Судья Сидорович Е.В. Дело № 2-2923/2018
№ 33-86/2019
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Лобыкина С.Н.,
судей Выглева А.В., Бирючковой О.А.,
при секретаре Бушуевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социальной политики Магаданской области о признании незаконным решения министерства труда и социальной политики Магаданской области об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 21 ноября 2018 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Выглева А.В., объяснения истца, ее представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы представителя ответчика ФИО3, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в Магаданский городской суд с иском к Министерству труда и социальной политики Магаданской области о признании незаконным решения министерства труда и социальной политики Магаданской области об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда».
В обоснование иска указала, что решением ответчика ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», несмотря на то, что она представила все предусмотренные законодательством документы, свидетельствующие о соответствии необходимым требованиям для присвоения звания.
Согласно решению ответчика отказ в присвоении звания «Ветеран труда» вызван отсутствием у нее необходимого стажа работы в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Полагала решение Министерства труда и социальной политики Магаданской области незаконным, поскольку стаж в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), к которой она относит государственную службу, составляет у нее более 15 лет.
Ссылаясь на Закон Магаданской области от 10 ноября 2006 года № 758-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда», Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», просила суд признать незаконным решение Министерства труда и социальной политики Магаданской области об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» от 19 сентября 2018 года №..., обязать Министерство труда и социальной политики Магаданской области присвоить звание «Ветеран труда».
Решением Магаданского городского суда 21 ноября 2018 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе истец, не согласившись с решением суда, просит его отменить в виду его незаконности и необоснованности.
Считает необоснованным вывод суда о том, что она не имеет необходимого стажа работы (службы) в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
По мнению истца, применительно к настоящему спору сферой деятельности является государственная (муниципальная) служба, а отраслью экономики - государственное и муниципальное управление.
Обращает внимание, что суд не привел в решении мотивов, по которым отверг указанные выше доводы истца.
Указывает, что в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденном приказом Росстандарта от 31 января 2014 года №14-ст не имеется разделения видов деятельности на законодательную и исполнительную. Напротив, данный документ имеет раздел «О» «государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение», который включает в себя деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.
Полагает, что вопреки выводам суда никакой законодательной сферы деятельности не существует.
По мнению истца, решение суда не содержит обоснования сделанных судом выводов и фактически представляет собой немотивированное изложение согласия суда с позицией ответчика не основанной на законе и иных нормативных актах.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик, настаивая на своей позиции, выраженной в суде первой инстанции, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Магаданской области от 10 ноября 2006 года № 758-ОЗ «О присвоении звания «Ветеран труда» звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, при наличии документов, подтверждающих:
а) награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или благодарностью Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики);
б) трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
в) гражданство Российской Федерации, постоянное или преимущественное проживание на территории Магаданской области.
Согласно статье 4 указанного закона Магаданской области порядок присвоения звания «Ветеран труда» устанавливается постановлением Правительства Магаданской области.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Магаданской области от 23 января 2014 года № 33-пп утвержден Порядок присвоения в Магаданской области звания «Ветеран труда», предусматривающий, что отнесение наград к ведомственным знакам отличия в труде осуществляется на основании положений об этих знаках, утвержденных государственными органами в установленном законодательством порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 с 3 ноября 2015 года принята в региональный законодательный орган - Магаданскую областную Думу и назначена на высшую должность категории «помощники (советники)» советника председателя Магаданской областной Думы, в которой работает по настоящее время (л.д. 15).
На основании распоряжения руководителя аппарата Государственной Думы от 18 июля 2018 года №...ЛС за вклад в обеспечение взаимодействия с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации ФИО4 награждена Почетной грамотой Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (л.д. 13,14).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Почетной грамоте Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Почетная грамота Аппарата Государственной Думы является одним из видов поощрения (ведомственным знаком отличия в труде) государственных гражданских служащих.
В силу пункта 2 названного Положения Почетной грамотой награждаются государственные гражданские служащие аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие органов местного самоуправления, иные граждане за значительный вклад в обеспечение взаимодействия указанных органов с Государственной Думой, в развитие законодательства Российской Федерации.
Из представленной в дело копии трудовой книжки следует, что ранее ФИО1 с 13 января 2003 года замещала должности государственной службы, с 19 апреля 2005 года по 2 ноября 2015 года замещала различные муниципальные должности мэрии г. Магадана (л.д. 17 - 41).
14 сентября 2018 года ФИО1 обратилась в министерство труда и социальной политики Магаданской области с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы.
Согласно справкам заместителя руководителя аппарата Магаданской областной Думы, руководителя службы по вопросам государственной службы и кадров от 14 сентября 2018 года трудовой (страховой) стаж работы ФИО1 при обращении с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» составил 28 лет 03 месяца 10 дней, стаж государственной гражданской службы ФИО1 по состоянию на 14 сентября 2018 года составляет 20 лет 01 месяц 09 дней (л.д. 15, 16).
По результатам рассмотрения документов, ответчик письмом от 19 сентября 2018 г. №... сообщил истцу об отказе в присвоении почетного звания «Ветеран труда» в связи с тем, что на момент подачи ФИО1 документов стаж работы в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) - в законодательной сфере деятельности составляет 2 года 8 месяцев 16 дней.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции согласился с выводом министерства труда и социальной политики Магаданской области об отсутствии у ФИО1 необходимого стажа работы (службы) - не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) для присвоения звания «Ветеран труда», а именно в законодательной сфере деятельности.
Судебная коллегия находит данный вывод ошибочным, не основанным на нормах материального права.
Государственная гражданская служба Российской Федерации согласно статье 5 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и статье 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Государственным гражданским служащим в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Муниципальная служба в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, а также профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы (пункт 1); учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы (пункт 4); соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца (пункт 6).
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 5 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Из приведенных нормативных положений следует, что государственная гражданская служба и муниципальная служба осуществляются в одной публично-властной сфере деятельности - в области государственного и муниципального управления.
Данный вывод также подтверждается сведениями Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года № 14-ст.
Указанный Общероссийский классификатор содержит раздел «О» «Услуги в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности; услуги по обязательному социальному обеспечению», в который включены услуги государственного управления общего характера, услуги органов законодательной и исполнительной государственной власти, в состав которых входят услуги в исполнительной и законодательной областях деятельности, предоставляемые органами центрального, регионального и местного уровней.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что при обращении с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» ФИО1 имела необходимый стаж работы (службы) - не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (в сфере государственного управления), поскольку ее стаж государственной гражданской службы по состоянию на 14 сентября 2018 года составляет более 15 лет.
Таким образом, вопреки выводам суда награждение ФИО1 руководителем Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Почетной грамотой за вклад в обеспечение взаимодействия с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при наличии у нее трудового (страхового) стажа 28 лет 03 месяца 10 дней и стажа государственной гражданской службы более 15 лет повлекло возникновение у нее права на присвоение звания «Ветеран труда».
При таких обстоятельствах решение суда об отказе истцу в удовлетворении исковых требований нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а требования истца - удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 данного Кодекса; если иск удовлетворен частично, то судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Правила, изложенные в части 1 настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях (часть 2 статьи 98 ГПК РФ).
Поскольку судебная коллегия находит требования истца подлежащими удовлетворению, то с ответчика министерства труда и социальной политики Магаданской области в пользу ФИО1 на основании приведенной статьи ГПК РФ подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в размере 300 руб. и при подаче апелляционной жалобы в размере 150 руб.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 21 ноября 2018 года отменить. Принять новое решение, которым исковые требования ФИО1 к министерству труда и социальной политики Магаданской области о признании незаконным решения министерства труда и социальной политики Магаданской области об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» удовлетворить.
Признать незаконным решение министерства труда и социальной политики Магаданской области об отказе в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» от 19 сентября 2018 г. №....
Обязать министерство труда и социальной политики Магаданской области присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда».
Взыскать с министерства труда и социальной политики Магаданской области в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 300 руб. и при подаче апелляционной жалобы в размере 150 руб., а всего взыскать 450 руб.
Председательствующий С.Н. Лобыкин
Судьи А.В. Выглев
О.А. Бирючкова