НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского городского суда (город Москва) от 12.08.2015 № 33-28473

Судья Шилкин Г.А.

Гр. дело № 33-28473

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 августа 2015 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.

и судей Зыбелевой Т.Д., Шаповалова Д.В.,

при секретаре Данильчик Ю.С.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.

дело по апелляционной жалобе УСЗН ЗАО города Москвы на решение Солнцевского районного суда города Москвы от 10 марта 2015 года, которым постановлено:

иск Корсаковой С.М. к Управлению социальной защиты населения района Солнцево г. Москвы о признании действий незаконными, обязании начислить региональную социальную доплату, взыскании недополученной суммы региональной социальной доплаты, компенсации морального вреда – удовлетворить частично,

признать незаконными действия Управления социальной защиты населения района Солнцево г. Москвы о сокращении размера ранее выплачиваемой Корсаковой С.М. региональной социальной доплаты,

обязать Управление социальной защиты населения района Солнцево г. Москвы начислять Корсаковой С.М. региональную социальную доплату в размере *** руб. 25 коп., начиная с марта 2015 года, взыскать с Управления социальной защиты населения района Солнцево г. Москвы в пользу Корсаковой С.М. недополученную сумму региональной социальной доплаты за период с января 2014 года по февраль 2015 года в размере *** руб. 34 коп.,

 в удовлетворении исковых требований в части компенсации морального вреда – отказать,

УСТАНОВИЛА:

Корсакова С.М. 24.12.2014 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения района Солнцево города Москвы (далее - УСЗН района Солнцево), в котором просила о признании незаконными действий ответчика по сокращению размера выплачиваемой региональной социальной доплаты, обязании начислять доплату в ранее назначенном размере *** руб., взыскании недополученной доплаты за период с января 2014 года в ежемесячной сумме *** руб. и компенсации морального вреда в размере *** руб., мотивируя обращение тем, что являясь инвалидом * группы, ежемесячно получала региональную социальную доплату к пенсии в размере *** руб., при изменении 18.10.2013 инвалидности на * группу и увеличении размера пенсии в соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях», размер региональной социальной доплаты был уменьшен ответчиком до *** руб., что не основано на положениях п. 31 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии».

В судебном заседании истец исковые требования поддержала.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.

10.03.2015 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик УСЗН района Солнцево по доводам апелляционной жалобы от 31.03.2015 и дополнений к ней от 28.05.2015, подписанной начальником управления Б*.

Согласно приказу Департамента социальной защиты населения города Москвы № * от *** и записям в ЕГРЮЛ УСЗН района Солнцево 25.06.2015 реорганизовано путем присоединения к Управлению социальной защиты населения Западного административного округа города Москвы (далее – УСЗН ЗАО г. Москвы), в связи с чем произведена замена ответчика УСЗН района Солнцево правопреемником УСЗН ЗАО г. Москвы.

В заседании судебной коллегии представители ответчика УСЗН ЗАО г. Москвы по доверенностям Зяблова С.В., Богданова Ю.И. доводы апелляционной жалобы поддержали; истец Корсакова С.М. против удовлетворения жалобы возражала.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части удовлетворения требований Корсаковой С.М. по следующим основаниям.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Корсакова С.М., *** года рождения, с *** является получателем трудовой пенсии по старости, размер которой на октябрь 2013 года составлял *** руб., исходя из фиксированного базового размера страховой части пенсии *** руб., установленного ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 20, 73); УСЗН района Солнцево производило истцу выплату региональной социальной доплаты до величины городского социального стандарта для неработающих граждан, зарегистрированных в г. Москве, в размере *** руб. (л.д. 17); размер пенсии и региональной социальной доплаты к ней на 18.10.2013 в сумме составлял *** руб., что не ниже установленного городского социального стандарта (*** руб.).

18.10.2013 истец освидетельствована в филиале № 69 ГБ МСЭ по г. Москве и ей установлена * группа инвалидности по причине «***» бессрочно (л.д. 16), в связи с чем на основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающей, что лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме *** руб. в месяц, размер пенсии Корсаковой С.М. с 18.10.2013 составил *** руб. (л.д. 73).

С 01.01.2014 УСЗН района Солнцево стало выплачивать Корсаковой С.М. региональную социальную доплату в сумме *** руб. (л.д. 17), как разницу между суммой ранее получаемых пенсии и региональной социальной доплаты *** руб. и установленным с 18.10.2013 размером пенсии *** руб. (*** руб. - *** руб.).

Разрешая заявленные требования, суд исходил из положений п. 31 Порядка  назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии», в котором, как указал суд, предусмотрено, что при индексации размера пенсии или ее увеличения в рамках отдельных федеральных законов, размер социальной доплаты не изменяется, на основании чего пришел к выводу, что выплата региональной социальной доплаты должна осуществляться истцу в ранее установленном размере *** руб.

С указанным выводом и применением положений п. 31 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» (далее – Порядок) судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Так, п. 31 указанного Порядка в редакции постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 № 396-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии», действующей с 01.01.2013, предусмотрено, что при индексации размера пенсии размер региональной социальной доплаты не изменяется по 31 декабря года, в котором осуществлена индексация размера пенсии, пересмотр размера региональной социальной доплаты осуществляется с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлена индексация размера пенсии.

Таким образом, положения п. 31 Порядка регулируют отношения по изменению размера региональной социальной доплаты в случае индексации пенсии.

Более того, п. 32 Порядка предусматривает, что размеры региональной социальной доплаты к пенсии подлежат перерасчету:

а) при изменении величины городского социального стандарта - с даты его изменения (для получателей региональной социальной доплаты, зарегистрированных в Москве по месту жительства);

б) при изменении величины прожиточного минимума пенсионера, установленной законом города Москвы на соответствующий год, - ежегодно с 1 января (для получателей региональной социальной доплаты, зарегистрированных в Москве по месту пребывания);

в) при изменении (назначении или прекращении выплаты, перерасчете или корректировке размера) денежных выплат, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органами социальной защиты населения получены сведения о таком изменении, а при изменении размеров денежных выплат, осуществляемых органами социальной защиты населения, - с даты их изменения;

г) при изменении размеров денежных эквивалентов льгот, предоставляемых в натуральной форме, - с даты их изменения;

д) при изменении льготного статуса пенсионера, влияющего на общую сумму его материального обеспечения, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили данные обстоятельства;

е) при изменении у гражданина регистрации по месту пребывания в городе Москве на регистрацию по месту жительства в городе Москве - с месяца обращения в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, с документами, подтверждающими регистрацию по месту жительства в городе Москве, но не ранее даты этой регистрации;

ж) при достижении продолжительности проживания по месту жительства в городе Москве 10 лет - с месяца обращения в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, с документами, подтверждающими регистрацию по месту жительства в городе Москве, но не ранее даты этой регистрации.

Таким образом, изменение (назначение или прекращение выплаты, перерасчет или корректировка размера) денежных выплат, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера, а также изменение льготного статуса пенсионера, влияющего на общую сумму его материального обеспечения, является основанием для перерасчета размера региональной социальной доплаты к пенсии.

При этом п. 30 Порядка устанавливает, что размер региональной социальной доплаты к пенсии для каждого неработающего пенсионера определяется индивидуально и зависит от общей суммы его материального обеспечения и вида регистрации в городе Москве (по месту жительства или по месту пребывания); для граждан, зарегистрированных по месту жительства в городе Москве, размер региональной социальной доплаты определяется как разница между величиной городского социального стандарта, установленной Правительством Москвы, и общей суммой материального обеспечения пенсионера, определенной на дату назначения (перерасчета) региональной социальной доплаты, в соответствии с п. 9 Порядка (п. 30.1. Порядка).

В соответствии с  п. 9 Порядка при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются следующие денежные выплаты:

а) пенсия (пенсии). Получателям двух пенсий в общую сумму материального обеспечения пенсионера включаются обе пенсии, за исключением: - участников Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда и лиц, ставших инвалидами вследствие военной травмы, у которых не учитывается сумма второй пенсии - по инвалидности; - вдов и родителей (отчима, мачехи) лиц, погибших вследствие военной травмы, а также нетрудоспособных членов семей граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, у которых не учитывается сумма второй пенсии - по случаю потери кормильца;

б) сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа от ее получения в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

в) доля страховой части трудовой пенсии по старости, выплачиваемая одновременно с пенсией за выслугу лет, или страховая часть трудовой пенсии по старости, выплачиваемая одновременно с пенсией за выслугу лет или с пенсией по инвалидности в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

г) ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, государственные должности города Москвы, должности государственной гражданской службы города Москвы, государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации;

д) ежемесячная доплата к пенсии выборным должностным лицам местного самоуправления и муниципальным служащим города Москвы;

е) ежемесячная доплата по Указу Президента Российской Федерации от 18.02.2005 N 176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров" (и другие аналогичные доплаты, установленные гражданам, получающим пенсии в ведомственных пенсионных службах);

ж) пособие по безработице, стипендия в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, предусмотренные Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

з) дополнительная материальная поддержка в виде доплаты к пособию по безработице и компенсация расходов за пользование услугами городского общественного транспорта, установленные в соответствии с Законом города Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 "О занятости населения в городе Москве".

При таких данных, получаемая истцом пенсия учитывается при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера и влияет на размер региональной социальной доплаты к пенсии, который определяется именно как разница между величиной городского социального стандарта, установленной Правительством Москвы (для неработающих пенсионеров, получающих пенсию в городе Москве и зарегистрированным в городе Москве по месту жительства), и общей суммой материального обеспечения пенсионера, определенной на дату, как назначения, так и перерасчета региональной социальной доплаты.

Такой же порядок определения общей суммы материального обеспечения и пересмотра социальной доплаты к пенсии предусмотрен в п.п. 2, 8 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При таких данных, перерасчет размера региональной социальной доплаты к пенсии Корсаковой С.М. в связи с изменением денежных выплат, входящих в общую сумму ее материального обеспечения, основан на действующем законодательстве.

Принимая во внимание, что сумма пенсии истца и выплачиваемой ей с 01.01.2014 региональной социальной доплаты превышает как величину прожиточного минимума пенсионера, установленного в г. Москве, которая на 01.01.2014 установлена в размере *** руб. (на 01.01.2015 – *** руб.), так и величину городского социального стандарта в размере *** руб. (постановление Правительства Москвы от 17.12.2013 № 851-ПП, постановление Правительства Москвы от 09.12.2014 № 735-ПП), то оснований полагать социальные права истца нарушенными у суда не имелось.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части удовлетворения требований Корсаковой С.М. подлежит отмене по основаниям п. 2 ст. 330 ГПК РФ как принятое с неправильным применением норм материального права.

В остальной части решение суда ответчиком не обжалуется, а истцом апелляционная жалоба не подана, в связи с чем судебная коллегия в силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в поданной апелляционной жалобе.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Солнцевского районного суда города Москвы от 10 марта 2015 года в части удовлетворения исковых требований Корсаковой С.М. отменить,

принять по делу в этой части новое решение, которым Корсаковой С.М. в удовлетворении требований к Управлению социальной защиты населения Западного административного округа города Москвы о признании незаконными действий по сокращению размера региональной социальной доплаты, обязании начислять доплату в ранее назначенном размере, взыскании недополученной доплаты отказать,

в остальной части решение Солнцевского районного суда города Москвы от 10 марта 2015 года оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи: