НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 09.09.2019 № 33-29411/19

Судья:Курганова Н.В. Дело №33-29411/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Немовой Т.А.,

судей Мариуца О.Г., Шишкина И.В.,

помощника судьи Кузнецовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 09 сентября 2019 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Пушкинского городского суда Московской области от 06 июня 2019 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ № 16 по г. Москве и Московской области, Пенсионному Фонду Российской Федерации об обязании произвести перерасчет пенсии,

заслушав доклад судьи Мариуца О.Г.,

объяснения представителя истца,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ № 16 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии.

В обосновании заявленных требований указал, что в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с30 мая 2011 года в возрасте 57 лет ему была назначена трудовая пенсия по инвалидности, а в 2013 году - трудовая пенсия по старости с ежемесячными выплатами инвалиду второй группы. Пенсия своевременно индексировалась и к сентябрю 2016 года он получал пенсию по старости в размере 13 477 рублей, а также ежемесячную денежную выплату, как инвалид второй группы, в размере 2 287 рублей.

В связи с работой на территории Эстонской ССР и нынешней Эстонской Республики в течение 18 лет (период 1980-1998 годов), в 2016 году эстонской социальной службой истцу была назначена пенсия по законодательству Эстонии и Евросоюза. До ноября 2017 года ФИО1 одновременно продолжал получать «российскую» пенсию.

После поступления в Пенсионный фонд РФ извещения от эстонской стороны о назначении ему пенсии, выплату «российской» пенсии ему прекратили.

Пенсионным фондом РФ с 1 ноября 2016 года ФИО1 была вновь назначена страховая пенсия по старости в размере 7 400 рублей, в соответствии с новым пенсионным законодательством РФ (Федеральный закон от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Кроме того, орган Пенсионного фонда РФ пришел к выводу, что в период с сентября 2016 года по ноябрь 2017 года ему была выплачена излишняя пенсия (исходя из размера вновь назначенной), и до настоящего времени фактически пенсия по старости ему не выплачивается из-за производимых удержаний.

ФИО1 считает, что новое назначение пенсии в меньшем размере в 2016 году было произведено незаконно, оснований для пересмотра пенсии, назначенной 30 мая 2011 года, не имелось, поскольку первично пенсия была назначена ему в соответствии с действующим в то время российским законодательством и соглашением между Россией и Эстонией о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 25 июня 1993 года.

Истец просил суд обязать ГУ-УПФ РФ№16 по г.Москве и Московской области выплачивать ФИО1 пенсию по старости в размере, установленном при ее назначении в 2011 году с учетом компенсаций, произведенных до настоящего времени.

В судебном заседании представитель истца по доверенности заявленные исковые требования поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ № 16 по г. Москве и Московской области, по доверенности возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель ответчика Пенсионного Фонда Российской Федерации в судебное заседание не явился, представил возражения на иск.

Решением Пушкинского городского суда Московской области от 06 июня 2019 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, ФИО1 в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, пенсионным органом Российской Федерации с 30 мая 2011 года в возрасте 57 лет ФИО1 была назначена трудовая пенсия по инвалидности в размере 8 583 рублей, а в 2013 году - трудовая пенсия по старости с ежемесячными выплатами инвалиду второй группы.

С 30.05.2011г. по 24.09.2013г. на территории Российской Федерации ФИО1 выплачивалась страховая пенсия по <данные изъяты>, а с 25.09.2013г. по 30.11.2017г. страховая пенсия по старости.

Право на пенсионное обеспечение было истцом реализовано до вступления в силу Договора от 14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, соответственно учитывался весь пенсионный стаж без территориальных ограничений до распада СССР.

В ноябре 2016г. в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области из Департамента Социального Страхования Эстонской Республики поступили сведения о том, что с 25.09.2016г. ФИО1 является получателем пенсии в соответствии с Законом о государственном пенсионном страховании Эстонской Республики и указано, что при назначении пенсии были учтены все периоды трудовой деятельности, как на территории России, так и на территории Эстонии.

21.10.2016г. ФИО1 обратился за пенсией в Департамент Социального Страхования Эстонской Республики. Данным учреждением было вынесено решение о назначении ему пенсии, и в соответствии с Договором, в Россию направлен Формуляр с отметкой «Пересмотр по договору».

02.11.2017г. из Государственного учреждения - Отделения ПФР по г. Москве и Московской области, Управления организации назначения и перерасчета пенсии в Управление поступил Формуляр и другие документы из Департамента Социального страхования Эстонской Республики об учтенном страховом стаже на территории Эстонской Республики.

С 01.11.2016г. пенсионным органом Российской Федерации размер пенсии ФИО1 был на пересмотрен на основании Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года и поступивших документов. Периоды работы и заработная плата в ЭССР исключены из расчета пенсии. Размер страховой пенсии по старости был пересчитан и составил 7166,94 руб., в том числе ФВ – 4294,81.

На сновании поступивших из Эстонии документов выплата пенсии и ежемесячной денежной выплаты как инвалиду 2 группы на территории Российской Федерации ФИО1 была прекращена в соответствии со ст.8 Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года.

22.11.2017г. в ГУ - Отделение ПФР по г. Москве и Московской области была направлена справка по выплатному делу ФИО1 для продолжения выплаты его пенсии за границу через Департамент Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате пенсии гражданам, проживающим за границей.

23.01.2018г. в Департамент Социального страхования Эстонской Республики были направлены формуляры и Решение о назначении пенсии.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, действовавшего до 1 января 2015 г., трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Указанное положение закреплено и в части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г., которым предусмотрено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. (временно применялся с 16 октября 2011 г.).

Договор распространяется на отношения, относящиеся:

1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям;

2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).

Согласно ст. 3 Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора.

При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункты 1, 2 статьи 5 Договора).

Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 3 статьи 5 Договора).

Пунктом 3 статьи 5 Договора также установлено, что если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.

Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (подпункт 4 пункт 1 статьи 1 Договора).

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами закона, исходил из того, что названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству, в том числе и до распада СССР.

В соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.

Из смысла положений пункта 3 статьи 5 Договора также следует, что суммирование пенсионного стажа, приобретенного на территориях Договаривающихся Сторон, производится в том случае, если при решении вопроса о праве лица на пенсию по российскому законодательству или законодательству Эстонской Республики пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации или территории Эстонской Республики, недостаточно.

06 октября 2011 г. между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики заключено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года (далее - Соглашение), согласно которому назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. Для назначения эстонской пенсии лицу, проживающему в Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1), формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости формуляр о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другие необходимые документы в Департамент социального страхования Эстонской Республики, где принимается соответствующее решение (статья 5 Соглашения).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с порядком, предусмотренным Соглашением, период работы ФИО1 был включен Республикой Эстонией для назначения пенсии на территории Республики согласно. Пенсионным органом Эстонии (формуляр уведомления об установлении пенсии от 27.10.2015г. N <данные изъяты>) подтверждено, что пенсия с учетом стажа, приобретенного в Эстонской ССР и нынешней Эстонской Республики, будет выплачена истцу в установленном в Республике Эстония порядке. С учетом этого, ответчик обоснованно произвел перерасчет пенсии ФИО1 с 1.11.2016 года только с учетом стажа, приобретенного на территории Российской Федерации.

Согласно информации Управления ПФР выплата ранее назначенной до пересмотра по Договору пенсии ФИО1 произведена в прежнем размере по 30.11.2017г. Так, сумма пенсии, выплаченной за период с 01.11.2106г. по 30.11.2017г., составила 176070,104 руб. Данная сумма была учтена при организации выплаты пенсии по Договору на территории Эстонии в период с 01.01.2018г. по 31.03.2019г. и, начиная со II-квартала 2019г. производится в полном объеме.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что при перерасчете пенсии с 01.11.2016 года ответчиком нарушены положения п.2 статьи 13 Договора между Российской Федерации и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011г., согласно которой пенсии, назначенные до вступления в силу настоящего Договора, могут быть пересмотрены в соответствии с положениями настоящего Договора на основании заявления лица с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачисоответствующего заявления. Такой пересмотр не может повлечь уменьшения пенсии и является окончательным.

Истец полагает, что при пересмотре пенсии, с целью соблюдения положений Договора о недопущении уменьшения ее размера, не предполагается учет совокупного (суммарного) размера пенсии, установленного обеими Сторонами в рамках Договора.

Указанный довод судебная коллегия считает не состоятельным, он основан на ошибочном толковании положений Договора между Российской Федерации и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011г.

При этом судебной коллегией учитывается,чторазмер получаемойРождественским В.Е. в Российской Федерации пенсиис 01.11.2016г. составил 13 477,94 руб.

Размер установленной истцу Департаментом социального страхования Эстонской Республики с 25.09.2016г. составил 253,70 евро, что в переводе на рубли по официальному курсу Центрального банка РФ на 01.11.2016г. составило 17 577,93 руб.

Тем самым совокупный размер пенсии на 01.11.2016г. составил 24 744,87 руб., что превысило размер ранее получаемой до перерасчета пенсии. Данное обстоятельство свидетельствует о соблюдении ответчиками положений статьи 13 Договора между Российской Федерации и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011г.

Другие доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств.

При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пушкинского городского суда Московской области от 06 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи