НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 06.12.2021 № 33-35540/2021

Судья: Чистилова А.А.

дело № 33-35540/2021

УИД 50RS0042-01-2021-004051-70

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гулиной Е.М.

судей Мизюлина Е.В., Воронцовой Е.В.,

при помощнике судьи Коноваловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 6 декабря 2021 года апелляционную жалобу Ч.И.Е. на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 8 июля 2021 года по делу № 2-3198/2020 по иску Ч.И.Е. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконными решений об отказе в назначении пособий, возложении обязанности назначить пособия на детей

заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,

объяснения представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

Ч.И.Е. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконными решения 26.03.2021 г. № 106338 об отказе в назначении единовременного пособия при рождении ребенка – Ч.Е.Р., от 26.03.2021 г. № 106344 об отказе в назначении пособия на Ч.Д.Р., от 26.03.2021 г. № 106345 об отказе в назначении пособия на Ч.В.Р., от 26.03.2021 г. № 106348 об отказе в назначении пособия на Ч.С.Р., возложении обязанности назначить пособия на детей.

В обоснование требований указала, что является матерью несовершеннолетних детей: Ч.Е.Р., <данные изъяты> г.р., Ч.В.Р., <данные изъяты> г.р., Ч.Д.Р., <данные изъяты> г.р., Ч.С.Р., <данные изъяты> г.<данные изъяты><данные изъяты> обратилась в Сергиево-Посадское управление социальной защиты Министерства социального развития <данные изъяты> за получением единовременного пособия при рождении ребенка - Ч.Е.Р. и ежемесячных пособий на детей. Вместе с тем, решениями от <данные изъяты><данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>Ч.И.Е. отказано в назначении пособий на Ч.Д.Р., Ч.С.Р., Ч.В.Р., в связи с предоставлением неполных сведений о доходах семьи. Решением от <данные изъяты><данные изъяты> истцу отказано в предоставлении государственной услуги по назначению единовременного пособия при рождении ребенка Ч.Е.Р., в связи с предоставлением неполных сведений о доходах семьи. Данные решения являются незаконными и нарушающими права детей, все имеющиеся у истца сведения по доходу семьи были представлены. Ч.И.Е. не предъявила судебный приказ к исполнению, поскольку отец ребенка добровольно платит алименты, о чем представлено соответствующее нотариальное заявление.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.

Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 8 июля 2021 года исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Ч.И.Е. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Истец в заседание судебной коллегии не явилась, извещена.

Представитель ответчика в заседании судебной коллегии просил решение суда оставить без изменения.

В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствии истца, учитывая ее надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Ч.И.Е. и Ч.Р.С. являются родителями несовершеннолетних детей: Ч.Е.Р., <данные изъяты> г.р., Ч.В.Р., <данные изъяты> г.р., Ч.С.Р., <данные изъяты> г.р., Ч.Д.Р., <данные изъяты> г.р.

Брак между Ч.И.Е. и Ч.Р.С. расторгнут <данные изъяты> на основании решения мирового судьи 233 судебного участка Сергиево-Посадского судебного района <данные изъяты> от <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о расторжении брака.

Истец <данные изъяты> обратилась к ответчику с заявлениями о назначении единовременного пособие при рождении ребенка - Ч.Е.Р., и пособий на детей: Ч.В.Р., Ч.Д.Р. и Ч.С.Р.

Решением от <данные изъяты><данные изъяты> истцу отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде назначения единовременного пособия при рождении ребенка – Ч.Е.Р. со ссылкой на то, что Ч.И.Е. предоставлены неполные сведения о доходах семьи (не предоставлены сведения о доходах (алиментах), уплачиваемых отцом ребенка за декабрь 2020 г. и январь, февраль 2021 г.).

Решениями от 26.03.2021 г. № 106345, № 106344, № 106348 истцу отказано в назначении пособий на детей - Ч.В.Р., Ч.Д.Р. и Ч.С.Р., в связи с предоставлением неполных сведений о доходах семьи (не предоставлены сведения о доходах (алиментах), уплачиваемых отцом на детей за период с февраля 2020 года по февраль2021 года).

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд привел положения пунктов 10, 13, 18, подпункт «е» пункта 94 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в московской области, утвержденный Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 г. № 989/30, ст. 81, 100 СК РФ, и указал, что истцом не были представлены сведения о доходах за каждый из трех календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения – для назначения единовременного пособия на ребенка и за каждый из двенадцати календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения – для назначения пособия на детей, позволяющие произвести расчет среднедушевого дохода семьи для установления права на получение выплат, а представленное истцом соглашение об уплате алиментов на содержание детей от 05.03.2021 г. устанавливает обязанность по уплате алиментов на детей, начиная с 11.03.2021 г., согласившись, таким образом, с позицией ответчика.

Судебная коллегия с решением суда и содержащимися в нем выводами не может согласиться по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Московской области от 12.01.2006г. № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если ребенок, на которого назначается пособие, зарегистрирован по месту жительства в Московской области.

Право на единовременное пособие при рождении ребенка определяется в порядке и на условиях, действующих на день обращения за его назначением.

Из ч. 1 ст. 7 Закона Московской области от 12.01.2006г. № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» следует, что право на пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.

В целях реализации положений Закона Московской области от 12.01.2006г. № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012г. № 989/30 принято Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области (далее – Порядок, в редакции, действующей на момент подачи заявления).

В соответствии с п. 3 данного Порядка единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области на душу населения, если ребенок, на которого назначается пособие, зарегистрирован по месту жительства в Московской области.

В силу п. 10 Порядка решение об отказе в назначении единовременного пособия принимается в случае:

- превышения среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума, устанавливаемой Правительством Московской области;

- обращения за назначением единовременного пособия по истечении шести месяцев со дня рождения ребенка;

- назначения второму родителю (опекуну) единовременного пособия на этого ребенка в другом территориальном структурном подразделении;

- отсутствия у заявителя и (или) у ребенка регистрации по месту жительства в Московской области;

- лишения заявителя родительских прав или ограничения его в родительских правах в отношении ребенка;

- нахождения ребенка на полном государственном обеспечении;

- несоответствия документов, указанных в п. 3, 4 настоящего Порядка, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области;

- представления неполных сведений о доходах семьи в соответствии с пунктом 94.1 настоящего Порядка;

- непредставления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из трех календарных месяцев;

- представления неполного комплекта документов, подлежащих обязательному представлению;

- непредставления в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг оригиналов документов для сверки с электронными образами документов, поданных посредством Государственной информационной системы Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области», в течение 2 рабочих дней со дня соответствующего уведомления в личном кабинете в Государственной информационной системе Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области»;

- несоответствия подлинников документов, представленных для сверки, электронным образам документов, поданных посредством Государственной информационной системы Московской области «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области».

Согласно п. 12 Порядка пособие на ребенка назначается (возобновляется), продлевается одному из родителей либо лицу, его заменяющему (далее - заявитель), на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста 16 лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.

Пособие назначается с месяца рождения ребенка, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка. При обращении за пособием по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка пособие назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца обращения (п. 12.1 Порядка).

Согласно п.п. «л» и «м» п. 18 Порядка основанием для отказа в назначении пособия является представление неполных сведений о доходах; непредставления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев.

В состав семьи для назначения единовременного пособия, назначения (возобновления), продления пособия, учитываются:

- состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители), и проживающие с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети;

- одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети (п. 88 Порядка).

К числу доходов, учитываемых при определении права на пособия в частности учитываются все виды заработной платы по всем местам работы и иные выплаты, полученные в связи с трудовой деятельностью по месту работы, средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, алименты на содержание ребенка (детей), выплачиваемые родителю, с которым фактически проживает ребенок (дети)(подп. «а», «б» п. 92, подп. «ж», «е» п. 93, подп. «е» п. 94 Порядка).

В соответствии с п. 95 Порядка доход семьи для исчисления величины среднедушевого дохода для назначения единовременного пособия определяется как общая сумма доходов семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении указанного социального пособия (далее - расчетный период для назначения единовременного пособия), исходя из состава семьи на дату подачи заявления о назначении.

Доход семьи для исчисления величины среднедушевого дохода для назначения (возобновления, продления) пособия на ребенка, ежемесячного пособия детям-инвалидам, ежемесячного пособия студентам определяется как общая сумма доходов семьи за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении (возобновлении, продлении) соответствующего социального пособия (далее - расчетный период), исходя из состава семьи на дату подачи заявления о назначении (возобновлении, продлении) соответствующего социального пособия.

При исчислении дохода семьи учитываются начисленные суммы до вычета в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и обязательных страховых платежей (п. 96 Порядка).

Суд первой инстанции, отказывая в признании за истцом права на единовременное пособие в отношении Ч.Е.Р. и пособий на детей - Ч.В.Р., Ч.Д.Р. и Ч.С.Р., указал, что при обращении в Сергиево-Посадское управление социальной защиты населения в марте 2021 года был представлен не полный пакет документов для назначения мер социальной поддержки, в том числе не представлены сведения о доходах семьи, поскольку представленные документы о предоставлении содержания на детей до заключения нотариального соглашения, в частности нотариальное заявление, не могут подтверждать факт получения алиментов.

Судебная коллегия находит указанный вывод суда необоснованным, поскольку какой-либо специальной формы для документов, подтверждающих получения содержания на детей, действующим законодательством не установлено, данное содержание определяется родителями самостоятельно.

Семейный кодекс РФ закрепляет право ребенка на получение содержания от своих родителей (ч. 1 ст. 60) и корреспондирующую этому праву обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно (ч. 1 ст. 80).

Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов).

В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке (ч. 2 ст. 81 Семейного кодекса РФ).

В соответствии с п. 94 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области к доходу семьи, учитываемому при исчислении величины среднедушевого дохода, относятся алименты на содержание ребенка, выплачиваемые родителю, с которым он фактически проживает.

Сведения о доходах семьи указываются в заявлении о назначении (продлении выплаты) социального пособия в письменной форме и подтверждаются соответствующими документами.

Истцом были представлены нотариально удостоверенное заявление, согласно которому за период с <данные изъяты> по <данные изъяты>Ч.Р.С. выплачены полностью в ежемесячном размере 30 000 руб. алименты на детей, задолженности по содержанию и материальных претензий между сторонами не имеется.

Согласно соглашению об уплате алиментов на содержание детей от <данные изъяты>, начиная с <данные изъяты>Ч.Р.С. обязуется выплачивать алименты на содержание детей в размере не менее половины заработка и иного дохода, путем передачи личной денежных средств Ч.И.Е.

Оснований не принимать указанные документы у ответчика не имелось, доказательств обратного материалы дела не содержат.

Как установлено судом, судебный приказ о взыскании с Ч.Р.С., алиментов на содержание детей к принудительному исполнению истцом не предъявлялся, поскольку, в добровольном порядке супруг Ч.И.Е. выплачивает алименты на их содержание, что не опровергнуто материалами дела.

Доводы ответчика о несоответствии документов по форме и содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства <данные изъяты>, не основаны на законе.

Таким образом, установленные по делу фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что на основании представленных истцом в ответчику сведений о доходах, он не лишен был возможности произвести исчисление величины среднедушевого дохода семьи истца и произвести соответствующие выплаты.

Согласно Постановлению Правительства Московской области от 26.01.2021 г. № 26/3 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области на 2021 год» величина прожиточного минимума в Московской области на душу населения составляет 13 580 руб.

Согласно справке ООО «АЛЬПООЙЛ СП» доход истца за период с сентября 2020 г. по февраль 2021 г. составил 97 147,47 руб.

Согласно справке по форме 2НДФЛ за 2020-2021 г. доход истца за период с марта 2020 г. по февраль 2021 г. составил 92 727,27 руб.

Согласно представленному соглашению об уплате алиментов на содержание детей от 15.03.2021 г. размер алиментов за период март 2020 г. по февраль 2021 г. составил 360 000 руб.

В соответствии с п. 95 Порядка доход семьи для исчисления величины среднедушевого дохода для назначения пособия на ребенка определяется как общая сумма доходов семьи за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении соответствующего социального пособия, исходя из состава семьи на дату подачи заявления о назначении (возобновлении, продлении) соответствующего социального пособия.

В силу п. 104 величина среднедушевого дохода для назначения пособия определяется делением общей суммы дохода семьи за расчетный период на 12 и число членов семьи.

Таким образов доход истца за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения, т.е. за период с марта 2020 г. по февраль 2021 г. составил 360 000 руб.+189 874, 74 руб. = 549 874,74 руб.

Размер среднедушевого дохода на каждого из членов семьи истца составляет 9 164,58 руб. (549 874,74/12/5), что не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области.

В связи с чем, Ч.И.Е. имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на детей Ч.В.Р., <данные изъяты> г.р., Ч.Д.Р., <данные изъяты> г.р., Ч.С.Р., <данные изъяты> г.р., которое в силу п. 12.1 Порядка следует назначить с <данные изъяты>.

Разрешая требования истца в части назначения единовременного пособия на ребенка – Ч.Е.Р.. судебная коллегия исходит из положений п. 104 Порядка, согласно которому величина среднедушевого дохода определяется делением общей суммы дохода семьи за расчетный период на 3 и число членов семьи.

В соответствии с п. 95 Порядка доход семьи для исчисления величины среднедушевого дохода для назначения единовременного пособия определяется как общая сумма доходов семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении указанного социального пособия, исходя из состава семьи на дату подачи заявления о назначении.

Доход истца за период с декабря 2020 г. по февраль 2021 г. составляет 145 553, 2 руб., исходя из размера алиментов – 90 000 руб., и размера дохода согласно справки ООО «АЛЬПОЙЛ СП» - 55 553,32 руб.

Величина среднедушевого дохода семьи истца составит 9 703,55 руб. (145 553,2/3/5), т.е. не превышает величину прожиточного минимума в Московской области за 2021 г., равную 13 580 руб.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец имеет право на получение единовременного пособие на ребенка – Ч.Е.Р.

Ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права, судебная коллегия, с учетом ст. 330 ГПК РФ, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

Отменяя решение суда первой инстанции и разрешая данный вопрос по существу, судебная коллегия принимает решение об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 8 июля 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать незаконными решения Министерства социального развития Московской области от 26 марта 2021 года № 106338, от 26 марта 2021 года № 106344, от 26 марта 2021 года № 106345, от 26 марта 2021 года № 106348.

Обязать Министерство социального развития <данные изъяты> назначить Ч.И.Е. единовременное пособие на ребенка – Ч.Е.Р., <данные изъяты> года рождения.

Обязать Министерство социального развития <данные изъяты> назначить Ч.И.Е. с <данные изъяты> пособие на детей: Ч.В.Р., <данные изъяты> года рождения, Ч.Д.Р., <данные изъяты> года рождения, Ч.С.Р., <данные изъяты> года рождения.

Апелляционную жалобу Ч.И.Е. удовлетворить.

Председательствующий

Судьи