НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 09.11.2020 № 33-28906/20

Судья Шахбанова А.А. Дело <данные изъяты>

УИД 50RS0<данные изъяты>-71

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе:

председательствующего Цуркан Л.С.,

судей Шишкина И.В., Гулиной Е.М.,

при помощнике судьи Куделиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 9 ноября 2020 года апелляционную жалобу Администрации городского округа Чехов Московской области на решение Чеховского городского суда Московской области от 27 июля 2020 года по делу по иску Протасовой Т. С. к Администрации городского округа <данные изъяты> о возложении обязанности выделить средства из бюджета для обеспечения льготным питанием,

заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,

объяснения истца Протасовой Т.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Протасова Т.С. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Чехов Московской области, которым просила: возложить обязанность выделить средства из бюджета для обеспечения льготами ее несовершеннолетних детей <данные изъяты> и <данные изъяты> в виде бесплатного питаниея (завтраки, обеды) с сентября 2019 г. и на период обучения в общеобразовательном и профессиональном учебном заведении, возложить обязанность компенсировать затраты понесенные на оплату питания <данные изъяты> в период обучения в школе с сентября 2018 г. по май 2019 г.

Требования мотивированы тем, что ее семья является многодетной и проживает в <данные изъяты> на территории закрытого <данные изъяты>. При поступлении ее несовершеннолетних детей в школу в Федеральное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Чехов-2, также находящуюся на территории <данные изъяты> истец столкнулась с тем, что в данном учебном заведении отсутствует государственная поддержка многодетных семей в виде льгот или компенсаций, а именно отсутствует обеспечение детей из многодетных семей бесплатным питанием (завтраки, обеды). Для урегулирования данного вопроса она обратилась в Администрацию городского округа Чехов Московской области с заявлением об обеспечении ее несовершеннолетних детей <данные изъяты> и <данные изъяты> бесплатным питанием на период обучения в школе, а также с просьбой компенсировать затраты понесенные на оплату питания <данные изъяты> в период обучения в школе с сентября 2018 г. по настоящее время. Однако в ответе Администрацией Чехова ей было отказано в удовлетворении заявления, поскольку законодательством <данные изъяты> не определен порядок организации горячего питания отдельным категориям обучающихся в федеральных государственных общеобразовательных учреждениях. С данным ответом она не согласна, в связи с чем обратилась в суд.

В судебное заседание истец и представитель ответчика не явились.

Решением Чеховского городского суда Московской области от 27 июля 2020 года исковые требования Протасовой Т.С. удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе ответчик просит его отменить и принять по делу новое судебное решение.

На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В силу ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19.12.2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям решение суда первой инстанции соответствует в полной мере.

В ходе разрешения спора судом установлено, что семья Протасовой Т.С. является многодетной. Истец является матерью троих детей: <данные изъяты> г.р.; <данные изъяты> г.р.; и <данные изъяты> г.р. Несовершеннолетние <данные изъяты> являются учащимися ФКОУ СОШ <данные изъяты>.

В связи с отсутствием государственной поддержки многодетных семей в виде льгот и компенсаций, в том числе отсутствием обеспечения детей из многодетных семей бесплатным питанием, истец для урегулирования данного вопроса обратилась в администрацию городского округа Чехов Московской области с заявлением об обеспечении ее несовершеннолетних детей бесплатным питанием на период обучения в школе, а так же с просьбой компенсировать затраты, понесенные на оплату питания <данные изъяты> в период обучения в школе с сентября 2018 г. по настоящее время.

Ответом от 09.10.2019г. Администрации г.о. Чехов Московской области сообщено об отсутствии возможности выделения денежных средств из бюджета для обеспечения несовершеннолетних детей истца бесплатным питанием на период обучения в школе, ввиду того, что Федеральное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Чехов-2 не является муниципальной общеобразовательной организацией, при этом законодательством Московской области не определен порядок организации горячего питания отдельным категориям обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования отражены в ст. 29 Закона РФ "Об образовании". Исходя из положений п. 1 этой статьи действительно не является обязанностью публично-правового образования обеспечение питанием обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Однако п. 2 ст. 29 специально предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации дополнительно финансировать мероприятия по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях.

Содержание п. 1 ст. 29 Закона РФ "Об образовании" в полной мере корреспондируется с положениями ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В силу положений ст. 1 Закона Московской области N 24/2005-03 "О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях" от 19.01.2005 N 24/2005-03 частичная компенсация стоимости питания назначается отдельным категориям обучающихся по очной форме обучения (за исключением лиц, состоящих на полном государственном обеспечении в государственных муниципальных общеобразовательных учреждениях, негосударственных общеобразовательных учреждениях, прошедших государственную аккредитацию, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования Московской области.

17.12.2010 г. в соответствии с Законом Московской области от 19.01.2005 N 24/2005-03 "О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях Московской области" (с изменениями от 08.11.2005, 31.12.2005, 18.10.2006.28.12.2006, 17.07.2008), Законом Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (с изменениями от 13.04.2006, 25.10.2006, 12.03.2007, 28.12.2006, 26.05.2007, 16.10.2007, 26.12.2007) в целях улучшения организации питания и оказания социальной поддержки категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Совет Чеховского муниципального района Московской области депутатов принято решение о том, что средства для частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, предусмотренные в бюджете Московской области на 2010 год в виде субвенции муниципальному образованию "Чеховский муниципальный район Московской области", предоставляются в виде дотации для организации ежедневного горячего питания.

Согласно пп. 2.1 данного решения обучающиеся из многодетных семей отнесены к категории получателей горячего питания. Кроме того, утвержден Порядок предоставления дотации на организацию горячего питания отдельным категориям школьников муниципальных общеобразовательных учреждений Чеховского муниципального района.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования приведены в ст. 31 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании". К этим полномочиям в числе других относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 31).

Финансирование соответствующих расходов из местных бюджетов возможно в рамках осуществления полномочий, не отнесенных к компетенции РФ, субъектов РФ, других муниципальных образований и не изъятых из их компетенции (части вторые ст. ст. 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), а также в рамках оказания мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан (абз. 2 ч. 5 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии с пп. 2.1. Положения об Администрации Чеховского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов Чеховского муниципального района Московской области N 13/4 от 29.03.2013 г. к компетенции Администрации относятся координация деятельности муниципальных предприятий, муниципальных учреждений и организаций сферы образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта.

Согласно пп. 3.2. Положения Администрация вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Удовлетворяя исковые требования суд, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», исходил из того, что до настоящего времени отсутствует порядок и условия предоставления социальных льгот, связанных с бесплатным обеспечением питания, школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей из многодетных семей, обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях Чеховского муниципального района Московской области, что само по себе не является непреодолимым препятствием для разрешения поставленного вопроса, поскольку от этого зависит реализация конституционных прав и законных интересов социально незащищенной категории граждан, к которой непосредственно относится истец.

Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, - не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу судебного акта.

Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии оснований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Чеховского городского суда Московской области от 27 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Чехов Московской области, - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи