Судья Пикалева Е.Ф. Дело № 2-1936/2020
№ 33-938/2020
25 ноября 2020 года город Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Лобыкина С.Н.,
судей Кречетова А.А., Филенко М.А.,
при секретаре Мартьян Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по исковому заявлению Вандышевой С.Р. к министерству труда и социальной политики Магаданской области о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»
по апелляционной жалобе министерства труда и социальной политики Магаданской области на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 9 сентября 2020 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кречетова А.А., пояснения представителя ответчика Черных Л.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения истца Вандышевой С.Р., возражавшей относительно удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
у с т а н о в и л а :
Вандышева С.Р. обратилась в Магаданский городской суд с иском к Министерству труда и социальной политики Магаданской области (далее – Минтруд Магаданской области, Министерство) о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда».
В обоснование заявленных требований указала, что письмом Минтруда Магаданской области от 7 апреля 2020 года № 2447/09-6 ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда».
Основанием для отказа послужил вывод ответчика о том, что в представленном пакете документов отсутствуют ведомственные знаки отличия в труде (службе), дающие право на присвоение такого звания.
Полагала отказ ответчика в присвоении ей звания «Ветеран труда» незаконным, немотивированным и нарушающим ее права и свободы.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Закона Магаданской области от 10 ноября 2006 года № 758-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда», указывала, что отвечает критериям лица, имеющего право на получение звания «Ветеран труда», поскольку награждена Почетной грамотой Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, имеет не менее 20 лет трудового стажа, необходимого для назначения пенсии и необходимый стаж работы (службы) в соответствующей сфере деятельности. Подтверждающие документы ею были представлены в Министерство для рассмотрения заявления о присвоении данного звания.
Полагала указанную в письме Министерства от 7 апреля 2020 года формулировку основания для отказа в присвоении звания «Ветеран труда» не основанной на законе и фактических обстоятельствах, а также противоречащей пункту 6 Порядка присвоения в Магаданской области звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 23 января 2014 года № 33-пп.
Отмечала, что Почетная грамота Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации является ведомственным знаком отличия в труде, что прямо указано в пункте 1 Положения, утвержденного распоряжением Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 7 апреля 2004 года № 69-1, а также в направленном в Министерство письме управления государственной службы и кадров Аппарата Государственной Думы от 24 марта 2020 года № 2.5-23/55.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просила суд признать решение Минтруда Магаданской области об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» от 7 апреля 2020 года № 2447/09-6 незаконным и обязать Министерство присвоить ей указанное звание.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 9 сентября 2020 года исковые требования Вандышевой С.Р. удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Минтруд Магаданской области подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований для отмены судебного решения указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, существенное нарушение норм материального права, повлекшее нарушение единообразия в толковании и применении норм материального права.
Считает, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ награда, дающая право на присвоение звания «Ветеран труда», должна быть учреждена за заслуги в труде (службе) и стаж работы (службы) в соответствующей сфере (отрасли) не менее 15 лет.
Положение о Почетной грамоте Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденное распоряжением Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 7 апреля 2004 года № 69р-1 (в редакции распоряжения от 23 апреля 2009 года № 91р-1) содержит иные критерии ведомственного знака, а именно: значительный вклад в обеспечение взаимодействия аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти с Государственной Думой и развитие законодательства Российской Федерации; стаж государственной гражданской службы, муниципальной службы или работы на соответствующих должностях не менее 5 лет.
В связи с изложенным полагает, что Почетная грамота, которой награждена Вандышева С.Р., не может являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда», так как не соответствует критерию поощрения за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и Положением данная Почетная грамота не определена в качестве основания для присвоения звания «Ветеран труда».
Обращает внимание на то, что обжалуемое решение содержит ошибочный период осуществления истцом трудовой деятельности в мэрии города Магадана.
В возражениях на апелляционную жалобу истец полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, обсудив эти доводы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон о ветеранах).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона о ветеранах ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Таким образом, Федеральный закон о ветеранах устанавливает на федеральном уровне круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся, в частности, и лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона о ветеранах).
Согласно статьям 2 – 3 Закона Магаданской области от 10 ноября 2006 года № 758-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда» (далее - Закон Магаданской области от 10 ноября 2006 года № 758-ОЗ) присвоение звания «Ветеран труда» осуществляется исполнительным органом государственной власти Магаданской области, уполномоченным в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан.
Звание «Ветеран труда» (далее - звание) присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, при наличии документов, подтверждающих: а) награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или благодарностью Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики); б) трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; в) гражданство Российской Федерации, постоянное или преимущественное проживание на территории Магаданской области.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Магаданской области от 10 ноября 2006 года № 758-ОЗ порядок присвоения звания «Ветеран труда» устанавливается постановлением Правительства Магаданской области.
Постановлением Правительства Магаданской области от 23 января 2014 года № 33-пп утвержден Порядок присвоения в Магаданской области звания «Ветеран труда» (далее – Порядок).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Порядка звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с пунктом 2 Порядка лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», направляет в государственную организацию социальной поддержки и социального обслуживания населения по месту жительства или министерство труда и социальной политики Магаданской области заявление по форме, установленной приложением № 1 к настоящему Порядку, и комплект документов в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящего Порядка.
Пунктом 3 Порядка установлено, что лица, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 1 настоящего Порядка, представляют заверенные в установленном порядке: а) копии документов, удостоверяющих личность, принадлежность к гражданству Российской Федерации, а также подтверждающих место жительства; б) копии документов, подтверждающих награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или благодарностью Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе); в) справку о трудовом (страховом) стаже с указанием периодов работы или копию трудовой книжки;
Пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона о ветеранах определено, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 7 апреля 2004 года № 69-1 утверждено Положение о Почетной грамоте Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Положение).
Согласно пункту 1 Положения (в редакции распоряжения Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 апреля 2009 года № 91-р-1) Почетная грамота Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Почетная грамота) является одним из видов поощрения (ведомственным знаком отличия в труде) государственных гражданских служащих Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, помощников депутатов Государственной Думы по работе в Государственной Думе, а также иных граждан Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что Почетной грамотой награждаются, в том числе, государственные гражданские служащие аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации за значительный вклад в обеспечение взаимодействия указанных органов с Государственной Думой, в развитие законодательства Российской Федерации. Указанные лица должны иметь стаж государственной гражданской службы, муниципальной службы или работы на соответствующих должностях не менее пяти лет.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Вандышева С.Р. с 3 июля 2000 года по 2 февраля 2005 года осуществляла трудовую деятельность в мэрии города Магадана в различных должностях, в том числе с 25 января 2004 года – занимала муниципальную должность муниципальной службы Магаданской области.
С 3 февраля 2005 года и на дату обращения к ответчику с заявлением о присвоении звания (14 февраля 2020 года) Вандышева С.Р. занимала различные муниципальные должности муниципальной службы Магаданской области в отделах аппарата Магаданской городской Думы.
По состоянию на 14 февраля 2020 года трудовой стаж Вандышевой С.Р. в календарном исчислении составил 27 лет 5 месяцев 2 дня.
Распоряжением руководителя Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 30 декабря 2019 года № 2-1779ЛС за вклад в обеспечение взаимодействия с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Вандышева С.Р. награждена Почетной грамотой.
14 февраля 2020 года истец обратилась в Министерство с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», приложив к нему копию паспорта, копию трудовой книжки, справку о трудовом стаже, а также копию выписки из распоряжения руководителя Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 30 декабря 2019 года № 2-1779ЛС и копию распоряжения председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 апреля 2009 года № 91р-1.
По результатам рассмотрения представленных истцом документов Министерство письмом от 7 апреля 2020 года № 2447/09-6 сообщило истцу об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с отсутствием в представленном пакете документов ведомственных знаков отличия в труде (службе), дающих право на присвоение Звания.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями нормативных правовых актов, пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на получение звания «Ветеран труда» и, как следствие, о наличии оснований для удовлетворения иска.
Суждения и выводы суда первой инстанции основаны на законе и материалах дела, подробно мотивированы в обжалуемом решении, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Почетная грамота Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не соответствует критериям ведомственной награды, предусмотренным статьей 7 Федерального закона о ветеранах, не может являться основанием для отмены обжалуемого решения в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона о ветеранах (в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (вступил в силу с 1 января 2016 года, за исключением статей 2, 3, частей 1 - 3 статьи 8 этого Закона, которые вступили в силу с 1 июля 2016 года, а также статей 5 и 6 данного Закона, вступивших в силу с 1 января 2018 года, далее - Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ) в Федеральный закон о ветеранах внесены изменения, в пункт 1 статьи 7 Федерального закона о ветеранах введен пункт 1.1, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, Федеральный закон о ветеранах (подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного федерального закона в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ) устанавливает на федеральном уровне круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся, в частности, и лица, награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
При этом порядок учреждения иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», и порядок награждения указанными знаками отличия должен определяться указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 7 данного федерального закона в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ).
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, Почетная грамота Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации является ведомственным знаком отличия в труде, на момент награждения Вандышевой С.Р. указанной грамотой (30 декабря 2019 года) продолжительность её работы в муниципальной службе превышала 15 лет, трудовой (страховой) стаж истца, учитываемый для назначения пенсии, превышал 20 лет.
Таким образом, Вандышева С.Р. на момент награждения Почетной грамотой Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации соответствовала требованиям, предъявляемым к ветеранам труда подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона о ветеранах в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ, что свидетельствует о наличии у нее права на получение данного звания.
Неопределение порядка учреждения ведомственных знаков отличия Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не может свидетельствовать о несоответствии истца требованиям, предъявляемым Федеральным законом к ветеранам труда, и об отсутствии у нее права на получение указанного звания.
Иной подход к применению положений Федерального закона о ветеранах в условиях отсутствия указанного выше порядка лишает истца права на учет ее трудовых заслуг перед обществом и государством с целью обеспечения ей дополнительных мер социальной поддержки, создает дисбаланс публичных и частных интересов в сфере социальной защиты граждан.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит доводы апелляционной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 9 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства труда и социальной политики Магаданской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение по гражданскому делу вступает в законную силу со дня его вынесения и в течении трех месяцев может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи