Судья Орлов А.Г. Дело № 33-18929/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Шаровой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 сентября 2013 года апелляционную жалобу Гокоева В.М. на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 19 августа 2013 года по делу по заявлению Гокоева В.М. об отмене решения Избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области от 12.08.2013 № 47 «О регистрации кандидата на должность Главы муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области Буя А.Ф.»,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., объяснения представителя Гокоева В.М. – Зиберева С.А., Буя А.Ф., представителя Избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области – Трояновской Н.В., заключение прокурора Тришиной В.В.,
установила:
Гокоев В.М. обратился в суд с заявлением об отмене решения Избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области от 12.08.2013 № 47 о регистрации Буя А.Ф. кандидатом на должность Главы муниципального образования сельское поселение Луневское.
В обоснование требований заявитель указал, что он является зарегистрированным кандидатом на ту же выборную должность. При ознакомлении с документами, представленными для регистрации выдвинутого политической партией «Справедливая Россия» кандидата Буя А.Ф. им было выявлено, что:
- в заявлении Буя А.Ф. о согласии баллотироваться был указан род занятий «военный пенсионер», но документ, подтверждающий данное обстоятельство, представлен не был, Буй А.Ф. получает трудовую пенсию по старости в ПФР;
- в сведениях об имуществе и о доходах кандидата Буй А.Ф. не указал сведения о принадлежности ему доли в ООО;
- с первым финансовым отчетом не была представлена банковская справка об остатке денежных средств на специальном избирательном счете.
Буй А.Ф. с заявлением не согласился, указав, что все необходимые документы им предоставлены, сведения сообщены.
Представитель МОРО «Справедливая Россия» просил в удовлетворении заявления отказать, пояснив, что имеющиеся недостатки не препятствуют идентификации кандидата и его регистрации.
Представитель Избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области просил заявление удовлетворить, поскольку прежнее решение об отказе в регистрации Буя А.Ф. было отменено вышестоящей избирательной комиссией.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 19 августа 2013 года в удовлетворении заявления Гокоева В.М. отказано.
В апелляционной жалобе Гокоев В.М. просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Гокоев В.М. не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно п. 5 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
При этом в соответствии с пп. «в», «в1», «в2» п. 24 ст. 38 основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; отсутствие в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных п.п. 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Из материалов дела следует, что на 08.09.2013 назначены выборы Главы муниципального образования сельское поселение Луневское.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области от 01.08.2013 № 41 Гокоев В.М. зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования сельское поселение Луневское.
Буй А.Ф. был выдвинут кандидатом на должность Главы муниципального образования сельское поселение Луневское решением конференции местного отделения политической партии «Справедливая Россия» от 19.07.2013.
22.07.2013 Буй А.Ф. подал в Избирательную комиссию муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность Главы муниципального образования сельское поселение Луневское, а также сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату, о вкладах в банках, ценных бумагах, копию паспорта, копию документа об образовании, копию пенсионного удостоверения.
23.07.2013 Буем А.Ф. в Избирательную комиссию были представлены документы, подтверждающие открытие избирательного счета, первый финансовый отчет, диск.
01.08.2013 Избирательной комиссией муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области было принято решение № 44 об отказе в регистрации Буя А.Ф. кандидатом на должность Главы муниципального образования сельское поселение Луневское. Решение мотивировано тем, что:
- в заявлении Буя А.Ф. о согласии баллотироваться указан род занятий как «военный пенсионер», но документ, подтверждающий это, представлен не был, Буй А.Ф. получает трудовую пенсию по старости в ПФР;
- в сведениях об имуществе и о доходах кандидата Буй А.Ф. не указал сведения о принадлежности доли в ООО;
- с первым финансовым отчетом не была представлена банковская справка об остатке денежных средств на специальном избирательном счете.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 08.08.2013 № 122/1745-5 удовлетворена жалоба Буя А.Ф., действия Избирательной комиссии муниципального образования сельское поселение Луневское, связанные с отказом в регистрации Буя А.Ф., признаны незаконными; Территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района Московской области поручено обязать Избирательную комиссию муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области отменить решение от 01.08.2013 № 44.
Решением Территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района Московской области от 10.08.2013 № 62/5-7 на Избирательную комиссию муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области возложена обязанность отменить решение от 01.08.2013 № 44.
Решением от 12.08.2013 № 47 Избирательная комиссия муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области отменила свое решение от 01.08.2013 № 44 и зарегистрировала Буя А.Ф. кандидатом на должность Главы муниципального образования сельское поселение Луневское.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона 12.06.2002 № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 28 Закона Московской области от 11.07.2006 № 101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».
В соответствии со ст. 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчет.
Законом Московской области (ст. 47 и ч. 1 ст. 54) предусмотрена обязанность кандидата представить в соответствующую избирательную комиссию первый финансовый отчет одновременно с документами для регистрации кандидата.
Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.
Согласно п. 6.7. Инструкции о порядке и формах учета и отчетности поступления и расходования средств в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов при проведении муниципальных выборов на территории Московской области, утвержденной решением Избирательной комиссии Московской области от 12.05.2008 № 515, финансовый отчет составляется по форме, приведенной в приложении № 7, содержащий указание на подтверждение (заверение) остатка средств избирательного фонда на дату сдачи отчета банковской справкой.
Материалами дела подтверждается, что первый финансовый отчет был составлен кандидатом Буем А.Ф. 22.07.2013 и сдан в Избирательную комиссию 23.07.2013. Вместе с первым финансовым отчетом были также представлены полученные в отделении ОАО «Сбербанк России», в котором открыт специальный избирательный счет кандидата, сведения о поступлении денежных средств, остатке средств на счете, которые соответствуют сведениям, содержащимся в первом финансовом отчете кандидата.
Таким образом, права заявителя на ознакомление с достоверными сведениями другого кандидата о расходовании средств избирательного фонда нарушены не были.
Пунктом 3 ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что вместе с заявлением о согласии баллотироваться, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.
Как следует из материалов дела, сведения о размере и об источниках дохода, об имуществе Буя А.Ф. были представлены в соответствующей форме до дня, предшествовавшего заседанию Избирательной комиссии. Данные сведения Избирательной комиссией проверялись. Из ИФНС в Избирательную комиссию поступили сведения об участии Буя А.Ф. в ООО.
Соответственно, на момент принятия решения от 01.08.2013 Избирательная комиссия муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области была осведомлена об имуществе и о доходах кандидата в требуемых объеме и форме.
Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в заявлении о согласии баллотироваться указывается, в том числе, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
В соответствии с п. 57 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» род занятий - это документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся, домохозяйка, временно неработающий.
В заявлении о согласии баллотироваться Буй А.Ф. указал род своих занятий - «военный пенсионер». К заявлению была приложена копия пенсионного удостоверения.
При проверке достоверности сообщенных Буем А.Ф. сведений Избирательная комиссия направляла запросы в военный комиссариат Московской области и ПФР. Согласно полученным ответам Буй А.Ф. с 2009 года получает пенсию по старости на общих основаниях.
Следовательно, на 01.08.2013 кандидатом Буем А.Ф. были представлены сведения о роде занятий и подтверждающий документ - копия пенсионного удостоверения.
Таким образом, законных оснований для отмены оспариваемого решения о регистрации кандидата Буя А.Ф. у суда не имелось.
Пассивное избирательное право заявителя не нарушено.
С учетом изложенного, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления Гокоева В.М.
Доводы апелляционной жалобы Гокоева В.М. аналогичны доводам заявления, были предметом исследования и надлежащей оценки суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием к отмене правильного по существу судебного постановления.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Солнечногорского городского суда Московской области от 19 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гокоева В.М. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: