НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Магаданского областного суда (Магаданская область) от 14.05.2019 № 2-515/19

Судья Маркова О.Ю. Дело № 2-515/2019

№ 33-344/2019

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 мая 2019 года город Магадан

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Адаркина И.А.,

судей Выглева А.В., Баюры Л.Н.,

при секретаре Кулаковой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усовой Е.А. к Министерству труда и социальной политики Магаданской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет от 1 ноября 2018 года, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет

по апелляционной жалобе Усовой Е.А. на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 5 марта 2019 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Выглева А.В., объяснения истца Усовой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно жалобы представителей ответчика Спицер А.А. и Умалатовой О.Ю., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Усова Е.А. обратилась в Магаданский городской суд с иском к Министерству труда и социальной политики Магаданской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет от 1 ноября 2018 года, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет.

В обоснование требований указала, что в связи с прекращением 13 сентября 2018 года полномочий по замещению государственной должности Магаданской области - аудитора Контрольно-счетной палаты Магаданской области и в связи с выходом на пенсию по старости она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области».

Решением ответчика от 1 ноября 2018 года в назначении пенсии за выслугу лет отказано, т.к. по информации, предоставленной ГУ-УПФР в г. Магадане (межрайонное), истцу назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством.

Считала данное решение незаконным, поскольку она не является получателем пенсии за выслугу лет как федеральный государственный гражданский служащий, а в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» ей предоставлено право выбора одного из видов пенсии.

Обращала также внимание на то, что оспариваемое решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет принято ответчиком с нарушением срока, установленного пунктом 7 статьи 5 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области», кроме того ответчиком не соблюден пятидневный срок письменного извещения заявителя о принятом решении с указанием причин отказа в назначении пенсии.

Просила суд признать решение от 1 ноября 2018 года об отказе в назначении пенсии за выслугу лет незаконным и обязать ответчика назначить пенсию за выслугу лет с 1 ноября 2018 года в соответствии с пунктом 9 статьи 5 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области».

Определением судьи Магаданского городского суда от 23 января 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ГУ-УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное).

Решением Магаданского городского суда от 5 марта 2019 года в удовлетворении исковых требований Усовой Е.А. отказано.

В апелляционной жалобе, не согласившись с решением суда, истец просит его отменить в виду нарушения судом норм материального и процессуального права.

Ссылаясь на статьи 2, 3, 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статью 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», указывает, что законодатель установил общее правило, согласно которому лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается пенсия по их выбору. При этом перейти с одного вида пенсии на другой гражданин имеет право в любое время после возникновения права на установление пенсии без какого-либо ограничения.

Обращает внимание на необходимость соблюдения в сфере пенсионного обеспечения конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, что означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих в одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Выражает несогласие с выводом суда о том, что истец, обращаясь в ГУ-УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) с заявлением о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет, назначенной ей ранее, не отказывалась от пенсии за выслугу лет.

Указывает, что реализуя свое право выбора, она подала заявление в ГУ-УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) об отказе от пенсии за выслугу лет, назначенной ей решением от 22 октября 2014 года, по форме, предложенной для заполнения пенсионным органом.

По мнению истца, прекращение выплаты пенсии за выслугу лет гражданину является единственным предусмотренным законом механизмом реагирования пенсионного органа на отказ гражданина от данной пенсии, а также на перевод с пенсии за выслугу лет на другой вид пенсии.

Считает, что имеющиеся в деле доказательства подтверждают отсутствие у нее установленной на момент обращения за пенсионным обеспечением за выслугу лет Магаданской области и на момент рассмотрения дела пенсии по государственному обеспечению федеральных государственных гражданских служащих.

В этой связи полагает не основанным на требованиях закона и обстоятельствах дела вывод суда о том, что буквальное содержание заявления истца содержит просьбу прекратить выплату пенсии за выслугу лет, а не отказ от нее.

Отмечает, что положение пункта 11 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области», а также корреспондирующая ему норма подпункта 5 пункта 8 статьи 5 того же Закона в части установления основания для отказа в назначении пенсии – установление пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством, лишает гражданина, однажды установившего пенсию за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством права на пенсионное обеспечение за выслугу лет в Магаданской области и препятствует реализации права выбора гражданина одной из полагающихся ему пенсий за выслугу лет, установленного федеральным законодательством.

Указывает, что при рассмотрении дела ответчиком не представлено доказательств наличия установленной ей пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих на момент обращения к ответчику о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области».

Напротив, согласно справкам ГУ-УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) от 26 декабря 2018 года и 14 февраля 2019 года, а также сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 14 февраля 2019 года пенсия за выслугу лет как федеральному государственному служащему ей не установлена.

Считает не основанным на законе вывод суда о том, что областной законодатель связывает возможность назначения пенсии за выслугу лет не с фактом получения пенсии за выслугу лет федеральному гражданскому служащему, а с фактом однажды назначенной федеральной пенсии, поскольку данный вывод противоречит нормам законодательства о возможности неоднократного установления и назначения различных видов, в том числе выбора, причитающихся гражданину пенсий.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик, ссылаясь на апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2018 года, оставившее без изменения решение Магаданского областного суда от 15 декабря 2017 года об отказе в удовлетворении заявления Буравченко И.Л. о признании недействующим, в том числе пункта 11 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области», полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ГУ-УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное), извещенное о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направило, об отложении слушания дела не ходатайствовало. Руководствуясь положениями части 1 статьи 327, частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда признала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ГУ-УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное).

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения истца и представителей ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Усова Е.А., имея необходимый стаж государственной гражданской службы Магаданской области, обратилась 17 сентября 2018 года в Министерство труда и социальной политики Магаданской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом 9 статьи 5 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области».

Решением Министерства труда и социальной политики Магаданской области от 1 ноября 2018 года Усовой Е.А. отказано в назначении пенсии за выслугу лет со ссылкой на пункт 11 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области» в связи с тем, что Усовой Е.А. установлена пенсия за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основе анализа законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого истцом решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет и возложении обязанности назначить указанную пенсию.

Судебная коллегия находит вывод суда правильным.

Из материалов дела следует, что Усовой Е.А. с 1 августа 2014 года назначена пенсия за выслугу лет, установленная в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которая с 1 августа 2014 года приостановлена в связи с поступлением Усовой Е.А. на государственную гражданскую службу Российской Федерации (л.д. 43, 44).

В период с 1 августа 2014 года по 19 сентября 2018 года Усова Е.А. замещала государственную должность Магаданской области – аудитор Контрольно-счетной палаты Магаданской области.

20 апреля 2018 года Усова Е.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет в связи с назначением пенсии за выслугу лет в соответствии с законодательством субъекта Магаданской области (л.д. 42).

Решением Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 мая 2018 года выплата пенсии за выслугу лет прекращена с 1 мая 2018 года.

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Закон Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области» связывает возможность назначения пенсии за выслугу лет не с фактом выплаты пенсии за выслугу лет как федеральному государственному гражданскому служащему, а с фактом ее назначения.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области» пенсия за выслугу лет в целях настоящего Закона не назначается лицам, которым в соответствии с федеральным или областным законодательством, законодательством иного субъекта Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами назначено ежемесячное пожизненное содержание или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо установлена пенсия за выслугу лет, либо ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности).

Согласно подпункту 5 пункта 8 статьи 5 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области» назначение в соответствии с федеральным или областным законодательством, законодательством иного субъекта Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами ежемесячного пожизненного содержания, дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения, ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), пенсии за выслугу лет является снованием для отказа в назначении пенсии за выслугу лет.

Разъясняя положения пункта 11 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области» в совокупности с подпунктом 5 пункта 8 статьи 5 того же Закона, Магаданская областная Дума на обращение Министерства труда и социальной политики Магаданской области указала, что исходя из названных положений Закона лицу, которому ранее назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» областная пенсия за выслугу лет не назначается. Положений, предусматривающих возможность назначения лицу областной пенсии за выслугу лет в случае прекращения ему выплаты пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, равно как и иных выплат, Закон Магаданской области № 1718-ОЗ не содержит (л.д.136, 137).

Доводы апелляционной жалобы о том, что пункт 11 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области», а также корреспондирующая ему норма подпункта 5 пункта 8 статьи 5 того же Закона препятствует реализации права выбора гражданина одной из полагающихся ему пенсий за выслугу лет, установленного федеральным законодательством, не свидетельствует о незаконности приведенного выше вывода суда.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривающие, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных служащих субъектов Российской Федерации, осуществляемого за счет средств субъектов Российской Федерации, отнесено к компетенции органов субъектов Российской Федерации. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для государственных служащих субъектов Российской Федерации. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет государственных служащих субъектов Российской Федерации осуществляется за счет собственных доходов соответствующих субъектов Российской Федерации, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации.

Поскольку пенсия за выслугу лет государственным служащим Магаданской области выплачивается дополнительно к установленной этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования страховой пенсии, то само по себе установление законодателем субъекта правил назначения таких пенсий, исключающих назначение пенсии за выслугу лет лицу, если ему ранее назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение государственных служащих Магаданской области по сравнению с нормами федерального законодательства.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 03 апреля 2007 года № 332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О и 108-О-О, от 02 апреля 2009 года № 473-О-О, согласно которой полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия соответствующего федерального закона, сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим.

Кроме того, положения пункта 11 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области» были предметом проверки Магаданского областного суда, решением которого от 15 декабря 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2018 года, было отказано в удовлетворении требований Буравченко И.Л. о признании недействующими пункта 11 статьи 1, пункта 8 статьи 2, пункта 6 статьи 7 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области».

В решении Магаданского областного суда от 15 декабря 2017 года указано, что оспариваемые нормы устанавливают условия и порядок назначения и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Магаданской области, должности муниципальной службы в Магаданской области, государственные должности Магаданской области на постоянной профессиональной основе, которая является дополнительным обеспечением указанных лиц порядок и условия которого не регламентируются положениями Федеральных законов от 27 июля 2004 года 79-ФЗ и от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, Указа Президента РФ от 15 декабря 2001 года № 854.

В этой связи ссылку истца на статьи 2, 3, 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статью 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку указанные нормы не определяют порядок и условия реализации права на дополнительные социальные гарантии государственным служащим Магаданской области, которые определены Законом Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области».

С учетом изложенного судебная коллегия находит также несостоятельными доводы жалобы о несоблюдении судом первой инстанции конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, поскольку гарантированное частями 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации равенство всех перед законом и судом, а также равенство прав и свобод человека и гражданина не препятствует установлению различий в правовом регулировании при введении дополнительных социальных выплат за счет собственных доходов соответствующих субъектов Российской Федерации.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, которые судебная коллегия находит правильными.

Каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, доводы апелляционной жалобы не содержат.

В связи с изложенным доводы жалобы, направленные на иную оценку установленных судом обстоятельств не могут служить основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Магаданского городского суда Магаданской области от 5 марта 2109 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Усовой Е.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи