НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 09.11.2020 № 33А-25648/20

Судья: Бондаренко Н.П. Дело № 33а-25648/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда

в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Брыкова И.И., Сухановой И.Н.,

при секретаре - помощнике судьи Ляпустиной К.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании 09 ноября 2020 года апелляционную жалобу Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) на решение Зарайского городского суда Московской области от 15 июня 2020 года по делу по административному исковому заявлению Шаталина Д. А. к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании незаконным и отмене в части приказа от 28 июля 2017 года № 614-П «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала», обязании внести отметки об отмене решения об аннулирования свидетельства в ФГИС и разместить информацию на официальном сайте Росавиации.

Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,

объяснения представителя Росавиации – Коблова Д.С., представителя Шаталина Д.А. – адвоката Сакмарова В.В.,

установила:

Шаталин Д.А. 23.10.2017 обратился в Зарайский городской суд Московской области с административным исковым заявлением о признании незаконным приказа Росавиации от 28.07.2017 № 614-П «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота Шаталина Д.А. № 0004926 от 12.02.2017; просил суд обязать административного ответчика внести в Федеральную государственную информационную систему (далее – ФГИС) «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала» отметки об отмене решения об аннулирования свидетельства коммерческого пилота, а также разместить информацию об отмене аннулирования свидетельства коммерческого пилота № 0004926 от 12.02.2015 на официальном сайте Росавиации.

По мнению административного истца, приказ № 614-П в оспариваемой части является незаконным, так как в целях выдачи ему свидетельства коммерческого пилота в уполномоченный орган был предоставлен необходимый пакет документов, в том числе диплом о профессиональной подготовке; какие-либо недостоверные сведения в представленных документах отсутствовали. Он полностью соответствует требованиям Федеральных авиационных правил как лицо, имеющее статус коммерческого пилота.

Решением Зарайского городского суда Московской области от 01.12.2017 административный иск был оставлен без удовлетворения (л.д. 103-17, том 1).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 14.05.2018 решение суда первой инстанции отменено, вынесено новое решение об удовлетворении требований Шаталина Д.А. (л.д. 187-196, том 1).

Постановлением президиума Московского областного суда от 27.02.2019 апелляционное определение отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение (л.д. 233-242, том 1).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 06.05.2019 решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (л.д. 255-262, том 1).

При новом рассмотрении дела Зарайский городской суд Московской области решением от 15.06.2020 требования Шаталина Д.А. удовлетворил в полном объеме.

В апелляционной жалобе Росавиация просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела, неверное истолкование положений действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

Проверив материалы административного дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений Шаталина Д.А. на нее, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела усматривается, что приказом Росавиации от 28.07.2017 № 614-П за указание недостоверных сведений было, в числе прочего, аннулировано выданное 12.02.2015 Шаталину Дмитрию Александровичу Уральским межрегиональным территориальным управлением Росавиации свидетельство пилота коммерческой авиации № 0004926 (л.д. 12-14, том 1).

Позиция представителя Росавиации в ходе судебного разбирательства сводилась к тому, что аннулирование свидетельства явилось следствием отсутствия у Шаталина Д.А. надлежащей профессиональной подготовки; представленные в феврале 2015 года в целях получения свидетельства коммерческого пилота документы не подтверждали последнюю.

Удовлетворяя заявленный Шаталиным Д.А. административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что в целях выдачи Шаталину Д.А. свидетельства коммерческого пилота № 0004926 в уполномоченный орган были представлены все необходимые документы согласно утвержденному перечню; из оспариваемого приказа не следует, какие именно сведения являются недостоверными; содержание всех представленных документов было известно административному ответчику с февраля 2015 года; в ходе проверки, послужившей основанием для издания оспариваемого приказа, Росавиацией не было выявлено новых данных и сведений, кроме тех, которые следовали из представленных в целях выдачи Шаталину Д.А. свидетельства коммерческого пилота документов; образовательная программа, по которой административный истец прошел обучение в ЧУДПО «УТЦ «ЧелАвиа», идентична программе, утвержденной Росавиацией в феврале 2014 года; профессиональная переподготовка Шаталина Д.А., имеющего специальность «бухгалтерский учет и аудит», на специальность «коммерческий пилот» законом не запрещена.

Судебная коллегия находит, что, разрешая возникший спор, суд первой инстанции собранным доказательствам и установленным по делу обстоятельствам дал неверную правовую оценку.

Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации устанавливает Воздушный кодекс Российской Федерации (далее - Воздушный кодекс, ВК РФ), согласно статье 2 которого воздушное законодательство Российской Федерации состоит из названного кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 1).

Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Воздушного кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 52 ВК РФ к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

Согласно Перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, утверждённому приказом Минтранса России от 04.08.2015 № 240, пилот, внешний пилот, штурман, бортрадист, бортинженер (бортмеханик), лётчик-наблюдатель входят в состав лётного экипажа гражданской авиации.

В силу пунктов 2 и 4 статьи 54 ВК РФ подготовка специалистов согласно Перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утверждённым уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются Федеральными авиационными правилами.

Образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством РФ, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации; специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 8 ВК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 53 ВК РФ к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.

При этом в силу п. 1.1 вышеназванной статьи правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в п. 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок выдачи свидетельств коммерческого пилота и требования, предъявляемые к кандидату на выдачу такого свидетельства, регламентированы Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2013 № 670 (далее - Правила).

Так, согласно пункту 3 Правил свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утверждённым в соответствии со статьёй 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил. Одновременно согласно пункту 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 396, Росавиация осуществляет выдачу свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемых к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна.

Из материалов дела усматривается, что в целях выдачи Шаталину Д.А. свидетельства коммерческого пилота директором ЧУДПО «УТЦ «ЧелАвиа» были представлены в Уральское теруправление Росавиации следующие документы: копия паспорта; медицинское заключение; копия диплома, выданного в 2002 году Всероссийской государственной налоговой академией Министерства РФ по налогам и сборам, согласно которому Шаталину Д.А. присуждена квалификация «экономист» по специальности «бухгалтерский учет и аудит»; копия диплома (с приложениями) о профессиональной переподготовке, выданного Шаталину Д.А. ЧУДПО «УТЦ «ЧелАвиа», согласно которому Шаталин Д.А. вправе вести профессиональную деятельность в сфере летной эксплуатации воздушных судов по специальности «пилот»; справку о налете; результаты летной проверки.

12.02.2015 Уральское теруправление Росавиации выдало Шаталину Д.А. свидетельство коммерческого пилота № 0004926 с проставлением соответствующих квалификационных отметок – самолет Р2006Т, Co-pilot, полеты по приборам (л.д. 76, том 1).

По результатам проверки полученного Шаталиным Д.А. образования Росавиация издала оспариваемый в рамках настоящего административного дела приказ об аннулировании свидетельства коммерческого пилота.

Обстоятельством, имеющим значение для настоящего дела, является тот факт, соответствует ли полученное административным истцом образование положениям Воздушного кодекса РФ и изданным в его развитие подзаконным актам, регламентирующим подготовку коммерческих пилотов.

Образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, подлежат обязательной сертификации; данная сертификация осуществляется уполномоченными органами. Требования к проведению обязательных сертификации, аттестации и государственной регистрации и порядок их проведения устанавливаются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также физическими лицами, юридическими лицами (пункты 1, 3 статьи 8 Воздушного кодекса).

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, включал образовательную деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково", пункт 3 части 4 статьи 1).

Действующий с 1 сентября 2013 года Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" также устанавливают обязательное лицензирование образовательной деятельности, включая лицензирование деятельности по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки.

Особенности реализации дополнительных профессиональных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями регулируются статьей 85 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", предусматривающей необходимость соответствия образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов типовым основным программам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Как было указано выше, с 2002 года Шаталин Д.А. имеет высшее профессиональное образование по специальности «бухгалтерский учет и аудит» и квалификацию «экономист».

В период с 01.04.2014 по 09.02.2015 Шаталин прошел профессиональную переподготовку в ЧУДПО «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» (прежнее наименование – НОУ «УТЦ «ЧелАвиа») по программе «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации» (л.д. 59, том 1), сдав итоговый междисциплинарный экзамен и итоговый экзамен по технике пилотирования на самолете Р2006Т (многодвигательный, оснащенный дисплейной индикацией) (л.д. 60, том 1), на котором он осуществил налет в количестве 20 часов (л.д. 61, том 1).

В период обучения Шаталина В.А. в ЧУДПО «УТЦ «ЧелАвиа» (на сегодняшний день – ЧПОУ «ЧЛУГА») по программе дополнительного профессионального образования (профессиональной подготовки) «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации» (л.д. 1-96, том 3), действовали Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационных учебных центров", утвержденные приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 N 23 (далее – ФАП-23).

Абзацем вторым пункта 2 раздела I ФАП-23 определено, что авиационный учебный центр (АУЦ) - образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и названными Федеральными авиационными правилами.

Все авиационные учебные центры (АУЦ), осуществляющие свою деятельность в гражданской авиации, проходят в соответствии с Воздушным кодексом в обязательном порядке в установленные сроки сертификацию (пункт 1.2 раздела III), поскольку деятельность АУЦ без сертификата не допускается (пункт 5.11).

В силу пункта 1.8 этого же раздела по результатам сертификации составляется заключение о возможностях выполнять заявленные виды деятельности, являющееся основой для выдачи (аннулирования) сертификата АУЦ.

Право АУЦ на профессиональную подготовку по заявленным видам определяется по результатам сертификации, отсутствию объективных претензий и замечаний к АУЦ со стороны органа по сертификации и приобретается АУЦ с момента получения сертификата (пункт 1.10 раздела III ФАП-23).

Согласно пункту 1.6 раздела III ФАП-23 на сертификацию АУЦ заявитель представляет, в числе прочего, перечень утвержденных программ по направлениям (специальностям) и формам подготовки кадров по форме № 2 (приложение № 2 ФАП-23).

Как было указано выше, в силу статьи 54 Воздушного кодекса подготовка специалистов согласно Перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утверждённым уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Предметом спора не является, что программа дополнительного профессионального образования (профессиональной подготовки) «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации», утвержденная директором НОУ «УТЦ «ЧелАвиа», по которой прошел обучение Шаталин Д.А., утверждение Росавиацией не проходила, в сертификат НОУ «УТЦ «ЧелАвиа» (ЧУДПО «УТЦ «ЧелАвиа») внесена не была. В этой связи частичное либо полное совпадение содержания программы, по которой проходил обучение Шаталин Д.А., с содержанием программы, утвержденной Росавиацией, не имеет правового значения: осуществлять обучение, даже и по утвержденным программам, может только та организация, которой на это выдано соответствующее разрешение, - только обучение в лицензированном и сертифицированном образовательном учреждении может обеспечить уровень, качество и полноту образования авиационного персонала.

Кроме того, как было указано выше, в выданном Шаталину Д.А. ЧУДПО «УТЦ «ЧелАвиа» дипломе (приложение к диплому) указано, что он прошел курс подготовки коммерческих пилотов на воздушных судах Р-2002, многодвигательный Р-2006Т «Glass Cockpit». Обучение пилотов на данных конкретных самолетах относится к программам переподготовки. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что Шаталин Д.А. на момент обучения по дополнительной профессиональной программе имел основную профессиональную подготовку по летной специальности.

Довод суда первой инстанции о том, что законом не запрещена профессиональная переподготовка гражданина, имеющего специальность «бухгалтерский учет и аудит», на специальность «коммерческий пилот», является несостоятельной в силу нижеследующего.

В соответствии со статьей 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды; дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки); программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Согласно статье 85 указанного выше закона в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, реализуются следующие образовательные программы:

1) основные программы профессионального обучения;

2) образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования;

3) дополнительные профессиональные программы.

Одновременно данная статья предусматривает необходимость соответствия образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов типовым основным программам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В соответствии с пунктом 2 ФАП-23 профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ (ст. 21, Закон Российской Федерации "Об образовании"); профессиональная переподготовка (переучивание) - этап процесса профессиональной подготовки летного, инженерно-технического и другого авиационного персонала, имеющий целью освоение новых для него типов воздушных судов, другой авиационной техники (авиационных работ).

По смыслу указанных выше правовых норм, первичная подготовка (обучение) пилотов коммерческой авиации по своим целям, задачам и содержанию не может быть тождественна переподготовке на новый тип воздушного судна, другой авиационной техники. Действовавшее на момент обучения административного истца в ЧУДПО «УТЦ «ЧелАвиа» правовое регулирование позволяло осуществлять в АУЦ профессиональную переподготовку лиц исключительно из числа авиационного персонала, которые уже имели основную профессиональную подготовку по летным специальностям.

Указанная правовая позиция отражена в постановлении президиума Московского областного суда от 27.02.2019; в силу ч. 4 ст. 329 КАС РФ указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего административное дело.

Следовательно, имеющийся у Шаталина Д.А. диплом о высшем образовании с присвоением квалификации «экономист» не давал ему права на присвоение квалификации коммерческого пилота в связи с прохождением обучения по программе дополнительного образования (переподготовки). Соответственно, представленные в Росавиацию в целях получения Шаталиным Д.А. свидетельства коммерческого пилота документы, а именно: диплом Всероссийской государственной налоговой академии Министерства РФ по налогам и сборам, а также диплом (с приложениями) о прохождении профессиональной переподготовки, выданный ЧУДПО «УТЦ «ЧелАвиа», не подтверждали прохождение административным истцом профессиональной подготовки пилотов коммерческой авиации по программе, утвержденной Росавиацией. Выдача Шаталину Д.А. в феврале 2015 года свидетельства коммерческого пилота явилась следствием неправомерных действий должностных лиц Росавиации.

Вместе с тем, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 396, Росавиация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними (пункт 1).

К полномочиям Росавиации относятся, в том числе, утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации; осуществление выдачи лицензий и сертификатов в установленной сфере деятельности, а также в установленных случаях их приостановление, ограничение действия и аннулирование; иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (пункты 5.4.10, 5.4.12, 5.15 Положения).

Постановлением Правительства Российской Федерации N 670, утвердившим Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации (далее - Правила), проведение вышеупомянутых проверок отнесено к компетенции уполномоченного органа в области гражданской авиации (пункт 2).

В силу пункта 8 Правил, указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах.

Таким образом, на момент вынесения оспариваемого Шаталиным Д.А. приказа Росавиация являлась уполномоченным государственным органом по управлению гражданской авиацией и организации воздушного движения, которому предоставлялось право аннулировать свидетельство коммерческого пилота, выданного в нарушение требований действующего законодательства.

Исходя из системного анализа требований ФАП и предписаний Воздушного кодекса РФ, недостоверность сведений имеет место и в том случае, если представленные документы не подтверждают наличие у кандидата необходимой профессиональной подготовки.

Поскольку по состоянию на февраль 2015 года у Шаталина Д.А. отсутствовало необходимое образование (подготовка) для получения свидетельства коммерческого пилота, - им не был пройден курс обучения в одном из сертифицированных учебных заведений, имеющих соответствующую лицензию, по программе подготовки, утвержденной уполномоченным органом РФ в области гражданской авиации, Росавиация, исправляя собственную ошибку, была не только вправе, но и обязана аннулировать незаконно выданное свидетельство.

Следовательно, оспариваемый административным истцом приказ в части аннулирования выданного Шаталину Д.А. 12.02.2015 свидетельства коммерческого пилота издан компетентным государственным органом при наличии к тому оснований.

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

В этой связи решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Отменив решение суда, судебная коллегия постановляет новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Шаталиным Д.А. требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Зарайского городского суда Московской области от 15 июня 2020 года отменить.

Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Шаталина Дмитрия Александровича к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании незаконным и отмене в части приказа от 28 июля 2017 года № 614-П «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала», обязании внести отметки об отмене решения об аннулирования свидетельства в ФГИС «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала» и разместить соответствующую информацию на официальном сайте Росавиации – отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи