Судья Звягинцева Е.А. Дело № 33-6857/2022 Уникальный идентификатор дела 50RS0035-01-2021-007777-30 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Гулиной Е.М., судей Рыбкина М.И., Гирсовой Н.В., при помощнике судьи Кузнецовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании от 02 марта 2022 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Подольского городского суда Московской области от 30 ноября 2021 года по делу по иску В.А.В. к Министерству социального развития Московской области об отмене решения о прекращении меры социальной поддержки, обязании произвести перерасчет, заслушав доклад судьи Гирсовой Н.В., объяснения истца В.А.В., УСТАНОВИЛА: В.А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству социального развития Московской области об отмене решения Министерства социального развития Московской области о прекращении меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» <данные изъяты> от <данные изъяты> с <данные изъяты>, обязании произвести перерасчет. В обоснование своих требований указал, что В.А.В. получал ежемесячную денежную компенсацию расходов по оплате помещения и коммунальных услуг как ветеран труда, имеющий место жительства в <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>. <данные изъяты> истец снялся с регистрационного учета по адресу: <данные изъяты> зарегистрировался по адресу: <данные изъяты>. С <данные изъяты> выплата компенсации прекращена по решению Подольского управления социальной защиты населения от <данные изъяты> в связи с тем, что истец не сообщил о перемене места жительства в пределах области. С <данные изъяты> истцу возобновлена ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как ветерану труда, имеющему место жительства в <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, однако фактически выплаты ему не производят, о чем ему поступило уведомление. В связи с чем, обратился в суд с настоящим иском. В заседании суда первой инстанции истец заявленные требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске доводам. Представитель ответчика иск не признал, просил в его удовлетворении отказать. Решением суда первой инстанции 30.11.2021 исковые требования В.А.В. удовлетворены частично. Решение Министерства социального развития Московской области о прекращении меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» <данные изъяты> от <данные изъяты> с <данные изъяты> - отменено. В иске В.А.В. к Министерству социального развития Московской области об обязании произвести перерасчет отказано. Не согласившись с указанным решением суда, ответчиком подана апелляционная жалоба, по доводам которой последний просит решение суда отменить в части отмены решения <данные изъяты> от <данные изъяты>, принять по делу новое решение, которым исковые требования оставить без удовлетворения. В заседании суда апелляционной инстанции истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения. Представитель ответчика в заседание суда не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания. Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч.2.1 ст.113 и ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения истца, судебная коллегия с учетом положений ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для отмены решения по доводам жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Законом Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» ветеранам труда, при достижении ими возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки, в частности, ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом Московской области; ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), обращение с твердыми коммунальными отходами) (п.4 и 5 ч.1 ст.3). Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. В статье 2 названного Закона установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства установлено, что <данные изъяты> истец снялся с регистрационного учета по адресу: <данные изъяты> зарегистрировался по адресу: <данные изъяты> (л.д. 24-25, 26). Решением Подольского управления социальной защиты населения от <данные изъяты><данные изъяты> прекращено с <данные изъяты>В.А.В. предоставление ежемесячно денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по причине: перемена места жительства (в пределах области) (л.д. 21). Решением Подольского управления социальной защиты населения от <данные изъяты><данные изъяты> установлена В.А.В. с <данные изъяты> мера социальной поддержки «Ежемесячная денежная компенсация платы за занимаемую общей площадь жилого помещения» по категории: ветеран труда, мера социальной поддержки «Ежемесячная денежная компенсация стоимости коммунальных услуг» по категории: ветеран труда, мера социальной поддержки: «Ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате за обращение с твердыми коммунальными отходами» по категории: ветеран труда (л.д. 22). Разрешая возникший спор, оценивая представленные по делу доказательства, в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Подольский городской суд Московской области пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований, при этом исходил из того, что меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» предоставлена истцу как ветерану труда, с <данные изъяты> по <данные изъяты> истец проживал и до настоящего времени постоянно на территории Московской области, следовательно, ответчик незаконно прекратил меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг». Судебная коллегия, оценивая решение суда в обжалуемой ответчиком части, соглашается с вышеуказанным выводом суда первой инстанции, при этом исходит из следующего. Так, согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. Из положений ст.ст. 12 и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, при этом, такие акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами. Из положений ст. 1, 2 и 3 Закона Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» следует, что настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым относятся, в том числе, ветераны труда - лица, имеющие статус ветерана труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах». Настоящий Закон распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан предоставляются в натуральной и в денежной форме. Лицам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, при достижении ими возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом Московской области: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме - для собственников жилых помещений. Установленная настоящим пунктом ежемесячная денежная компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме рассчитывается исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленного законом Московской области, но не более фактического размера общей площади жилого помещения. Ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), обращение с твердыми коммунальными отходами); стоимости платы за природный газ или бытовой газ в баллонах и электроэнергию, используемые для отопления в объемах, соответствующих нормативам расхода тепловой энергии на указанные цели. Ежемесячная денежная компенсация предоставляется в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти Московской области, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке. Установленные меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от формы собственности жилищного фонда. Пунктом 18 «Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области», утвержденного Постановлением Правительства МО от 19.12.2017 № 1082/46, установлено, что компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению. Согласно п. 26 Порядка предоставления мер социальной поддержки от 19.12.2007 года № 1082/46 следует, что Получатель обязан в течение месяца с даты наступления обстоятельств, влияющих на получение компенсации, информировать территориальное подразделение Министерства о наступлении таких обстоятельств. К таким обстоятельствам относятся, в том числе, перемена места жительства в Московской области. В соответствии с п.27 Порядка предоставления мер социальной поддержки от 19.12.2007 года № 1082/46 в случае если получатель компенсации в сроки, установленные пунктом 26 настоящего Порядка, не представил в территориальное подразделение Министерства документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в пункте 26 настоящего Порядка, то необоснованно полученные или полученные не в полном объеме суммы компенсации учитываются при последующих выплатах компенсации, а при утрате права на получение компенсации суммы компенсации подлежат возврату в добровольном порядке либо взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Из положений п. 30 Порядка предоставления мер социальной поддержки от 19.12.2007 года № 1082/46 следует, что при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты компенсации, выплата компенсации подлежит прекращению с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, в частности, снятие получателя с регистрационного учета по месту жительства в Московской области. Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований для принятия решения о прекращении в отношении В.А.В. меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» <данные изъяты> от <данные изъяты> с <данные изъяты>, поскольку компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг была истцу назначена за жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, при этом ответчиком не учтено, что новым адресом регистрации истца является адрес: <данные изъяты> (л.д. 24-25, 26), перерегистрация произведена в рамках одного субъекта и одного города, место жительство истца по прежнему находилось на территории Московской области. Оценивая, приведенные судом первой инстанции в мотивировочной части решения выводы, судебная коллегия не усматривает наличия ошибок или не соответствий, равно как и не усматривает применение закона неподлежащего применению. Судом первой инстанции верно и полно установлены все обстоятельства по делу, доказательства, на которых суд основывал свои выводы, подробно поименованы в решении. Судебная коллегия, исследовав материалы дела, оценив выводы суда первой инстанции в совокупности с представленными доказательствами по делу, не находит подтверждения доводам жалобы Министерства социального развития Московской области и, с учетом приведения доводов автором жалобы тождественных с позицией, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у ответчика оснований для принятия спорного решения, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о незаконности принятого ответчиком решения <данные изъяты> от <данные изъяты> является обоснованным и принятым в соответствии с требованиями Закона Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области». Доводы апелляционной жалобы ответчика, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, фактически они выражают несогласие ответчика с выводами суда, правовых оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными. Судебная коллегия, рассмотрев вышеприведенные обстоятельства в совокупности с положениями действующего законодательства приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции при принятии решения допущено не было, юридически значимые обстоятельства определены верно, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, оценка доказательств произведена судом в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положения ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения соблюдены. Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, что Подольским городским судом Московской области, при разрешении заявленных исковых требований, была дана верная правовая оценка доводам сторон и представленным ими доказательствам, выводы суда обоснованы и последовательны, содержат ссылки на нормативные акты, регулирующие отношения спорной области права. Учитывая изложенное, а также отсутствие правовых оснований к отмене вышеуказанного решения суда, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены постановленного по делу судебного акта не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Подольского городского суда Московской области от 30 ноября 2021 года в обжалуемой части в части отмены решения Министерства социального развития Московской области о прекращении меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» <данные изъяты> от <данные изъяты> с <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: |