НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 07.12.2015 № 33-30008/2015

Судья: Севастьянова Е.В. Дело № 33-30008/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Варламовой Е.А., Редченко Е.В.,

при секретаре Цокало Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 07 декабря2015 года апелляционную жалобу государственного лесного инспектора Московской области

на решение Воскресенского городского суда Московской области от 07 октября 2015 года по делу по административному исковому заявлению администрации городского поселения Хорлово об оспаривании предписания государственного лесного инспектора Московской области,

заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,

объяснения явившихся лиц,

установила:

МУ «Администрация городского поселения Хорлово» обратилось в суд с административным иском к Государственному лесному инспектору Московской области Фадееву К.В. о признании вынесенного им предписания от 03.09.2015 г. об устранении нарушений лесного законодательства незаконным.

Заявленные требования мотивирует тем, что 03 сентября 2015 года государственным лесным инспектором Фадеевым К.В. административному истцу было выдано предписание об устранении нарушений лесного законодательства (убрать строительный и бытовой мусор в квартале 58 выделе 3 Хорловского участкового лесничества, вблизи п.Хорлово Воскресенского района Московской области, на площади 100 кв.м, объемом 30 куб.м. Считает, что выполнение предписания может привести к нецелевому расходованию бюджетных средств. Кроме того, считает, что выполнение указанных работ относится к полномочиям субъекта Федерации на основании пп. б п. 3 «Правил санитарной безопасности в лесах».

В судебном заседании представитель истца Густов С.В. требования поддержал.

Административный ответчик Государственный лесной инспектор Московской области Фадеев К.В. административный иск не признал, представил отзыв на административное исковое заявление (л.д.57-58),поддержанный им в судебном заседании.

Решением Воскресенского городского суда Московской области от 07 октября 2015 года заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе государственного лесного инспектора Московской области поставлен вопрос об отмене решения суда.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене.

Усматривается, что 29.07.2015 года в ходе патрулирования территории лесного фонда в квартале V - 58 выделе 3 Хорловского участкового лесничества, вблизи поселка Хорлово Воскресенского района Московской области на площади 100 кв.м, объемом 30 куб.м инспектором Виноградовского филиала ГКУ МО «Мособллес» Османовым М.В. были обнаружены навалы бытового и строительного мусора, был составлен акт осмотра территории лесного участка.

10.08.2015 года Государственным лесным инспектором Московской области Фадеевым К.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. З ст. 8.31 КоАП РФ.

03.09.2015 года Государственным лесным инспектором Московской области Фадеевым К.В. в адрес административного истца МУ «Администрация городского поселения Хорлово» вынесено предписание об устранении нарушений лесного законодательства, в котором содержится указание на выявление признаков правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.8.31 КоАП РФ и предписание в срок до 30.09.2015 года убрать строительный и бытовой мусор в квартале 58 выделе 3 Хорловского участкового лесничества вблизи п.Хорлово Воскресенского района Московской области на площади 100 кв.м, объемом 30 куб.м.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛK РФ), осуществление уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, названным Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми;актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов - федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана).

Проанализировав положения части 2.1 статьи 96 ЛK РФ, пункта 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, Положение о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22), Распоряжение Мособлкомлеса от 16.04.2013 N 30-10-Р "Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Московской области, и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Московской области", в соответствии с которым ведущий инженер организации лесной охраны - государственный лесной инспектор филиала ГКУ МО "Мособллес" относится к указанным лицам, суд пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание имеет своим предметом устранение нарушений лесного законодательства, и вынесено оно лицом, в чьи полномочия входит государственный лесной надзор.

Сторонами не отрицалось, что земельный участок, на котором обнаружен мусор, относится к землям лесного фонда, находится в федеральной собственности, находится в границах городского поселения Хорлово.

Согласно п.2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 года № 414, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:

а) лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);

б) лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг;

в) авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;

г) санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);

д) установление санитарных требований к использованию лесов.

Исходя из п.п. б п. З указанных Правил, меры санитарной безопасности в лесах включают в себя санитарно- оздоровительные мероприятия, проведение которых обеспечивается в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - Федеральным агентством лесного хозяйства; в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно.

Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что поскольку квартал 58 выдел 3 Хорловского участкового лесничества вблизи п.Хорлово Воскресенского района Московской области не находится в собственности Московской области или городского поселения Хорлово, суд пришел к выводу, что исходя из пп. б п. 3 указанных Правил, меры санитарной безопасности, в том числе, очистка от захламления и загрязнения этого участка леса должны осуществляться Федеральным агентством лесного хозяйства. На административного истца лесным законодательством такой обязанности не возложено.

Судебная коллегия согласиться с выводом суда не может.

Обязанности по санитарной защите леса предусмотрены ст. 55 Лесного кодекса и Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414.

Согласно 28 Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

При этом в п. 38 Правил указано, что при повреждении лесных насаждений в результате негативного воздействия ветра, снега, вод (когда деревья повалены или сломаны ветром, снегом, при подмывании водой), а также при наличии в них валежной древесины осуществляется очистка лесных насаждений от захламленности.

Таким образом, под захламленностью леса поднимается результат негативного воздействия природных факторов на лесные насаждения.

Следовательно, обязанности по организации мероприятий по ликвидации свалок, образованных в результате жизнедеятельности людей, состоящих из бытовых отходов и мусора, не могут быть возложены на органы, перечисленные в пп. б п. 3 указанных выше Правил санитарной безопасности в лесах.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

Согласно ч. 1 ст. 8 вышеназванного Федерального закона в редакции на день возникновения спорных правоотношений к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в редакции на день возникновения спорных правоотношений к вопросам местного значения городских поселений отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно требованиям п. "е" части 39 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 г. N 414 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза бытовых отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Положениями Устава городского поселения Хорлово предусмотрено, что вопрос организации вывоза организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского поселения и входит в полномочия администрации поселения (п. п. 17 ст. 11, п. 32 ст. 31 Устава).

Согласно ч. 1 ст. 13 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно ч. 1 ст. 22 данного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ссылки суда на невозможность применения положений Закона Московской области от 30.12.2014 г. № 191/2014-ОЗ несостоятельны, данный закон устанавливает не только единые нормы и требования в сфере благоустройства, но также требования к обеспечению чистоты и порядка на территории Московской области (ст. 1 Закона).

При этом согласно ч. 5 ст. 57 названого Закона Московской области по участкам в составе земель лесного фонда, не предоставленных в установленном порядке в пользование гражданам или юридическим лицам, расположенных на границах муниципальных образований Московской области договоры на вывоз и утилизацию мусора заключают органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 131-ФЗ в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Таким образом, то обстоятельство, что места несанкционированного складирования отходов расположены на землях, находящихся в федеральной собственности не изменяют того обстоятельства, что местное самоуправление осуществляется в границах муниципального образования независимо от форм собственности на земельные участки, находящиеся на него территорий.

Неисполнение указанных обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством для органов местного самоуправления в указанной области, привело к загрязнению лесных участков и нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Следовательно, оспариваемым предписанием на органы местного самоуправления городского поселения Хорлово правомерно возложена обязанность по очистке территории лесного участка от мусора в указанных в предписании объемах.

В связи с чем, по мнению судебной коллегии, оснований к отмене оспариваемого предписания не имелось.

Поскольку выводы суда противоречат требованиям материального закона, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Воскресенского городского суда Московской области от 07 октября 2015 года отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении административного искового заявления администрации городского поселения Хорлово об оспаривании предписания государственного лесного инспектора Московской области отказать.

Председательствующий

Судьи