НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 03.06.2020 № 33-12723/20

Судья: Букин Д.В.

дело № 33-12723/2020

УИД 50RS0048-01-2019-008072-73

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Немовой Т.А.,

судей Гулиной Е.М., Мизюлина Е.В.,

при помощнике судьи Соскиевой Д.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июня 2020 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> на решение Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу <данные изъяты> по иску Л. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с творческой деятельностью на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях,

заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,

объяснения истицы, ее представителя, представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

Л. обратилась в суд с иском, уточнив требования, к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с творческой деятельностью на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

В обосновании требований указала, что <данные изъяты> в Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по городу Москве и <данные изъяты> ею подано заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением творческой деятельности. Решением ГУ-ГУ ПФР <данные изъяты> по Москве и МО от <данные изъяты><данные изъяты> в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ей отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа на соответствующих видах работ продолжительностью 20 лет. Зачтенный специальный стаж составил 09 лет 01 месяц 25 дней. <данные изъяты> истицей в ГУ-ГУ ПФР <данные изъяты> по Москве и МО подано повторно заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением творческой деятельности. Решением ГУ-ГУ ПФР <данные изъяты> по Москве и МО от <данные изъяты><данные изъяты> в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ей снова отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа на соответствующих видах работ продолжительностью 20 лет. Зачтенный специальный стаж составил 10 лет 07 месяцев 20 дней. В обоих решениях указано на не включение в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов работы Л. в Ансамбле песни и пляски Воздушно-десантных войск с <данные изъяты> по <данные изъяты> продолжительностью 09 лет 01 месяц 01 день в должности артистки, с <данные изъяты> по <данные изъяты> продолжительностью 02 года 10 месяцев 29 дней в должности артистки-вокалистки (солистки). При этом в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включены периоды работы в Ансамбле песни и пляски Воздушно-десантных войск с <данные изъяты> по <данные изъяты> продолжительностью 05 лет 01 месяц 10 день в должности артистки-вокалистки (солистки), с <данные изъяты> по <данные изъяты> продолжительностью 00 лет 08 месяцев 15 дней в должности артистки-вокалистки (солистки). Отказ ответчика во включении в подсчет специального стажа истца периода ее работы в той же организации в должности артистки обоснован тем, что должность «артист» не соответствует Списку профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР № 447 от <данные изъяты> (далее - Список). Также, согласно решениям ГУ-ГУ ПФР <данные изъяты> по Москве и МО, не подтверждено, что Ансамбль песни и пляски Воздушно-десантных войск до <данные изъяты> был художественно-творческим коллективом и существовал на профессиональной основе. Данные доводы истица считает необоснованными и не соответствующими фактическим обстоятельствам и доказательствам, представленным ответчику. В связи с чем истица и обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

Истица и ее представитель в судебном заседании поддержали исковые требования.

Представитель ответчика просил в иске отказать.

Решением Химкинского городского суда Московской области от 07 ноября 2019 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, <данные изъяты> в Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по городу Москве и <данные изъяты> истицей подано заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением творческой деятельности.

Решением ГУ-ГУ ПФР <данные изъяты> по Москве и МО от <данные изъяты><данные изъяты> в назначении досрочной страховой пенсии по старости пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ей отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа на соответствующих видах работ продолжительностью 20 лет. Зачтенный специальный стаж составил 09 лет 01 месяц 25 дней.

<данные изъяты> истицей в ГУ-ГУ ПФР <данные изъяты> по Москве и МО подано повторно заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением творческой деятельности.

Решением ГУ-ГУ ПФР <данные изъяты> по Москве и МО от <данные изъяты><данные изъяты> в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ей вновь отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа на соответствующих видах работ продолжительностью 20 лет. Зачтенный специальный стаж составил 10 лет 07 месяцев 20 дней.

В решениях ответчика указано на не включение в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов работы Л. в Ансамбле песни и пляски Воздушно-десантных войск с <данные изъяты> по <данные изъяты> продолжительностью 09 лет 01 месяц 01 день в должности артистки, с <данные изъяты> по <данные изъяты> продолжительностью 02 года 10 месяцев 29 дней в должности артистки-вокалистки (солистки).

При этом в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включены периоды работы в Ансамбле песни и пляски Воздушно-десантных войск с <данные изъяты> по <данные изъяты> продолжительностью 05 лет 01 месяц 10 день в должности артистки-вокалистки (солистки), с <данные изъяты> по <данные изъяты> продолжительностью 00 лет 08 месяцев 15 дней в должности артистки-вокалистки (солистки).

Одним из оснований отказа в решениях ГУ-ГУ ПФР <данные изъяты> по Москве и МО в назначении пенсии служит то обстоятельство, что по мнению Пенсионного фонда имеющимися документами не подтверждено, что Ансамбль песни и пляски Воздушно-десантных войск до <данные изъяты> был художественно-творческим коллективом и существовал на профессиональной основе.

Согласно материалам дела в спорные периоды с <данные изъяты> по <данные изъяты> и с <данные изъяты> по <данные изъяты> истец работала в ансамбле песни и пляски Воздушно-десантных войск.

В соответствии с записями в трудовой книжке с <данные изъяты> истица была принята на работу в должности солистки-вокалистки; с 01.04.2009г. истица переведена на должность солистки-вокалистки на полную ставку; 29.02.2012г. истица уволена в связи с ликвидацией ФГУ «Ансамбль песни и пляски Воздушно-десантных войск».

Согласно Уставу ФГУ «Ансамбль песни и пляски ВДВ» Минобороны России от 2006 года, на ФГУ «Ансамбль песни и пляски ВДВ» Минобороны России возложены функции в сфере культурно-досуговой и социальной деятельности (п.2.1), в числе основных задач определено проведение концертов для военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей в воинских частях, организация концертов для других категорий граждан на основе договоров и соглашений с соответствующими концертными организациями (п.2.6), для чего учреждение в качестве основной культурной деятельности осуществляет концертную и театральную деятельность (п.2.7).

Приказанием начальника штаба ВДВ от <данные изъяты><данные изъяты> начальнику – художественному руководителю ансамбля поручено планы и графики репетиций и планируемые концертные выступления, которые необходимо ежемесячно представлять на утверждение заместителю командующего ВДВ по воспитательной работе.

В материалах дела представлен последний утвержденный план мероприятий концертной деятельность ансамбля на 2009 год.

Свидетель О., директор ФГУ «Ансамбль песни и пляски ВДВ» Минобороны России, и свидетель Б., допрошенные в судебном заседании судом первой инстанции, подтвердили факт постоянной концертной деятельности ансамбля в количестве 100-120 концертов в год, пояснив, что в остальные дни артисты занимались репетициями.

Пенсионный орган ссылался на отсутствие кода льгота при уплате страховых взносов в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>.

Однако, как следует из выписки ИЛС застрахованного лица, страховые взносы с кодом льготы уплачиваются с <данные изъяты> после того, как ФГУ «Ансамбль песни и пляски ВДВ» Минобороны России было ликвидировано, а ансамбль переведен в ведение ФБУ в/ч 69668, а затем в ФГКУ «Ансамбль песни и пляски ВДВ».

Свидетель О., директор ФГУ «Ансамбль песни и пляски ВДВ», показал, что требование об указании кода льгот по страховым взносам возникло у пенсионного органа при выполнении ликвидации учреждения в 2012 году.

Свидетель О. и Б. показали, что у учреждения отсутствовала бухгалтерия для отчисления страховых взносов, поскольку вопросы финансового обеспечения были возложены на войсковые части, при которых в разные периоды времени дислоцировался ансамбль.

Из исторической справки ФГУ «Ансамбль песни и пляски ВДВ» со ссылкой на соответствующие директивы Генштаба Вооруженных Сил видно, что ансамбль (учреждение) находился на финансовом довольствии с <данные изъяты> в/ч 64027, с <данные изъяты> – в/ч 54164, в 2011 году – ФБУ «Управление финансового обеспечения по <данные изъяты> и <данные изъяты>», в 2012 году – ФКУ ЕРЦ Минобороны России.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в спорный период ансамбль существовал на постоянной профессиональной основе и являлся художественно-творческим коллективом, что послужило основанием для удовлетворения требования о включения в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периода работы истицы с 01.07.2009г. по 29.02.2012г., с чем соглашается судебная коллегия, поскольку, данный вывод суда подтвержден имеющимися в деле письменными доказательствами, показаниями свидетелей.

При этом, судом первой инстанции при принятии решения в части включения в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периода работы истицы с 19.06.1998г. по 19.07.2007г. и назначении досрочной страховой пенсии по старости является ошибочным по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <данные изъяты> N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (здесь и далее нормы Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей до <данные изъяты>).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ.

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ право на досрочное пенсионное обеспечение предоставляется лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ. могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «о» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально- зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991г. N447 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет» (далее - Список), с применением положений пункта 2 указанного постановления.

Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов засчитываются все виды творческой деятельности, предусмотренной прилагаемым Списком.

Согласно пункту 2 Списка правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются артистки - вокалистки (солистки) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально - драматических театров, концертных организаций, профессиональных художественных коллективов, телевидения и радиовещания, при наличии стажа творческой работы не менее 20 лет.

Таким образом, принимая во внимание, что ФГУК Министерства обороны РФ «55 Ансамбль песни и пляски Военно-воздушных сил» является профессиональным творческим коллективом, необходимым условием для назначения досрочной страховой пенсии в данном случае является выполнение истицей творческой деятельности в должности, предусмотренной Списком: артистки - вокалистки (солистки).

Судом первой инстанции при принятии решения об удовлетворении требований о включения в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периода работы истицы с 19.06.1998г. по 19.07.2007г. и назначении в связи с совокупностью периодов досрочной пенсии неверно приняты за основу такие доказательства, как свидетельские показания, которые в соответствии с ч.3 ст. 14 ФЗ от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» являются недопустимым доказательством, так как характер работы показаниями свидетелей не подтверждается; запись из личной карточки работника (форма Т-2) из раздела 1 которой следует, что основная профессия (специальность) истца – артистка-вокалистка, поскольку данная специальность указана, как общие сведения о личности сотрудника, в связи с чем судебная коллегия считает решения суда в данной части подлежащему отмене.

Решение ответчика об отказе во включении в подсчет специального стажа истца периода ее работы в той же организации в должности артистки обосновано тем, что должность «артист» не соответствует Списку профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР № 447 от <данные изъяты>.

Как установлено материалами дела, в справке <данные изъяты> от 05.04.2010г., выданной Ансамблем пенсии и пляски Минобороны РФ указывается, что истица с 1998г. работала в должности солистки ансамбля.

Между тем в архивной справке <данные изъяты>/П-28017 от 25.04.2018г. указано, что Л. принята на работу в Ансамбль песни и пляски Воздушно-десантных войск в должности артистки с 19.06.1998г. на основании приказа <данные изъяты>; согласно приказу <данные изъяты>Л. представлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет начиная с 20.07.2007г.; в соответствии с приказом от <данные изъяты> с 01.03.2008г. с Л. пролонгирован трудовой договор в должности «дирижер»; приказом от 01.04.2009г. <данные изъяты>Л. переведена с должности дирижера на должность Артиста-вокалиста (солиста) ансамбля пенсии и пляски; согласно приказу от 27.02.2012г. <данные изъяты>Л. уволена на основании п.2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно архивной справке <данные изъяты>/П-28374 от 20.05.2019г. в расчетно-платежных ведомостях на выплату заработной платы гражданскому персоналу войсковой части 48427 за период 1998г.-2007г. отложились раздаточные ведомости на выплату заработной платы рабочим и служащим Ансамбля пенсии и пляски, где истица значится в должности «Артист», графа «льготная ставка» в расчетно-платежных ведомостях за период 1998г.-2007г. отсутствует, других сведений в отношении Л. не имеется. Выписки даны с соблюдением текста оригинала документов.

В личной карточке Л., имеющейся в архиве Ансамбля пенсии и пляски ВДВ (форма Т-2), в разделе 3 должность истицы с 19.06.1998г. значится «артистка».

В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) от 31.07.2019г. коды льгот с момента регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, то есть с 04.07.2001г. по 31.12.2011г. отсутствуют.

Должность «артистка» не предусмотрена пунктом 2 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденным Постановление Госстандарта РФ от <данные изъяты> N 367, отдельно предусмотрена должность «артиста-вокалиста (солиста)».

Суд, являясь правоприменительным органом, не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей, в данном случае установлении тождественности между наименованиями профессий «артистка» и «артистка-вокалиста». Данная обязанность возложена законодателем на Министерства.

Таким образом, нельзя руководствоваться и записью в трудовой книжке истицы, поскольку сведения о работе Л. именно в должности вокалистки-солистки первичными документами не подтверждается.

Следовательно, период с 19.06.1998г. по 19.07.2007г. не подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

При таких обстоятельствах, учитывая, что стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по пункту 21 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, у истицы недостаточно, оснований для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости с <данные изъяты> не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Химкинского городского суда Московской области от 07 ноября 2019 года отменить в части включения в специальный стаж Л. периода работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> в должности артистки-вокалистки (солистки) в Ансамбле песни и пляски Воздушно – десантных войск, обязания назначить досрочную страховую пенсию по старости с <данные изъяты>.

В отмененной части принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований Л. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о включении в специальный стаж период работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> в должности артистки-вокалистки (солистки) в Ансамбле песни и пляски Воздушно – десантных войск, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с <данные изъяты> – отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи