НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 06.05.2019 № 33-11489/19

Судья Васина Д.К. Дело № 33-11489/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Цуркан Л.С.,

судей Шишкина И.В., Никифорова И.А.,

при секретаре Анпилоговой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 6 мая 2019 года апелляционную жалобу ГУ – ГУ ПФР №2 по г. Москве и Московской области на решение Одинцовского городского суда Московской области от 25 января 2019 года по делу по иску <данные изъяты> к ГУ – ГУ ПФР №2 по г. Москве и Московской области о перерасчете пенсии,

заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,

объяснения представителя истца Музыченко С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Музыченко С.В. обратилась в суд с иском к ГУ – ГУ ПФР № 2 по г. Москве и Московской области и, уточнив требования просила: обязать произвести перерасчет размера пенсии исходя из факта ее трудовой деятельности в 147 Доме культуры, в период с 1985-1991 гг., заработной платы и денежного довольствия, указанной в архивной справке №5/П-29552 от 25.05.2018 г. в период с ноября 1985г. по ноябрь 1991г, назначить доплату к пенсии по старости, на ребенка-студента (иждивенца) с 12.03.2018 г. в размере 13 280 руб., назначить размер страховой пенсии по старости с 13.03.2018 г. в размере 12 733 руб. 7 коп.

Требования мотивированы тем, что с 12.03.2018г. была назначена трудовая пенсия по старости ниже прожиточного минимума в размере 7347 руб. Размер пенсии был установлен истцу исходя из того, что у пенсионного органа якобы отсутствовали сведения о заработной плате истца за 60 месяцев подряд за период с 1985г. по 1991г., исходя из которого истец просила произвести расчет размера пенсии. При обращении в клиентскую службу ПФР «Одинцово» Московской области, за назначением пенсии по старости, истец предоставила сотрудникам весь пакет необходимых документов, в том числе и справку из учебного заведения сына для начисления доплаты к пенсии на ребенка – студента, которой подтверждается факт обучения ребенка. При получении заявления и документов в клиентской службе ПФ в г. Краснознаменске, сотрудники указали, что документы о заработной плате Музыченко С.В. за 60 месяцев подряд за период с 1985г. по 1991г. они запросят сами в Центральном архиве Министерства обороны РФ, чего сделано не было, поскольку пенсия была начислена без учета сведений о денежном довольствии истца за период с 1985г. по 1991г. Таким образом истец сама собирала архивные данные по выплаченному денежному довольствию. Музыченко С.В. передала архивную справку №5/П-29552 от 25.05.2018г., содержащую сведения о периоде работы с ноября 1985г. по ноябрь 1991г. 07.08.2018г. лично руководителю клиентской службы пенсионного фонда в г. Краснознаменске еще до назначения размера пенсии. До сентября 2018г. истцу из пенсионного органа никакой информации о сроках и размере назначения пенсии не поступало, копию решения о назначении пенсии истец не получала, о размере пенсии узнала при получении. О том, что размер ее пенсии составляет ниже прожиточного минимума в Московской области узнала в сентябре 2018г. 12.09.2018г. истец обратилась посредством почтовой связи в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии, приложив необходимые документы, однако ответчик корреспонденцию намеренно не получил. Считает действия ответчика недобросовестными, общий трудовой стаж и среднемесячный заработок пенсионера заниженными, что привело к неправильному исчислению размера ее пенсии.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования, представитель ответчика иск не признал.

Решением Одинцовского городского суда Московской области от

25 января 2019 года постановлено:

-обязать ГУ-ГУПФ РФ № 2 по г.Москве и по Московской области произвести перерасчет размера пенсии Музыченко С.В., с 12.03.2018 года исходя из факта трудовой деятельности Музыченко С.В. в 147 Доме культуры, в период с 1985-1991 годах заработной платы и денежного довольствия, указанной в архивной справке №5/П-29552 от 25.05.2018 года, в период с ноября 1985 по ноябрь 1991 года;

-назначить доплату к пенсии по старости, на ребенка-студента (иждивенца), с 12.03.2018 года (8 месяцев), в размере 13 280 рублей;

-назначить размер страховой пенсии по старости Музыченко Светлане Васильевне с 13.03.2018 года, в размере 12 733,7 рубля.

Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе ответчик просит его отменить и принять по делу новое судебное решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Из материалов дела следует, что с 12.03.2018 г. Музыченко С.В. назначена страховая пенсия по старости в размере 7347 руб. 25 коп.

Из содержания трудовой книжки усматривается, что Музыченко С.В. работала в 147 Доме культуры с 12.07.1985г. по 26.11.1985 г. в должности гардеробщицы.

Согласно архивной справки №5/П-29552 от 25.05.2018 года, в период с ноября 1985 по ноябрь 1991 год Музыченко С.В. проходила сверхсрочную военную службу в том же 147 Доме культуры Советской Армии (ДКСА), в воинском звании рядовой, в должности кинорадиомеханика и ей начислялось денежное довольствие в рублях и копейках, копия архивной справки прилагается.

12.09.2018 г. Музыченко С.В. обратилась с заявлением о перерасчете размера пенсии, путем почтового отправления РПО № 12135118006516, с приложением необходимых документов для ее перерасчета, архивной справки №5/П-29552 от 25.05.2018г. в также для начисления пенсии, исходя из заработка за период с 1985 года по 1991 год и справки №1002 от 12.09.2018 г. в отношении Музыченко Б.В., 1999 года рождения, для начисления доплаты к пенсии на иждивенца, ( л.д. 114-147).

Проверив расчет получаемой истцом страховой пенсии по старости, представленный ответчиком, суд 1-инстанции пришел к выводу, что данный расчет не соответствует требованиям закона.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. При этом ст. 2 названного Федерального закона предусматривает, что установление трудовой пенсии - это назначение трудовой пенсии, перерасчет или корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой. Таким образом, вне зависимости от того, принимается ли решение об установлении трудовой пенсии впервые или трудовая пенсия устанавливается в новом размере в связи с перерасчетом или корректировкой, размер пенсии будет определяться заново в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на день такого установления.

Статьей 30 предусмотрено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

В мотивировочной части решения судом 1-й инстанции не приведено арифметического обоснования установленного с 13.03.2018 года истцу размера страховой пенсии (12733,7). При таких обстоятельствах решение суда в этой части нельзя признать законным.

Вариант исчисления расчетного размера страховой пенсии, до обращения истца с заявлением 12.09.2018 г. определен ответчиком правильно с учетом имеющихся в распоряжении документов, подтверждающий его страховой стаж, то есть в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В данном случае только на основании представленных истцом документов при разрешении настоящего спора у ответчика возникает обязанность произвести соответствующий перерасчет и назначить выплату пенсии в ином размере, в порядке предусмотренном с абзацем 3 части 1 статьи 20 Закона N 173-ФЗ.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в п. п. 1, 3 и 4 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной ч. 1 ст. 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу положений ст. 21 Закона установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном страховании в Российской Федерации" по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

К фиксированной выплате к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) применяются порядок установления, правила выплаты и доставки, которые установлены настоящим Федеральным законом для страховой пенсии, если не установлено иное.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 884-н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В соответствии с п. 4 Правил граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя (п. 25), перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении" производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно п. п. 50, 51, 79 Приказа Минтруда России от 28.11.2014 N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", в случае, если необходимые для установления пенсии документы имеются в выплатном деле, их представление не требуется. Необходимые для установления пенсии документы должны быть представлены в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, заверенных нотариусом или иным уполномоченным лицом, и содержать достоверные сведения. Документами, подтверждающими, что лицо, которому назначается пенсия, является родителем ребенка, являются свидетельство о рождении, свидетельство об установлении отцовства, справки о рождении, об установлении отцовства, выданные органами записи актов гражданского состояния.

По смыслу вышеуказанных норм закона одним из оснований назначения фиксированной выплаты к страховой пенсии является обращение гражданина в отделение Пенсионного фонда с заявлением (с приложением документов).

Доводы жалобы о том, что решение суда в части возложения обязанности на ответчика назначить истцу доплату к пенсии по старости на ребенка –студента (иждивенца) с 12.03.2018 г. в размере 13280 руб. не соответствует положениям действующего законодательства, заслуживают внимание.

В соответствии со статей, <данные изъяты> 5 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 420-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона "О страховых пенсиях", внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии" с1 января 2018 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", индексируется на коэффициент, равный 1,037, и устанавливается в сумме, равной 4 982 руб. 90 коп.

Таким образом, установленный судом ежемесячный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии на иждивенца- студента в сумме 13280 руб. противоречит положениям действующего законодательства.

Принимая во внимание, что с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости истец обратился в пенсионные органы 12.09.2018 года, иного не установлено, судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить и возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом периодов работы с 1985 г. по 1991 г., выплачивать фиксированную выплату к страховой пенсии по старости на иждивенца с 01.10.2018 г.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Одинцовского городского суда Московской области от 25 января 2019 года в части назначения <данные изъяты> размера страховой пенсии по старости с 13.03.2018 года в размере 12733 руб. 70 коп. – отменить.

Постановить в отменной части новое решение.

В удовлетворении требований <данные изъяты> о назначении размера страховой пенсии по старости с 13.03.2018 года в размере 12733 руб. 70 коп. – отказать.

Это же решение в части возложения обязанности на ГУ – ГУ ПФР №2 по г. Москве и Московской области произвести перерасчет пенсии <данные изъяты> и назначить доплату к пенсии по старости на ребенка –студента (иждивенца) с 12.03.2018 г. в размере 13280 руб. изменить.

Обязать ГУ – ГУ ПФР №2 по г. Москве и Московской области произвести перерасчет пенсии <данные изъяты> и выплачивать фиксированную выплату к страховой пенсии по старости на иждивенца <данные изъяты>, 1999 года рождения с 1 октября 2018 года.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционную жалобу ГУ – ГУ ПФР №2 по г. Москве и Московской области удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи