Судья Свиридова С.А. Дело № 2-4698/2014 № 33-46/2015 (33-1156/2014) 10 февраля 2015 года г. Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе: председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Бельмас И.Ю., Бирючковой О.А.,
при секретаре Левыкиной Л.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по иску А. к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области о признании действий по приостановлению выплаты пенсии за выслугу лет незаконными, возобновлении выплаты пенсии
по апелляционной жалобе А. на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 18 ноября 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бельмас И.Ю., объяснения истца А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика - следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области ФИО1, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
А. обратился в суд с названным выше иском к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области (далее - СУ СК России по Магаданской области), указав в его обоснование, что в период с <дата> по <дата> проходил службу в СУ СК России по Магаданской области.
26 ноября 2013 года ему была назначена пенсия за выслугу лет.
<дата> истец поступил на военную службу в Пограничное управление ФСБ России по Магаданской области, в связи с чем 30 мая 2014 года решением СК СУ России по Магаданской области с 01 июня 2014 года выплата назначенной ему пенсии за выслугу лет была приостановлена.
Действия ответчика по приостановлению выплаты пенсии, по мнению истца, являются неправомерными, поскольку до <дата> он проходил службу в правоохранительных органах, а с <дата> поступил на военную службу, которая не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии, назначенной ответчиком.
Ссылаясь на положения статей 6 и 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года № 6-П, а также практику Верховного Суда Российской Федерации полагал, что приостановление выплаты пенсии на пенсионеров, которым назначена пенсия за выслугу лет в правоохранительных органах, поступивших на военную службу без возобновления правоохранительной службы, не распространяется.
Уточнив в ходе рассмотрения дела требования, истец просил признать незаконными действия СУ СК России по Магаданской области по приостановлению выплаты ему пенсии за выслугу лет и возложить обязанность возобновить выплату пенсии с 01 июня 2014 года.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 18 ноября 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, А. подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене, ссылаясь на существенное нарушение судом норм материального права, повлекшее неправильное разрешение спора.
В жалобе приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении и в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции. Настаивает на том, что выплата пенсии подлежит приостановлению только в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу. Так как пенсия за выслугу лет была назначена в связи прохождением службы в правоохранительных органах, то поступление на военную службу, по мнению истца, не является основанием для приостановления выплаты пенсии за выслугу лет.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу СУ СК России по Магаданской области полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными, решение суда первой инстанции законным и не подлежащим отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобе и возражений относительно неё, судебная коллегия по гражданским делам приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, А. с <дата> проходил службу в СУ СК при прокуратуре Российской Федерации по Магаданской области, первоначально был назначен на государственную должность федеральной государственной службы - <должность>.
<дата> на базе следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Магаданской области создано следственное управление Следственного комитета России по Магаданской области; А. назначен на должность федеральной государственной службы <должность> (л.д. 30-32).
Приказом № <.......> от <дата> истец был уволен с должности <должность> по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» с <дата> (л.д.44).
26 ноября 2013 года истцу на основании пункта «а» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» назначена пенсия за выслугу лет, подлежащая выплате с 20 ноября 2013 года (л.д. 45-46).
Приказом начальника Пограничного управления ФСБ России по Магаданской области от <дата> № <.......> А. зачислен на военную службы в органы федеральной службы безопасности на должность <должность> с присвоением воинского звания <.......> (л.д. 60).
В связи с поступлением на службу в Пограничное управление ФСБ России по Магаданской области выплата пенсии за выслугу лет А. приостановлена с 01 июня 2014 года решением ответчика от 30 мая 2014 года (л.д.47).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года № 6-П, пришел к выводу о правомерности приостановления выплаты пенсии за выслугу лет в связи с поступлением А. на военную службу в Пограничное управление ФСБ России по Магаданской области.
С таким выводом судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда согласиться не может, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права, регламентирующих спорные правоотношения, по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете в Российской Федерации» служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с данным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Часть 13 статьи 35 этого же Федерального закона устанавливает, что пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 лицам, указанным в статье 1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий во время службы приостанавливается (часть 2 статьи 6).
Как правильно указал суд первой инстанции в оспариваемом решении, предписания Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников Следственного комитета отсылают не к отдельным положениям Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, в связи с чем положения статьи 6 названного Закона распространяются, в том числе и на лиц, проходивших службу в Следственном комитете Российской Федерации.
Вместе с тем судом при разрешении спора не дана оценка доводам истца о том, что выплата пенсии за выслугу лет подлежит приостановлению только в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу, тогда как они заслуживают внимания.
Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» установлено, что государственная служба включает в себя следующие виды: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.
Исходя из положений Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, данный орган входит в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Порядок и условия прохождения службы в следственных органах регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 1 названного Федерального закона Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
Согласно статье 15 этого же федерального закона служба в Следственном комитете Российской Федерации является федеральной государственной службой. Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (части 1, 2).
Должности в военных следственных управлениях Следственного комитета, военных следственных отделах Следственного комитета могут замещаться военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Порядок прохождения ими военной службы в Следственном комитете регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4).
Отдельные должности в Следственном комитете могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, которые проходят службу в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 5).
После увольнения из СУ СК России по Магаданской области истец поступил на военную службу в органы федеральной службы безопасности по контракту с присвоением воинского звания, то есть приобрел статус военнослужащего.
Порядок прохождения военной службы регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Таким образом, прохождение федеральной государственной службы на соответствующих должностях в Следственном комитете (за исключением должностей в военных следственных управлениях и военных следственных отделах Следственного комитета, замещаемых военнослужащими) и прохождение военной службы имеют разное правовое регулирование, при этом служба в Следственном комитете не приравнивается к военной службе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18 марта 2004 года № 6-П, предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплат этой пенсии при возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации на военной и правоохранительной службе.
При этом из названного Постановления следует, что пенсия за выслугу лет подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службуна тех же условиях, на которых оно проходило службу.
Указанное согласуется с положениями части 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, согласно которой в случае повторного определения на военную службу, или на службу в органах внутренних дел, или Государственную противопожарную службу или на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
По делу установлено, что А. до <дата> проходил федеральную государственную (правоохранительную) службу в СУ СК России по Магаданской области, в связи с которой ему назначена пенсия за выслугу лет, а с <дата> зачислен на военную службу в орган федеральной службы безопасности, то есть на другой вид службы и на других условиях.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от <дата> № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» служба в Следственном комитете не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для назначения военной пенсии.
Данный факт подтвержден письмом Пограничного управления ФСБ России по Магаданской области от 06 февраля 2015 года.
В то же время, как следует из объяснений представителя ответчика, и это соответствует правилам, установленным частью 2 статьи 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, период военной службы в органах федеральной службы безопасности не повлечет увеличения размера ранее назначенной истцу Следственным комитетом пенсии за выслугу лет в случае возобновления ее выплаты после увольнения истца с военной службы.
Таким образом, приостановление выплаты истцу назначенной при увольнении из Следственного комитета пенсии за выслугу лет как лицу, поступившему на военную службу, то есть без возобновления государственной правоохранительной службы, не основано на законе. В противном случае нарушается конституционный принцип равенства, поскольку в отличие от другой категории пенсионеров для истца отсутствует механизм компенсации приостановления ему выплаты пенсии за выслугу лет.
Учитывая изложенное, оспариваемые истцом действия СК СУ по Магаданской области по приостановлению выплаты ему назначенной пенсии за выслугу лет с 01 июня 2014 года в связи с поступлением на военную службу в Пограничное управление ФСБ России по Магаданской области нельзя признать законными, а выводы суда первой инстанции об обратном, необоснованны, сделаны при неправильном применении вышеприведенных норм материального права.
Поскольку незаконными действиями ответчика по приостановлению выплаты пенсии за выслугу лет нарушено право истца на получение указанной пенсии, то требование истца о возложении на ответчика обязанности возобновить выплату указанной пенсии с даты приостановления, то есть с 01 июня 2014 года, направленное на восстановление его нарушенного права на получение назначенной ему пенсии за выслугу лет правомерны и подлежат удовлетворению.
При этом судебная коллегия учитывает, что согласно пункту 2.24 Временной Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и членов их семей, утвержденной приказом Следственного комитета Российской Федерации от 29 ноября 2011 года № 152, основанием для приостановления выплаты пенсии является уведомление кадрового подразделения или представление пенсионером выписки из приказа о повторном поступлении на службу. Порядок и основания для возобновления выплаты пенсии не урегулированы.
Из объяснений представителя ответчика следует, что выплата пенсии за выслугу лет финансовым органом Следственного комитета приостанавливается, а в последующем возобновляется по факту повторного поступления на соответствующую службу и увольнения с неё, и не зависит от наличия или отсутствия соответствующих заявлений пенсионера.
При таком положении то обстоятельство, что истцом 26 мая 2014 года ответчику подано заявление с просьбой приостановить ему выплату пенсии в связи с поступлением на службу в ПУ ФСБ России по Магаданской области (л.д. 48), не свидетельствует о законности действий ответчика по приостановлению выплаты ему пенсии за выслугу лет, а отсутствие заявления истца о возобновлении выплаты пенсии не является препятствием для возложения на ответчика обязанности возобновить выплату назначенной ему пенсии за выслугу лет, учитывая незаконный характер действий ответчика по приостановлению ее выплаты.
Разрешая вопрос о судебных расходах, судебная коллегия отмечает следующее.
В силу подпункта 19 пункта 1, подпункта 5 пункта 2, пункта 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) стороны освобождены от уплаты государственной пошлины по данному делу в связи с чем оснований для ее взыскания с ответчика не имеется.
Вопрос о возврате уплаченной истцом при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины в сумме 100 рублей может быть разрешен в порядке статьи 333.40 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 18 ноября 2014 года отменить и постановить новое решение, которым
Исковые требования А. к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области о признании действий по приостановлению выплаты пенсии за выслугу лет незаконными, возложении обязанности возобновить выплату пенсии за выслугу лет удовлетворить.
Признать незаконными действия следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области по приостановлению выплаты пенсии за выслугу лет А. с 01 июня 2014 года.
Обязать следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области возобновить А. выплату пенсии за выслугу лет с 01 июня 2014 года.
Председательствующий Н. В. Бежевцова
Судьи И. Ю. Бельмас
О. А. Бирючкова