НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 01.06.2020 № 33-12499/20

Судья Геберт Н.В. Дело 33-12499/2020

Уникальный идентификатор дела

50RS0049-01-2019-005804-34

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.,

судей Мизюлина Е.В., Никифорова И.А.

при помощнике судьи Соскиевой Д.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании 1 июня 2020 года апелляционную жалобу Администрации городского округа Чехов Московской области, апелляционную жалобу Управления образования Администрации городского округа Чехов Московской области на решение Чеховского городского суда Московской области от 3 февраля 2020 года по гражданскому делу по иску Л.Е.В. к Администрации городского округа Чехов Московской области об обеспечении ребенка бесплатным питанием,

заслушав доклад судьи Немовой Т.А.,

УСТАНОВИЛА:

Л.Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Чехов Московской области об обязании выделить средства из бюджета для обеспечения ее несовершеннолетних детей – Л.Е.В., <данные изъяты> г.р., Л.Е.В., <данные изъяты> г.р., бесплатным питанием (завтраками и обедами) с сентября 2019 г. и на весь период обучения в общеобразовательной школе.

Свои требования мотивировала тем, что ее семья является многодетной, проживает на территории закрытого военного городка <данные изъяты> Московской области; несовершеннолетняя дочь истца – Л.Е.В., <данные изъяты> г.р., и сын – Л.Е.В., <данные изъяты> г.р., обучаются в ФКОУ СОШ г. <данные изъяты> Московской области. В соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» ее дети имеют право на обеспечение бесплатным питанием (завтраки и обеды), однако в реализации данной меры социальной поддержки ей отказано.

Представитель ответчика Администрации городского округа Чехов в судебном заседании иск не признала.

Представитель третьего лица ФКОУ СОШ г. <данные изъяты> Московской области в судебном заседании поддержал исковые требования.

Представитель третьего лица Управления образования Администрации городского округа Чехов Московской области в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Представители третьих лиц Главного управления социальных программ Президента РФ, ФКУ «Войсковая часть 52583», отдела опеки и попечительства Минобразования Московской области по городскому округу Чехов в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Решением Чеховского городского суда от 03.02.2020 г. исковые требования удовлетворены. На Администрацию городского округа Чехов Московской области возложена обязанность выделить средства из бюджета для обеспечения бесплатным питанием ( завтраками, обедами) несовершеннолетних детей Л.Е.В.Л.Е.В., <данные изъяты> г.р., Л.Е.В., <данные изъяты> г.р., начиная с сентября 2019 г., на весь период обучения для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

В апелляционной жалобе Администрация городского округа Чехов Московской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

В апелляционной жалобе Управление образования Администрации городского округа Чехов Московской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Представитель ответчика Администрация городского округа Чехов Московской области в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель третьего лица Управления образования Администрации городского округа Чехов Московской области в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен; письменным ходатайством просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Истец в заседание судебной коллегии не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена; письменным ходатайством просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель третьего лица Главного управления социальных программ Президента РФ в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен; письменным ходатайством просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица ФКУ «Войсковая часть 52583» в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Минобразования Московской области по городскому округу Чехов в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен; о причинах неявки в заседание сведений не представил, об отложении судебного разбирательства не просил.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие сторон, учитывая их надлежащее уведомление о месте, дне и времени рассмотрения дела, а также с учетом письменных ходатайств истца, третьих лиц о рассмотрении дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Из материалов дела усматривается, что Л.Е.В. зарегистрирована и проживает в военном городке <данные изъяты> Московской области по адресу: <данные изъяты>.

Истец имеет троих несовершеннолетних детей — Л.Е.В., <данные изъяты> г.р., Л.Е.В., <данные изъяты> г.р., Л.Е.В., <данные изъяты> г.р.; семья является многодетной, что подтверждается удостоверением многодетной семьи № 5064-00183-19 от 18.07.2019 г.

Согласно справке № 502 от 20.09.2019 г., № 501 от 20.09.2019 г. несовершеннолетний сын истца – Л.Е.В., <данные изъяты> г.р., обучается в ФКОУ СОШ <данные изъяты> в 3-ем «В» классе, несовершеннолетняя дочь – Л.Е.В., <данные изъяты> г.р., обучается в ФКОУ СОШ <данные изъяты> в 1-ом «В» классе; учредителем школы является Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации,

Письмом Администрации г.о. Чехов Московской области № 4625-19 от 09.10.2019 г. Л.Е.В. отказано в обеспечении несовершеннолетних детей бесплатным питанием на период обучения в школе, поскольку законодательством Московской области не определен порядок организации горячего питания отдельным категориям обучающихся в федеральных государственных общеобразовательных учреждениях.

Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался положениями Указа Президента Российской Федерации №431 от 05.05.1992 г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Постановлением Главы Администрации Московской области № 168 от 29.07.1992 г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Закона Московской области №24/2005-ОЗ от 19.01.2005 г. «О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных организациях», и исходил из того, что право истца на получение мер социальной поддержки корреспондирует Указу Президента РФ от 05.05.1992 года № 431, и предоставление ей соответствующих льгот, как многодетной матери, не может зависеть от вида образовательного учреждения, где проходят обучение ее дети. Наличие образовательных учреждений различного рода подведомственности и финансирования на территории одного муниципального образования не должно влиять на право истца на получение мер социальной поддержки.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, исходя из следующего.

В целях обеспечения гарантированной государством защиты семьи, материнства, отцовства и детства Российская Федерация совместно с субъектами устанавливает общие начала их защиты, определяет категории лиц, нуждающихся в ней, предусматривает различные льготы для многодетных семей.

Согласно принципу 6 Декларации прав ребенка, принятой 20.11.1959 г. Резолюцией 1368 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, на обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен п. 1 Указа Президента Российской Федерации № 431 от 05.05.1992 года для многодетных семей установлены меры социальной поддержки в виде в том числе и бесплатного питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений.

Правительству РФ было предписано проводить регулярные обследования уровня жизни и доходов малообеспеченных групп населения, включая многодетные семьи, в целях осуществления мероприятий по оказанию им необходимой социальной поддержки.

Согласно п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 №431 Минфину России совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом.

Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» издано Постановление Главы администрации Московской области от 29.07.1992 г. № 168 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и согласно п. 1 данного Постановления установлено, что на территории Московской области многодетными семьями, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке, являются семьи с 3 и более детьми в возрасте до 18 лет.

Согласно п. 8 данного Постановления, главам администраций городов и районов предписано установить бесплатное питание (завтраки, обеды) для учащихся общеобразовательных учебных заведений за счет средств всеобуча и других внебюджетных отчислений.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования отражены в ст. 29 Закона РФ «Об образовании». Исходя из положений п. 1 этой статьи действительно не является обязанностью публично-правового образования обеспечение питанием обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Однако п. 2 ст. 29 специально предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации дополнительно финансировать мероприятия по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях.

Содержание п. 1 ст. 29 Закона РФ «Об образовании» в полной мере корреспондируется с положениями ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В силу положений ст.1 Закона Московской области № 24/2005-03 «О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях» от 19.01.2005 № 24/2005-03 частичная компенсация стоимости питания назначается отдельным категориям обучающихся по очной форме обучения (за исключением лиц, состоящих на полном государственном обеспечении в государственных муниципальных общеобразовательных учреждениях, негосударственных общеобразовательных учреждениях, прошедших государственную аккредитацию, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования Московской области.

До настоящего времени отсутствует порядок и условия предоставления социальных льгот, связанных с бесплатным обеспечением питания на весь период обучения детей из многодетных семей, обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях Чеховского муниципального района Московской области.

Судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что отсутствие порядка и условий возмещения расходов на осуществление предусмотренных Указом Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431 мер, не является основанием для отказа в их предоставлении. Данное обстоятельство не может служить непреодолимым препятствием для разрешения указанных вопросов, поскольку от этого зависит реализация конституционных прав и законных интересов социально незащищенной категории граждан, к которой относится и истец.

В соответствии с ч. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования приведены в ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

К этим полномочиям в числе прочих относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1 части 1); осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования (пункт 7 части 1).

В соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность (часть 1). Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления (часть 4).

Финансирование соответствующих расходов из местных бюджетов возможно в рамках осуществления полномочий, не отнесенных к компетенции РФ, субъектов РФ, других муниципальных образований и не изъятых из их компетенции (части вторые ст. ст. 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), а также в рамках оказания мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан (абз. 2 ч. 5 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Таким образом, финансирование соответствующих расходов из местных бюджетов возможно в рамках осуществления полномочий, не отнесенных к компетенции РФ, субъектов РФ, других муниципальных образований и не изъятых из их компетенции, а также в рамках оказания мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан.

Так, абзац 2 части 5 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

То обстоятельство, что в Законе Московской области от 19.01.2005 г. № 12/2005-03 «О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях» федеральные государственные образовательные учреждения не указаны, само по себе не влияет на правомерность заявленных истцом требований к ответчику, поскольку право истца на получение мер социальной поддержки, как многодетной семье, основано на Указе Президента РФ от 5 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», и предоставление истцу соответствующих льгот не может зависеть от вида образовательного учреждения, в котором обучаются его несовершеннолетние дети.

Судебной коллегией, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ и п.п. 29 и 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012г. № 13 «О применении гражданского процессуального законодательства, регламентирующего производство в суде апелляционной инстанции», в качестве новых доказательств приняты и приобщены к материалам дела документы: решение Совета депутатов Чеховского муниципального района Московской области от 18.11.2016 г. № 80/11-16 «Об организации горячего питания отдельных категорий обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях», решение Совета депутатов Чеховского муниципального района Московской области от 21.11.2017 г. № 96/6-2017 «Об организации горячего питания отдельных категорий обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях», решение Совета депутатов городского округа Чехов от 28.11.2019 г. № 95/16-2019 «Об организации горячего питания отдельных категорий обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа Чехов», решение Совета депутатов городского округа Чехов от 16.12.2019 г. № 105/17-19 «О внесении изменений в решение от 28.11.2019 г. № 95/16-2019», Постановление Администрации городского округа Чехов от 07.06.2019 г. № 1197/11-01 «Об утверждении прогнозируемой численности обучающихся в муниципальных и частных образовательных организациях городского округа Чехов на 2020 год», Соглашение № 01420/45/59 от 09.01.2020 г. между Министерством образования Московской области и администрацией городского округа Чехов Московской области о предоставлении субвенций из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на обеспечение переданных муниципальным образованиям Московской области государственных полномочий по мерам социальной поддержки в сфере образования в 2020 году.

Указанными актами предусмотрен, в том числе, порядок получения и расходования субвенций из бюджета Московской области на частичную компенсацию стоимости питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области и в частных общеобразовательных организациях в Московской области, имеющих государственную аккредитацию, а также порядок финансирования расходов, связанных с организацией горячего питания, за счет данных субвенций и за счет средств бюджета городского округа Чехов.

Между тем, само по себе не включение в вышеуказанный список образовательных организаций федеральных казенных общеобразовательных учреждений не препятствует ответчику в решении вопроса об обеспечении бесплатным питанием (завтраками и обедами) детей из многодетных семей, обучающихся в данных учреждениях, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда о возложении на ответчика обязанности предоставить несовершеннолетним детям истца бесплатное питание на весь период обучения в школе.

Судебная коллегия находит, что судом спор разрешен правильно. Доводы апелляционных жалоб Администрации городского округа Чехов Московской области, Управления образования Администрации городского округа Чехов Московской области по своему содержанию аналогичны правовой позиции, изложенной представителями в суде первой инстанции при разрешении спора по существу, выводов суда не опровергают, основанием для отмены решения суда не являются.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Чеховского городского суда Московской области от 3 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Чехов Московской области, апелляционную жалобу Управления образования Администрации городского округа Чехов Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи