ №26 по г.Москве и Московской области на решение Домодедовского городского суда Московской области от 30 марта 2016 года по гражданскому делу по иску Путинской С.Е. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ №26 по г.Москве и Московской области о признании незаконным решения, назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж,

заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,

объяснения истицы,

УСТАНОВИЛА:

Путинская С.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ №26 по г.Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по подп.13 п.1 ст.30 Федерального закона от 23.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с исключением из специального стажа периодов работы бортпроводником, старшим бортпроводником, бортпроводником-инструктором с 08.10.2001 года по 09.06.2003 года в ЗАО «<данные изъяты>», с 24.06.2003 года по 28.09.2003 года в ЗАО «<данные изъяты>», с 01.10.2003 года по 01.07.2013 года в ОАО АК «<данные изъяты>» и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 03.11.2015 года.

Ответчик иск не признал. Бортпроводники входят не в летный экипаж, а в кабинный, и не могут пользоваться правом на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации. Бортпроводники пользуются правом на досрочное назначение пенсии по Списку №1, однако истица на момент обращения за назначением пенсии не достигла возраста 45 лет.

Решением Домодедовского городского суда от 16 марта 2016 года исковые требования удовлетворены.

С решением не согласился ответчик, в апелляционной жалобе просит решение отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истицы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №23 от 19.12.2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Настоящее решение суда первой инстанции названным требованиям закона не соответствует.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Путинская С.Е., 25.07.1980 года рождения, 03.11.2015 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подп.13 п.1 ст.30 Федерального закона от 23.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением комиссии в назначении пенсии было отказано.

Удовлетворяя заявленные Путинской С.Е. требования о включении в специальный стаж на основании подп.13 п.1 ст.30 Федерального закона от 23.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы бортпроводником, старшим бортпроводником, бортпроводником-инструктором с 08.10.2001 года по 09.06.2003 года в ЗАО «<данные изъяты>», с 24.06.2003 года по 28.09.2003 года в ЗАО «<данные изъяты>», с 01.10.2003 года по 01.07.2013 года в ОАО АК «<данные изъяты>», суд первой инстанции исходил из того, что занимаемая истицей должность в силу п.1 ст.56 Воздушного кодекса РФ относится к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образует экипаж воздушного судна, то есть, соответствует Списку должностей работников летного состава авиации, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года №459, который относит к должностям работников летного состава членов экипажей воздушных судов (пункт 1).

Согласно п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года, при исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается: а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за один месяц выслуги.

Из имеющихся в материалах дела документов, налет часов Путинской С.Е. составляет 6809 часа, то есть более 25 лет.

Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.

Согласно подп.1 п.1 ст.30 Федерального закона от 23.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.

На основании подп.13 п.1 ст.30 Федерального закона от 23.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в подпунктах 1 и 13 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого с 01.01.2015 года.

Действуя в пределах предоставленного ему п.2 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" полномочия, Правительство Российской Федерации приняло вступившее в силу с 01.01.2015 года Постановление от 16.07.2014 года №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в соответствии с которыми при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым, в частности, на работах с вредными условиями труда, применяется Список №1, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10, которым предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют бортпроводники (раздел XXI Транспорт, подраздел Гражданская авиация, код позиции 12003000-11217).

В летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.79 Закона РСФСР от 20.11.1990 года №340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года №459). Согласно п.1 данного Списка к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов.

При этом пенсионное законодательство не определяет перечня членов экипажей воздушных судов.

Пунктом 1 ст.56 Воздушного кодекса РФ установлено, что экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п.2 ст.56 Воздушного кодекса РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19.03.2009 года №260-О-О по жалобе гражданина А.Е. Райзера указал, что Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", был утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года №459 по поручению законодателя в соответствии со ст.83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно подп.13 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подп."з" п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года №537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации) (определения от 24.06.2008 года №340-О-О; от 16.11.2006 года №512-О; от 21.12.2006 года №579-О).

Что касается положения п.1 ст.56 Воздушного кодекса РФ, то разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со ст.22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили. Кроме того, действовавшее в период работы заявителя в должностях бортпроводника и бортоператора законодательство не предусматривало возможность зачета в выслугу лет, дающую право на пенсию работникам летного состава гражданской авиации, периодов работы в должности бортпроводника.

Таким образом, действующим пенсионным законодательством бортпроводникам право на досрочную пенсию предоставлено на основании Списка №1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ.

Отождествление понятий «летный состав» и «экипаж воздушного судна» влечет за собой неправомерное отнесение бортпроводников к летному составу, а изменение Воздушного кодекса РФ не изменяет нормы пенсионного законодательства.

В индивидуальном лицевом счете Путинской С.Е. сведения об условиях труда истицы поданы работодателями с кодом льготы, соответствующем условиям труда по Списку №1. Из чего следует, что сами работодатели не подтверждают работу истицы в спорный период в летном составе гражданской авиации.

На момент обращения с заявлением о назначении пенсии Путинская С.Е. не достигла возраста 45 лет, соответственно право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 03.11.2015 года по Списку №1 не имеет.

Учитывая изложенное в настоящем определении, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, постановляет новое решение об отказе в иске.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Домодедовского городского суда Московской области от 30 марта 2016 года отменить. Постановить по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Путинской С.Е. о включении в специальный стаж на основании подп.13 п.1 ст.30 Федерального закона от 23.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы бортпроводником, старшим бортпроводником, бортпроводником-инструктором с 08.10.2001 года по 09.06.2003 года в ЗАО «<данные изъяты>», с 24.06.2003 года по 28.09.2003 года в ЗАО «<данные изъяты>», с 01.10.2003 года по 01.07.2013 года в ОАО АК «<данные изъяты>» и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 03.11.2015 года отказать.

Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ №26 по г.Москве и Московской области удовлетворить.

Председательствующий

Судьи