Судья Федотова Н.Г. Дело № 33-24448/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Сидорова П.А..,
судей Мизюлина Е.В., Шишкина И.В.,
при секретаре Родиной Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 ноября 2014 года апелляционную жалобу Вороновского Управления социальной защиты населения города Москвы на решение Подольского городского суда Московской области от 29 августа 2014 года по делу по иску Кузнецовой Нины Васильевны к Вороновскому районному Управлению социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения города Москвы о признании права на компенсационные выплаты, по иску Сизовой Ларисы Федоровны к Вороновскому районному Управлению социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения города Москвы о признании права на компенсационные выплаты, по иску Аляевой Нины Алексеевны к Вороновскому районному Управлению социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения города Москвы о признании права на компенсационные выплаты,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истцов, представителя истцов, представителя ответчика, представителя 3-лица,
УСТАНОВИЛА:
Кузнецова Н.В. обратилась в суд с уточенным иском к Вороновскому районному управлению социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения г.Москвы, в котором просила установить юридический факт, что по состоянию на 30.06.2012 г. она имела право на льготы, предусмотренные для педагогических работников, работавших в сельской местности, и уволенных в связи с выходом на пенсию, и признать за ней право на бессрочное получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных компенсаций стоимости оплаты за занимаемую общую площадь жилого помещения, за электроэнергию и отопление, как педагогическому работнику – пенсионеру, установленных ст. 15 Закона Московской области от 23.03.2006 г. № 36/2006-ОЗ « О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» с 26.06.2012 года.
Требования мотивировала тем, что, работая до 26.06.2012 г. воспитателем МДОУ «Детский сад № 30 «Кленочек», расположенном в сельском поселении Клёново Подольского района Московской области, состояла на учете в районном управлении социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области и пользовалась указанными мерами социальной поддержки как педагогический работник муниципального учреждения социально-культурной сферы Московской области. Она имеет более 17 лет такого стажа, в связи с чем, в соответствии с законодательством Московской области, данные меры социальной поддержки должны были быть сохранены и после прекращения трудовых отношений в связи с установлением пенсии. 26.06.2012 года она прекратила трудовую деятельность в указанном учреждении. 28.06.2012 г. представила в районное управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области документы, подтверждающие право на сохранение мер социальной поддержки. В связи с изменением границ, сельское поселении Клёново Подольского района Московской области, где она проживает, вошло в состав г.Москвы, в связи с чем Министерством социальной защиты населения Московской области она была снята с учета. Ответчик полагает, что права на компенсационные выплаты она не имеет, с чем она не согласна, поскольку, на 30.06.2012 года она имела право на указанные льготы в соответствии с законодательством Московской области, которые, в силу п.1 Постановления Правительства г.Москвы от 19.06.2012 г. № 275-ПП, должны быть сохранены.
Сизова Л.Ф. обратилась в суд с уточенным иском к Вороновскому районному управлению социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения г.Москвы, в котором просила установить юридический факт, что по состоянию на 30.06.2012 г. она имела право на льготы, предусмотренные для педагогических работников, работавших в сельской местности, и уволенных в связи с выходом на пенсию, и признать за ней право на бессрочное получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных компенсаций стоимости оплаты за занимаемую общую площадь жилого помещения, за электроэнергию и отопление, как педагогическому работнику – пенсионеру, установленных ст. 15 Закона Московской области от 23.03.2006 г. № 36/2006-ОЗ « О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» с 26.06.2012 года.
Требования мотивировала тем, что, работая до 26.06.2012 г. воспитателем МДОУ «Детский сад № 30 «Кленочек», расположенном в сельском поселении Клёново Подольского района Московской области, состояла на учете в районном управлении социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области и пользовалась указанными мерами социальной поддержки, как педагогический работник муниципального учреждения социально-культурной сферы Московской области. Она имеет 14 лет такого стажа, в связи с чем, в соответствии с законодательством Московской области, данные меры социальной поддержки должны были быть сохранены и после прекращения трудовых отношений в связи с установлением пенсии. 26.06.2012 года она прекратила трудовую деятельность в указанном учреждении. 28.06.2012 г. представила в районное управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области документы, подтверждающие право на сохранение мер социальной поддержки. В связи с изменением границ сельское поселении Клёново Подольского района Московской области, где она проживает, вошло в состав г.Москвы, в связи с чем Министерством социальной защиты населения Московской области она была снята с учета. Ответчик полагает, что права на компенсационные выплаты она не имеет, с чем она не согласна, поскольку, на 30.06.2012 года она имела право на указанные льготы в соответствии с законодательством Московской области, которые, в силу п.1 Постановления Правительства г.Москвы от 19.06.2012 г. № 275-ПП, должны быть сохранены.
Аляева Н.А. обратилась в суд с уточенным иском к Вороновскому районному управлению социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения г.Москвы, в котором просила установить юридический факт, что по состоянию на 30.06.2012 г. она имела право на льготы, предусмотренные для педагогических работников, работавших в сельской местности, и уволенных в связи с выходом на пенсию, и признать за ней право на бессрочное получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных компенсаций стоимости оплаты за занимаемую общую площадь жилого помещения, за электроэнергию и отопление, как педагогическому работнику – пенсионеру, установленных ст. 15 Закона Московской области от 23.03.2006 г. № 36/2006-ОЗ « О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» с 29.06.2012 года.
Требования мотивировала тем, что, работая до 29.06.2012 г. воспитателем МДОУ «Детский сад № 30 «Кленочек», расположенном в сельском поселении Клёново Подольского района Московской области, состояла на учете в районном управлении социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области и пользовалась указанными мерами социальной поддержки, как педагогический работник муниципального учреждения социально-культурной сферы Московской области. Она имеет более 14 лет такого стажа, в связи с чем, в соответствии с законодательством Московской области, данные меры социальной поддержки должны были быть сохранены и после прекращения трудовых отношений в связи с установлением пенсии. 29.06.2012 года она прекратила трудовую деятельность в указанном учреждении. В день прекращения трудовых отношений она представила в районное управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области документы, подтверждающие право на сохранение мер социальной поддержки. В связи с изменением границ сельское поселении Клёново Подольского района Московской области, где она проживает, вошло в состав г.Москвы, в связи с чем Министерством социальной защиты населения Московской области она была снята с учета. Ответчик полагает, что права на компенсационные выплаты она не имеет, с чем она не согласна, поскольку, на 30.06.2012 года она имела право на указанные льготы в соответствии с законодательством Московской области, которые, в силу п.1 Постановления Правительства г.Москвы от 19.06.2012 г. № 275-ПП, должны быть сохранены.
Определением Подольского городского суда от 09.06.2014 года указанные гражданские дела объединены в одно производство.
Определением Подольского городского суда от 29.08.2014 г. исковые заявления в части требований об установлении юридического факта оставлены без рассмотрения.
Представитель третьего лица, Министерства социальной защиты населения Московской области полагала иски подлежащими удовлетворению, указав, что после увольнения для сохранения права на меры социальной поддержки истицы представили копии трудовых книжек и справки с места работы. Заявления о сохранении права на получение компенсационных выплат не истребовались, поскольку, форма такого заявления не предусмотрена административным регламентом. В соответствии с законодательством Московской области истицы имели право на получение компенсационных выплат, однако, с 01.07.2012 г. они стала жителем г.Москвы, в связи с чем их личные дела были переданы в Вороновское районное управление социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения г.Москвы.
Представитель ответчика просил в исках отказать. В обоснование возражений указал, что законодательством г. Москвы не предусмотрены компенсационные выплаты по указанному истицам основанию. Меры социальной поддержки, не предусмотренные законодательством города Москвы, сохраняются в размерах и на срок, которые предусмотрены соответствующими правоприменительными решениями уполномоченных органов исполнительной власти Московской области по состоянию на 30 июня 2012 г. в соответствии с законодательством Московской области. На указанную дату решений о предоставлении истицам мер социальной поддержки в виде компенсационных выплат, как пенсионерам-педагогам, принято не было. В связи с увольнением истиц, с 01.07.2012 г. подлежало прекращению предоставление государственной услуги по выплате им компенсации как педагогическим работникам муниципального учреждения социально-культурной сферы Московской области, и с этой даты возможно было установить льготный статус истиц по другому основанию. Заявление о назначении мер социальной поддержки по новому статусу истицами не подавалось. Аляева Н.А. 28.11.2012 г., Сизова Л.Ф. 03.12.2012 года, Кузнецова Н.В. 29.12.2012 года представляли заявления на выплату компенсаций, как работающие педагогические работники социально-культурной сферы. Получили выплаты, как педагогические работники.
Решением Подольского городского суда Московской области от 29 августа 2014 года иски удовлетворены.
В апелляционной жалобе Вороновское районное управление социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения г. Москвы, ссылаясь на доводы, изложенные в суде первой инстанции, просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Истицы, их представитель, представитель третьего лица, Министерства социальной защиты населения Московской области просили оставить решение суда без изменений.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным ( ч.1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует.
Как установлено судом при рассмотрении настоящего гражданского дела Кузнецова Н.В. с 01.04.1998г. работала в МДОУ Центр развития ребенка - детский сад №30 «Кленочек», расположенном в сельском поселении Кленово Подольского муниципального района Московской области, в должности воспитателя и являлась получателем мер социальной поддержки, предусмотренных для категории граждан, указанных в п.31 ст.1 Закона Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области».
Уволена с 26.06.2012г. На момент увольнения истица имела стаж работы в должности педагогического работника в сельской местности более 17 лет. Пенсия по старости назначена 15.12.2005 года.
Сизова Л.Ф. с 01.04.1998г. работала в МДОУ Центр развития ребенка - детский сад №30 «Кленочек», расположенном в сельском поселении Кленово Подольского муниципального района Московской области, в должности воспитателя и являлась получателем мер социальной поддержки, предусмотренных для категории граждан, указанных в п.31 ст.1 Закона Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области».
Уволена с 26.06.2012г. На момент увольнения истица имела стаж работы в должности педагогического работника в сельской местности 14 лет. Пенсия по старости назначена 06.12.2010 года.
Аляева Н.А. с 01.04.1998г. работала в МДОУ Центр развития ребенка - детский сад №30 «Кленочек», расположенном в сельском поселении Кленово Подольского муниципального района Московской области, в должности воспитателя и являлась получателем мер социальной поддержки, предусмотренных для категории граждан, указанных в п.31 ст.1 Закона Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области».
Уволена с 29.06.2012г. На момент увольнения истица имела стаж работы в должности педагогического работника в сельской местности более 14 лет. Пенсия по старости назначена 16.09.2002 года.
После увольнения из детского сада истицы представили в Подольское районное управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области копии трудовых книжек и справки с места работы, подтверждающие их право на получение мер социальной поддержки как пенсионеров, имеющих общий стаж работы в учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа Московской области, не менее 10 лет, которые на день выхода на пенсию пользовались мерами социальной поддержки, предусмотренными ст. 15 Закона Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области».
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что предоставление мер социальной поддержки гражданам, указанным в ст. 15 Закона Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» носит непрерывный характер и сохраняется после увольнения при соблюдении требований, предусмотренных законом, тем самым, поскольку истицы таким требованиям на 30.06.2012 г. отвечали, то они имеют право на их предоставление без ограничения срока.
Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может исходя из следующего.
Согласно п.8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ст. 55 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истицы проживают в сельском поселении Кленовское, присоединенном с 01.07.2012 года к городу Москве, и состоят на учете в Вороновском управлении социальной защиты населения города Москвы.
Согласно п. 31 ст. 1 Закона Московской области от 23.03.2006 года №36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» к категории граждан, в отношении которых установлены меры социальной поддержки относятся лица, работающие и имеющие место жительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области: педагогические работники государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы Московской области, работающие в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области.
Лицам, указанным в п. 31 ст. 1 настоящего Закона, а также членам их семей, предоставляется ежемесячная денежная компенсация стоимости платы за электроэнергию в пределах нормативов потребления, утверждаемых органами государственной власти Московской области в порядке, установленном Правительством РФ, либо ежемесячная денежная компенсация стоимости платы за электроэнергию, потребляемую на освещение, по их выбору;
3) ежемесячная денежная компенсация стоимости платы за отопление, а лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления:
стоимости платы за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки;
стоимости платы за природный газ или бытовой газ в баллонах и электроэнергию, используемые для отопления в объемах, соответствующих нормативам расхода тепловой энергии на указанные цели.
Аналогичные меры социальной поддержки, в соответствии со ст. 15 Закона имеют также лица, прекратившие трудовые отношения с учреждениями в связи с установлением (назначением) им пенсии (независимо от вида пенсии), если общий стаж их работы в учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа Московской области составляет не менее 10 лет и на день установления (назначения) пенсии либо на день их выхода на пенсию они пользовались указанными мерами социальной поддержки.
Законодательством г. Москвы не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки категории лиц, к которым относятся истицы (пенсионеры-педагоги).
В то же время, в силу п. 1.2. Постановления Правительства Москвы от 19.06.2012 года №275-ПП «О порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства на территории, присоединенной к городу Москве», гражданам, имеющим место жительства на территории, присоединенной к городу Москве, сохранено предоставление мер социальной поддержки, не предусмотренных законодательством города Москвы, в размерах и на срок, которые предусмотрены соответствующими правоприменительными решениями уполномоченных органов исполнительной власти Московской области по состоянию на 30 июня 2012 года в соответствии с законодательством Московской области.
Таким образом, право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Московской области от 23.03.2006 г. № 36/2006-ОЗ имеют только те педагогические работники – пенсионеры, имеющие общий стаж работы в учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа Московской области, не менее 10 лет и которые на день установления (назначения) пенсии либо на день их выхода на пенсию пользовались указанными мерами социальной поддержки, в отношении которых имеются правоприменительные решения уполномоченных органов исполнительной власти Московской области по состоянию на 30 июня 2012 года.
В силу п.п.3-4 Порядка предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2008 г. № 1235/52, компенсации предоставляются на основании заявления получателя и приятого в установленном порядке решения.
Распоряжением Министерства социальной защиты населения Московской области от 09.09.2011 № 66-р был утвержден Административный регламент предоставления Министерством социальной защиты населения Московской области государственной услуги по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области», действовавший до 29.10.2013 г..
В соответствии с указанным регламентом предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация документов для предоставления государственной услуги; формирование выплатного дела; определение наличия либо отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги, принятие решения и уведомление заявителя о назначении либо отказе в назначении ежемесячной компенсации(п.3.1).
Согласно п.2.9 предоставление государственной услуги прекращается при возникновении права на предоставление государственной услуги по другому основанию.
Предоставление государственной услуги по новому основанию предполагает соблюдение вышеуказанных административных процедур.
Из материалов дела следует, что с заявлениями о получении мер социальной поддержки в качестве пенсионеров, имеющих общий стаж работы в учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа Московской области, не менее 10 лет, которые на день выхода на пенсию пользовались мерами социальной поддержки, предусмотренными ст. 15 Закона Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», истицы в установленном порядке не обращалась.
Решений о предоставлении им мер социальной поддержки по данному основанию Министерством социальной защиты населения Московской области не принималось.
В Вороновское районное Управления социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения г. Москвы при передаче дел были переданы справки, автоматизировано сформированные из базы данных, согласно которым, истицы по состоянию на 30.06.2012 года являлись получателями мер социальной поддержки, как педагогические работники социально-культурной сферы, что соответствует положениям п. 2.9 Административного регламента, в соответствии с которым предоставление государственной услуги прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение.
Исходя из данного статуса, истицы по соответствующему обращению получали меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Московской области для педагогических работников государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы Московской области, работающие в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области, в период возобновления работы воспитателем в детском саду.
Таким образом, у истиц отсутствуют права на меры социальной поддержки как пенсионеров, имеющих общий стаж работы в учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа Московской области, не менее 10 лет.
При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене.
С учетом изложенного в настоящем определении судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, постановляет по делу новое решение об отказе в исках.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
решение Подольского городского суда Московской области от 29 августа 2014 года отменить.
Иск Кузнецовой Нины Васильевны к Вороновскому районному управлению социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения города Москвы о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных компенсаций стоимости платы за занимаемую общую площадь жилого помещения, стоимости платы за электроэнергию в пределах нормативов потребления, стоимости платы за отопление, как педагогическому работнику – пенсионеру с 26.06.2012 года оставить без удовлетворения.
Иск Сизовой Ларисы Федоровны к Вороновскому районному управлению социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения города Москвы о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных компенсаций стоимости платы за занимаемую общую площадь жилого помещения, стоимости платы за электроэнергию в пределах нормативов потребления, стоимости платы за отопление, как педагогическому работнику – пенсионеру с 26.06.2012 года оставить без удовлетворения.
Иск Аляевой Нины Алексеевны к Вороновскому районному управлению социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения города Москвы о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячных денежных компенсаций стоимости платы за занимаемую общую площадь жилого помещения, стоимости платы за электроэнергию в пределах нормативов потребления, стоимости платы за отопление, как педагогическому работнику – пенсионеру с 29.06.2012 года оставить без удовлетворения
Апелляционную жалобу Вороновского Управления социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения города Москвы – удовлетворить.
Председательствующий
Судьи