НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского городского суда (город Москва) от 12.01.2016 № 33-0277/2016

Судья Лапин В.М.

Гр. дело № 33-277

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 января 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Котовой И.В.

и судей Климовой С.В., Мызниковой Н.В.,

при секретаре Данильчик Ю.С.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.

дело по апелляционной жалобе Ефременко В.А. на решение Перовского районного суда города Москвы от 07 мая 2015 года, которым постановлено:

исковые требования оставить без удовлетворения,

УСТАНОВИЛА:

Ефременко В.А. 27.02.2015 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения района Вешняки города Москвы (далее - УСЗН района Вешняки), в котором просил об отмене решения ответчика от *** № ***, на основании которого с него производится удержание излишне выплаченных денежных сумм в размере *** руб. в виде региональной социальной доплаты к пенсии, обязании ответчика вернуть удержанную сумму и выплачивать региональную социальную доплату к пенсии в полном объеме. Свое обращение истец мотивирует тем, что с *** является получателем пенсии и региональной социальной доплаты, в период с *** по *** работал в ГОУ «Московский политехнический колледж», в связи с чем имел право на получение доплаты, кроме того, оспариваемое решение принято по истечении трехлетнего срока исковой давности и на основании не подлежащего применению нормативного акта.

В судебном заседании истец требования поддержал.

Представитель УСЗН район Вешняки в судебном заседании против удовлетворения требований возражала.

07.05.2015 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Ефременко В.А. по доводам своей апелляционной жалобы от 27.05.2015 и дополнений к ней.

В заседании судебной коллегии истец Ефременко В.А. доводы апелляционной жалобы поддержал,  ответчик в судебное заседание не явился.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.  

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ефременко В.А., *** года рождения, с *** года является получателем трудовой пенсии по старости, выплачиваемой УПФР № 3 ГУ-ГУ ПФР № 7 по г. Москве и Московской области,  а также получателем региональной социальной доплаты к пении, выплачиваемой УСЗН района Вешняки на основании Постановления Правительства города Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП, установленной для неработающих пенсионеров, которая на 01.01.2010 составляла *** руб.

В период с *** по *** Ефременко В.А. работал *** государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Московский политехнический колледж», размер его ежемесячной заработной платы составлял менее  *** руб.

В связи с поступлением из УПФР № 3 ГУ-ГУ ПФР № 7 по г. Москве и Московской области сведений о корректировке трудовой пенсии Ефременко В.А. по страховым взносам, уплаченным работодателем, в УСЗН поступили сведения о получении Ефременко В.А. в период с *** по *** заработной платы, в связи с чем с *** выплата истцу региональной социальной доплаты к пенсии была приостановлена, а после подтверждения Ефременко В.А. факта такой работы *** УСЗН района Вешняки принято решение № *** об удержании из получаемой Ефременко В.А. ежемесячной региональной социальной доплаты денежных средств в общей сумме *** руб., излишне выплаченных в период с *** по ***, в размере ***% от доплаты ежемесячно, начиная с ***.

Кроме того, с *** Ефременко В.А. установлена региональная социальная доплата к пенсии в размере *** руб. в виде разницы между городским социальным стандартом – *** руб. и размером получаемой пенсии на *** – *** руб.

Разрешая спор на основании собранных по делу доказательств, суд правильно руководствовался положениями п.п. 40-44 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Ефременко В.А., поскольку основания для принятия ответчиком решения № *** от *** имелись, учитывая, что истец, являясь получателем ежемесячной выплаты, не исполнил установленную обязанность по сообщению УСЗН сведений о наличии условий для прекращения такой выплаты.

Так, положениями ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии, которая назначается пенсионеру, проживающему на территории Российской Федерации, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», не выплачивается в период выполнения указанной работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.

Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 № 1005-ПП, которым была предусмотрена выплата ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, изложено в новой редакции на основании Постановления Правительства Москвы от 29.12.2009 № 1462-ПП и с 01.01.2010 перестало предусматривать такую выплату неработающим пенсионерам, а в соответствии п. 1 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП с 01.01.2010 для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание (далее по тексту - пенсия) в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания; к неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.

В п. 33 указанного Постановления предусмотрены случаи утраты права на получение региональной социальной доплаты, к которым в числе прочих относится поступление пенсионера на оплачиваемую работу (заключение трудового договора) (подп. «з»).

Обязанность гражданина в 10-дневный срок известить управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение размера, установлена в п. 41Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии», а также предусмотрена в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

При этом и Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 № 1005-ПП, и Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП как в редакции до 08.08.2012, так и в редакции постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 № 396-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.11.2009  № 1268-ПП», предусматривают подписание пенсионером обязательства о своевременном сообщении в соответствующий орган, выплачивающий данную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера доплаты или прекращение ее выплаты.

Порядок возмещения ущерба, в случаях когда представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» повлекло за собой перерасход бюджетных средств на выплату региональной социальной доплаты, установлен в п. 42 указанного Постановления и предусматривает, что управление социальной защиты населения города Москвы определяет сумму переполученных средств и выносит решение о ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты.

Такой же порядок удержания предусмотрен в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и в ст. 26
Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

При таких данных, оспариваемое истцом решение УСЗН района Вешняки № *** от *** принято в пределах компетенции ответчика и в порядке, установленном действующим законодательством.

Проверяя доводы истца об отсутствии оснований для уведомления ответчика о поступлении на работу, а следовательно и для прекращения выплаты региональной социальной доплаты к пенсии ввиду осуществления им работы в государственном образовательном учреждении, предусмотренном п. 6 Положения о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2007 № 1005-ПП, суд обоснованно исходил из того, что указанным п. 6 Положения установлено, что право на ежемесячную компенсационную выплату к пенсии (региональную социальную доплату к пенсии) имеют пенсионеры, занятые на отдельных должностях в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, семейной и молодежной политики, культуры, физической культуры и спорта, государственной ветеринарной службы, библиотеках (архивах), государственных учреждениях центры занятости населения, отделах записи актов гражданского состояния, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней (подп. «г»), при этом перечень должностей (профессий), при работе на которых в бюджетных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, семейной и молодежной политики, культуры, физической культуры и спорта, государственной ветеринарной службы, библиотеках (архивах), государственных учреждениях центры занятости населения, отделах записи актов гражданского состояния пенсионеры имеют право на получение ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии утверждается Правительством Москвы (п. 7); начисление ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии гражданам, указанным в подп. "г" п. 6 Положения, работающим в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, производится, если работа протекает в бюджетных учреждениях, расположенных в городе Москве или Московской области, независимо от их ведомственной подчиненности, а назначение ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии лиц, указанных в подп. "г"-"з" и "л"-"н" п. 6 Положения, производится, если размер их среднемесячной заработной платы не превышает *** руб., при этом справка с места работы о среднемесячной заработной плате (формы 2-НДФЛ) представляется пенсионерами в управления социальной защиты населения города Москвы по месту получения ими ежемесячной компенсационной выплаты каждые шесть месяцев (п. 8).

Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2009 № 1462-ПП, в котором не предусмотрена должность ***; доводы истца о том, что он фактически являлся ***, т.е. занимал должность, включенную в Перечень должностей (профессий), при работе на которых в бюджетных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, семейной и молодежной политики, культуры, физической культуры и спорта, государственной ветеринарной службы, библиотеках (архивах), государственных учреждениях центры занятости населения, отделах записи актов гражданского состояния,  дающую ему право на получение ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии, какими-либо доказательствами не подтверждены, в ответе ГБПОУ «26 КАДР» (ранее – ГОУ СПО «Московский политехнический колледж») от *** № *** указано на то, что Ефременко В.А. являлся именно *** (л.д. 10).

Доводы истца о неправомерном установлении с *** региональной социальной доплаты к пенсии в размере *** руб., что менее ранее выплачиваемого до *** размера доплаты, не основаны на положениях Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии», п. 35 которого предусматривает, что при поступлении сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы вправе приостанавливать ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты, а в случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается, а в п. 33 Постановления предусмотрены случаи утраты права на получение региональной социальной доплаты, к которым в числе прочих относится поступление пенсионера на оплачиваемую работу (заключение трудового договора) (подп. «з»), а также установлено, что если пенсионером в какой-либо из периодов утрачивалось право на получение региональной социальной доплаты, то при представлении им документов, подтверждающих вновь приобретение этого права, региональная социальная доплата назначается заново исходя из общей суммы его материального обеспечения на дату обращения.

Ссылке истца на пропуск ответчиком срока исковой давности, судом дана надлежащая оценка, учитывая, что в силу ст. 195 ГК РФ исковой давностью является срок для защиты в судебном порядке нарушенного права лица, что не влечет ограничение права на принятие управлением решения в порядке, предусмотренном п. 42 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии», учитывая, что положения указанного пункта применяются к удержаниям из региональной социальной доплаты на основании решений органов, осуществляющих социальное обеспечение, только тех сумм, которые излишне выплачены пенсионеру в связи с нарушением им обязательства сообщать этим органам о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера социальной выплаты или прекращение ее выплаты, т.е. денежных сумм, не являющихся его имуществом, на которые по закону пенсионер не имел права; кроме того, право судебной защиты об оспаривании решения органа социальной защиты населения реализовано истцом подачей рассматриваемого иска, а оспариваемое решение принято ответчиком в пределах установленного срока исковой давности со дня, когда ответчик узнал об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты истцу социальной доплаты к пенсии. 

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы Ефременко В.А. не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного решения, поскольку направлены на иное толкование действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Перовского районного суда города Москвы от 07 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ефременко В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: