НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Магаданского областного суда (Магаданская область) от 03.11.2020 № 2-1838/20

Судья Благодёрова А.Н. Дело № 2-1838/2020

№ 33-882/2020

3 ноября 2020 года город Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Бежевцовой Н.В.,

судей Бельмас И.Ю., Лобыкина С.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Заяц Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усовой Е.А. к Министерству труда и социальной политики Магаданской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет от 1 ноября 2018 года и возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет

по апелляционной жалобе Министерства труда и социальной политики Магаданской области на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 11 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бежевцовой Н.В., выслушав объяснения представителя ответчика Умалатовой О.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

у с т а н о в и л а:

Усова Е.А. обратилась в Магаданский городской суд с иском к Министерству труда и социальной политики Магаданской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет от 1 ноября 2018 года, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет.

В обоснование требований указала, что 13 сентября 2018 года освобождена от замещения государственной должности Магаданской области - аудитора Контрольно-счетной палаты Магаданской области.

В связи с выходом на пенсию по старости она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области».

Решением ответчика от 1 ноября 2018 года в назначении пенсии за выслугу лет отказано, так как по информации, предоставленной ГУ-УПФР в г. Магадане (межрайонное), истцу назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством.

Считала данное решение незаконным, поскольку она не является получателем пенсии за выслугу лет как федеральный государственный гражданский служащий, а в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» ей предоставлено право выбора одного из видов пенсии.

Обращала внимание на то, что оспариваемое решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет принято ответчиком с нарушением срока, установленного пунктом 7 статьи 5 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области», кроме того ответчиком не соблюден пятидневный срок письменного извещения заявителя о принятом решении с указанием причин отказа в назначении пенсии.

Просила суд признать решение от 1 ноября 2018 года об отказе в назначении пенсии за выслугу лет незаконным и обязать ответчика назначить пенсию за выслугу лет с 1 ноября 2018 года в соответствии с пунктом 9 статьи 5 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области».

Определением судьи Магаданского городского суда от 23 января 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено ГУ-УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное).

Решением Магаданского городского суда от 5 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 14 мая 2019 года и определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 декабря 2019 года, в удовлетворении исковых требований Усовой Е.А. отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2020 года указанные выше судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Магаданский городской суд.

По результатам нового рассмотрения Магаданским городским судом 11 августа 2020 года принято решение, которым исковые требования Усовой Е.А. удовлетворены.

Решение Министерства труда и социальной политики Магаданской области от 1 ноября 2018 года об отказе в назначении пенсии за выслугу лет Усовой Е.А. признано незаконным.

На Министерство труда и социальной политики Магаданской области возложена обязанность назначить Усовой Е.А. пенсию за выслугу лет с 1 октября 2018 года в соответствии с Законом Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области».

С Министерства труда и социальной политики Магаданской области в пользу Усовой Е.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Не согласившись с решением суда, Министерство труда и социальной политики Магаданской области в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

Со ссылкой на пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», положения Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статью 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации отмечает, что в рамках действующего правого регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации.

Обращает внимание, что согласно разъяснению, данному Магаданской областной Думой 4 марта 2019 года, Закон Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области» не содержит положений, предусматривающих возможность назначения лицу областной пенсии за выслугу лет в случае прекращения ему выплаты пенсии за выслугу лет как федеральному государственному гражданскому служащему, равно как и иных выплат.

Указывает, что положения пункта 11 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области» проверялись на соответствие федеральному законодательству Магаданским областным судом при рассмотрении исковых требований Б. о признании недействующими пункта 11 статьи 1, пункта 8 статьи 2, пункта 6 статьи 7 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области».

Решением Магаданского областного суда от 15 декабря 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2018 года, в удовлетворении требований Б. отказано.

В указанных судебных актах отражено, что установление порядка и дополнительных выплат лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, является правом законодателя такого субъекта, который уполномочен не только устанавливать, но и в дальнейшем изменять порядок, условия, размеры данных выплат, что само по себе не противоречит федеральному законодательству.

В связи с этим полагает, что суд первой инстанции меняет правовой смысл пункта 11 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области», что нарушает единообразие в толковании и применении данной нормы и ведет к увеличению расходных обязательств Магаданской области.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что законодательством предусмотрен единственный способ отмены ранее выбранной гражданином пенсии – прекращение ее выплаты.

Со ссылкой на пункты 6 и 7 Правил выплаты пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для ее выплаты, утвержденных приказом Минтруда России от 22 мая 2017 года № 436н, считает неправомерным решение Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 мая 2018 года № 14000788 о прекращении выплаты Усовой Е.А. пенсии за выслугу лет в связи с назначением пенсии за выслугу лет в соответствии с законодательством Магаданской области. Обращает внимание, что до настоящего времени пенсия за выслугу лет в соответствии с законодательством Магаданской области Усовой Е.А. не назначена.

Считает решение Пенсионного фонда Российской Федерации неправомерным, поскольку выплата пенсии за выслугу лет федеральному государственному служащему Усовой Е.А. прекращена лишь на основании ее личного заявления при отсутствии подтверждающих документов.

Обращает внимание, что в период, когда Усова Е.А. обратилась за назначением пенсии по выслуге лет как федеральному государственному гражданскому служащему, уже действовали положения пункта 11 статьи 1 Закона Магаданской области № 1718-ОЗ. В связи с этим ответчик настаивает, что в данном случае истцом уже было реализовано ее право выбора вида пенсионного обеспечения.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.

Истец,третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало. Истец просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. На основании частей 3, 5 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ).

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона № 79-ФЗ).

Одним из принципов гражданской службы является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий (статьи 4, 6 Федерального закона № 79-ФЗ).

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.

В настоящее время условия и порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ) условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Часть 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Таким образом, полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения государственных служащих субъектов Российской Федерации возложены федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые устанавливают общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан.

В силу положений пункта 3 статьи 36 Устава Магаданской области (принят Магаданской областной Думой 26 декабря 2001 года), пункта 2 статьи 2 Закона Магаданской области от 24 октября 2011 года № 1428-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Магаданской области» должность аудитора Контрольно-счетной палаты относится к государственным должностям Магаданской области.

В пункте 2 статьи 1 Закона Магаданской области от 09 февраля 2005 года № 553-ОЗ «О государственной гражданской службе Магаданской области» установлено, что профессиональная служебная деятельность лиц, замещающих государственные должности Магаданской области, является государственной гражданской службой Магаданской области.

Основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Магаданской области, лицам, замещающим должности муниципальной службы в Магаданской области, лицам, замещающим государственные должности Магаданской области на постоянной профессиональной основе, размер, условия, порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, а также порядок реализации права на пенсионное обеспечение за выслугу лет лиц, замещающих на постоянной основе должности депутата представительного органа местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления установлены Законом Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области» (далее - Закон Магаданской области № 1718-ОЗ).

Согласно пункту 4 статьи 1 Закона Магаданской области № 1718-ОЗ лица, замещавшие государственные должности Магаданской области на постоянной профессиональной основе не менее 5 лет и имеющие стаж государственной и (или) муниципальной службы не менее 15 лет, достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности имеют право на пенсию за выслугу лет при освобождении от замещаемой областной должности в случаях истечения срока полномочий, досрочного прекращения полномочий по письменному заявлению о сложении своих полномочий или в связи с признанием судом недееспособными или ограниченно дееспособными, либо в случае досрочного прекращения полномочий органа государственной власти Магаданской области, иного государственного органа Магаданской области (далее - государственный орган), в которых данные лица замещали областные должности, если непосредственно перед увольнением они замещали государственные должности Магаданской области не менее 12 полных месяцев. Пенсия за выслугу лет назначается лицам, замещавшим государственные должности Магаданской области с учетом требований, установленных пунктом 4 статьи 2.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

При этом в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 4 Закона Магаданской области от 11 июня 2008 года № 1014-ОЗ «О периодах службы (работы), включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Магаданской области, стаж замещения государственных должностей Магаданской области» (в ред. Закона Магаданской области от 27 февраля 2015 года № 1865-ОЗ) в стаж замещения государственных должностей Магаданской области, исчисляемый для назначения лицу, замещающему государственную должность Магаданской области, пенсии за выслугу лет, включаются (засчитываются) периоды, утвержденные Указами Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532 и от 20 сентября 2010 года № 1141.

Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1141 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих. В соответствии с пунктом 3 данного Указа к таким должностям относятся должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».

Согласно пункту 10 статьи 1 Закона Магаданской области № 1718-ОЗ пенсия за выслугу лет назначается областным гражданским служащим, муниципальным служащим, лицам, замещавшим государственные должности, если на момент обращения за назначением пенсии за выслугу лет им назначена страховая пенсия по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ.

В пункте 11 статьи 1 Закона Магаданской области № 1718-ОЗ (в ред. Закона Магаданской области от 27 февраля 2015 года № 1865-ОЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что пенсия за выслугу лет в целях названного закона не назначается лицам, которым в соответствии с федеральным или областным законодательством, а также муниципальными нормативными правовыми актами назначено ежемесячное пожизненное содержание или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо установлена пенсия за выслугу лет, либо ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности).

В силу подпункта 5 пункта 8 статьи 5 Закона Магаданской области № 1718-ОЗ (в ред. Закона Магаданской области от 27 февраля 2015 года № 1865-ОЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) основанием отказа в назначении пенсии за выслугу лет является назначение в соответствии с федеральным или областным законодательством ежемесячного пожизненного содержания, дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения, ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), пенсии за выслугу лет.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Усова Е.А. с 26 октября 2013 года является получателем трудовой пенсии по старости на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с работой в районах Крайнего Севера (т. 1 л.д. 50).

Решением Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 октября 2014 года Усовой Е.А. с 1 августа 2014 года назначена пенсия за выслугу лет как федеральному государственному гражданскому служащему в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ (т. 1 л.д. 51).

На основании заявления Усовой Е.А. решением Пенсионного фонда Российской Федерации от 16 декабря 2014 года выплата указанной пенсии за выслугу лет с 1 августа 2014 года приостановлена в связи с поступлением Усовой Е.А. на государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации - Магаданской области (т. 1 л.д. 52, 53). Согласно справке УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) от 15 февраля 2019 года пенсия за выслугу лет, назначенная с 1 августа 2014 года, не выплачивалась в связи с поступлением истца на государственную службу (т. 1 л.д. 143).

В период с 1 августа 2014 года по 19 сентября 2019 года Усова Е.А. замещала государственную должность Магаданской области - аудитора Контрольно-счетной палаты Магаданской области (т. 1 л.д. 14-32, 36-37).

20 апреля 2018 года она обратилась в Пенсионный фонд Российской Федерации с заявлением о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет как федеральному государственному гражданскому служащему на основании Федерального закона № 166-ФЗ в связи с назначением пенсии за выслугу лет как государственному гражданскому служащему субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (т. 1 л.д. 42, 56).

Решением Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 мая 2018 года выплата пенсии Усовой Е.А. за выслугу лет как федеральному государственному гражданскому служащему прекращена с 1 мая 2018 года в связи с назначением пенсии за выслугу лет в соответствии с законодательством Магаданской области (т. 1 л.д. 40).

Приказом Контрольно-счетной палаты Магаданской области от 22 августа 2018 года № 91к в связи с досрочным прекращением полномочий в соответствии со статьей 7 Закона Магаданской области от 24 октября 2011 года № 1428-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Магаданской области» Усова Е.А. освобождена от замещения государственной должности Магаданской области - аудитора Контрольно-счетной палаты Магаданской области 13 сентября 2018 года и уволена в связи с выходом на пенсию по старости (т. 1 л.д. 35).

17 сентября 2018 года Усова Е.А. обратилась в Министерство труда и социальной политики Магаданской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как государственному гражданскому служащему субъекта Российской Федерации - Магаданской области - в соответствии с Законом Магаданской области № 1718-ОЗ (т. 1 л.д. 13).

Решением Министерства труда и социальной политики Магаданской области от 1 ноября 2018 года Усовой Е.А., замещавшей должность государственной гражданской службы Магаданской области - аудитора Контрольно-счетной палаты Магаданской области, отказано в назначении пенсии за выслугу лет на основании пункта 11 статьи 1 Закона Магаданской области № 1718-ОЗ (т. 1 л.д. 11).

Полагая данное решение необоснованным, Усова Е.А. обжаловала его в суд и настаивала на своем праве выбора одного из видов пенсии и обращала внимание на то, что получателем пенсии как федеральный государственный гражданский служащий она не является.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на дату обращения Усовой Е.А. в Министерство труда и социальной политики Магаданской области с заявлением о назначении ей пенсии в соответствии с Законом Магаданской области № 1718-ОЗ выплата пенсии как федеральному государственному гражданскому служащему была прекращена и установленной (назначенной и выплачиваемой) пенсии в понимании пункта 11 статьи 1 Закона Магаданской области № 1718-ОЗ у истца не имелось.

Оснований не согласиться с таким выводом судебная коллегия не усматривает, поскольку он основан на нормах действующего законодательства, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения государственных служащих, а также фактических обстоятельствах дела.

Как установлено судом и не опровергнуто ответчиком, по состоянию на 17 сентября 2018 года, когда Усова Е.А. обратилась в Министерство труда и социальной политики Магаданской области за назначением пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Магаданской области № 1718-ОЗ, она имела необходимый стаж, дающий ей право на пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему государственную должность Магаданской области.

До обращения в Министерство труда и социальной политики Магаданской области истец 20 апреля 2018 года подала в Пенсионный фонд Российской Федерации заявление об отказе от пенсии за выслугу лет как федеральному государственному гражданскому служащему, назначенной ей с 1 августа 2014 года по нормам Федерального закона № 166-ФЗ. При этом заявление об отказе от указанной пенсии оформлено Усовой Е.А. по форме, предложенной Пенсионным фондом Российской Федерации, то есть в форме заявления о прекращении выплаты пенсии.

По заявлению Усовой Е.А. Пенсионным фондом Российской Федерации 15 мая 2018 года принято решение о прекращении выплаты ей пенсии за выслугу лет как федеральному государственному гражданскому служащему с 1 мая 2018 года.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при обращении в Министерство труда и социальной политики Магаданской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет по нормам Закона Магаданской области № 1718-ОЗ Усовой Е.А. было реализовано предоставленное Федеральным законом № 166-ФЗ право выбора вида пенсионного обеспечения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом уже было реализовано право выбора вида пенсионного обеспечения, не могут быть признаны состоятельными, поскольку противоречат пункту 3.1 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ.

Согласно данной норме лицам, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 166-ФЗ, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, назначается пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 166-ФЗ или одна из указанных выплат по их выбору.

По состоянию на 1 августа 2014 года, когда Усовой Е.А. была назначена пенсия за выслугу лет как федеральному государственному гражданскому служащему по нормам Федерального закона № 166-ФЗ, право на получение пенсии за выслугу лет по Закону Магаданской области № 1718-ОЗ у нее еще не возникло. Следовательно, по состоянию на указанную дату она не относилась к лицам, поименованным в пункте 3.1 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ.

Право на получение пенсии за выслугу лет по Закону Магаданской области № 1718-ОЗ сформировалось у истца в период замещения государственной должности Магаданской области. Следовательно, возможность выбора вида пенсионного обеспечения возникла у Усовой Е.А. только в момент ее обращения за пенсией по выслуге лет по законодательству Магаданской области.

Ссылка в жалобе на то, что в период принятия Усовой Е.А. решения об обращении за назначением пенсии за выслугу лет как федеральному государственному гражданскому служащему уже действовали положения пункта 11 статьи 1 Закона Магаданской области № 1718-ОЗ, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку эти обстоятельства не имеют правового значения для правильного разрешения настоящего гражданского дела.

В силу действующего законодательства одним из условий назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Магаданской области, является наличие определенного стажа замещения такой должности.

Из материалов дела следует, что по состоянию на дату назначения пенсии за выслугу лет как федеральному государственному служащему у Усовой Е.А. не имелось стажа замещения государственной должности Магаданской области. С указанной даты она была назначена на государственную должность Магаданской области – аудитора Контрольно-Счетной палаты Магаданской области.

Соответственно, по состоянию на 1 августа 2014 года у истца отсутствовало право на пенсионное обеспечение по законодательству Магаданской области и не имелось оснований для применения к спорным правоотношениям положений пункта 11 статьи 1 Закона Магаданской области № 1718-ОЗ, устанавливающего запрет на назначение пенсии за выслугу лет лицам, которым в соответствии с федеральным законодательством установлена пенсия за выслугу лет.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой наразъяснения Магаданской областной Думы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании положений Закона Магаданской области № 1718-ОЗ и субъективном понимании названных разъяснений.

Из вышеприведенных положений Федерального закона № 79-ФЗ, Федерального закона № 166-ФЗ, Федерального закона № 400-ФЗ, Закона Магаданской области № 1718-ОЗ следует, что пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет государственным гражданским служащим Магаданской области являются государственным пенсионным обеспечением, обязательное условие которого - наличие определенного стажа работы на государственной гражданской службе. Эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой пенсии по старости. То есть юридическая природа пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсионного обеспечения за выслугу лет государственным гражданским служащим Магаданской области одинаковая. Эти пенсии являются выплатами по государственному пенсионному обеспечению. Следовательно, при установлении порядка назначения и выплаты названных пенсий федеральным государственным гражданским служащим и государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации должен соблюдаться принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Как обоснованно указано в письме Магаданской областной Думы от 4 марта 2019 года (т. 1 л.д. 136-137), Закон Магаданской области № 1718-ОЗ действительно не содержит положений, предусматривающих возможность назначения лицу областной пенсии за выслугу лет в случае прекращения ему выплаты пенсии за выслугу лет как федеральному государственному гражданскому служащему.

Однако данное обстоятельство не свидетельствует об установлении региональным законодателем запрета на назначение лицу областной пенсии за выслугу лет в таком случае, тем более, что установление такого запрета не соответствовало бы одному из принципов гражданской службы - единству правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3.1 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ лицу, имеющему одновременно право на пенсию за выслугу лет как федеральному государственному служащему в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ и право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации в связи с прохождением государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации, предоставлено право выбора одной из этих пенсий по государственному пенсионному обеспечению: либо как федеральному государственному служащему по нормам Федерального закона № 166-ФЗ, либо как государственному гражданскому служащему субъекта Российской Федерации на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.

Право выбора пенсионного обеспечения за выслугу лет может быть ограничено только федеральным законом.

Таким образом, установление региональным законодателем в нормативном правовом акте условий и порядка реализации гражданином права на получение пенсии за выслугу лет как государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации (то есть пенсии по государственному пенсионному обеспечению) не может лишать гражданина, имеющего одновременно право на пенсию за выслугу лет как федерального государственного гражданского служащего и пенсию за выслугу лет как государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, гарантированного ему федеральным законом права на выбор государственного пенсионного обеспечения.

В данном случае гражданин вправе выбрать пенсию за выслугу лет по нормам Федерального закона № 166-ФЗ или по нормам Закона Магаданской области № 1718-ОЗ. При реализации данного права и выборе пенсии за выслугу лет по одному из этих оснований пенсия за выслугу лет по другому основанию назначению и выплате не подлежит.

Из положений пункта 11 статьи 1 Закона Магаданской области № 1718-ОЗ и применительно к рассматриваемому спору следует, что пенсия за выслугу лет в целях названного закона не назначается лицам, которым в соответствии с федеральным законодательством установлена пенсия за выслугу лет.

Удовлетворяя исковые требования о возложении на ответчика обязанности назначить Усовой Е.А. пенсию за выслугу лет в соответствии с законом Магаданской области № 1718-ОЗ, суд первой инстанции исходил из доказанности того обстоятельства, что при обращении 17 сентября 2018 года в Министерство труда и социальной политики Магаданской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет истец не являлась лицом, которому в соответствии с федеральным законодательством установлена пенсия за выслугу лет.

В силу положений абзаца двенадцатого статьи 2 Федерального закона № 166-ФЗ установление пенсии - это назначение пенсии, перерасчет ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой. Установление пенсии производится по заявлению гражданина, за исключением установления социальной пенсии по инвалидности ряду категорий граждан, которые перечислены в пункте 1 статьи 22 Федерального закона № 166-ФЗ.

Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком. Пенсия за выслугу лет (за исключением пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленных к трудовой пенсии по инвалидности) назначается бессрочно (абзац второй пункта 1 статьи 22, подпункт 1 пункта 4 статьи 23 Федерального закона № 166-ФЗ).

Таким образом, установление пенсии - это совокупность последовательных действий, направленных на реализацию государственным гражданским служащим права на государственное пенсионное обеспечение за выслугу лет, что предполагает не только обращение за этой пенсией, ее непосредственное назначение органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, пересчет этой пенсии в установленных законом случаях, но и ее выплату.

При этом в законодательстве не содержится нормативных предписаний об отмене пенсии или аннулировании ее установления.

Единственным из предусмотренных законом способов отмены ранее выбранной гражданином пенсии является прекращение ее выплаты. Доводы апелляционной жалобы об обратном на нормах материального права не основаны и не могут быть признаны состоятельными.

Учитывая приведенные выше законоположения, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что Усова Е.А. не может быть отнесена к лицам, поименованным в пункте 11 статьи 1 Закона Магаданской области № 1718-ОЗ, для которых установлен запрет на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с названным законом.

Указанный в пункте 11 статьи 1 Закона Магаданской области № 1718-ОЗ термин «установлена пенсия» означает наличие у гражданина на момент обращения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Магаданской области № 1718-ОЗ пенсии за выслугу лет, назначенной и выплачиваемой как федеральному государственному гражданскому служащему по нормам Федерального закона № 166-ФЗ. Однако, материалами дела с достоверностью подтверждено прекращение с 1 мая 2018 года выплаты Усовой Е.А. такой пенсии.

Указание в апелляционной жалобе на нарушение принципа единообразия судебной практики со ссылкой на вступившие в законную силу решение Магаданского областного суда от 15 декабря 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2018 года, принятые по административному делу о признании недействующими пункта 11 статьи 1, пункта 8 статьи 2, пункта 6 статьи 7 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ, подлежит отклонению, так как вопреки доводам жалобы выводы суда первой инстанции применительно к обстоятельствам настоящего спора не меняют правовой смысл пункта 11 статьи 1 Закона Магаданской области № 1718-ОЗ и не противоречат позиции судов, выраженной в вышеуказанных судебных постановлениях.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, обжалуемое решение суда не содержит вывода о том, что законодательством предусмотрен единственный способ отмены ранее выбранной гражданином пенсии – прекращение ее выплаты.

Доводы жалобы со ссылкой наПравила выплаты пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для ее выплаты, утвержденных приказом Минтруда России от 22 мая 2017 года № 436н не могут быть приняты во внимание, поскольку решение Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 мая 2018 года в установленном законом порядке не обжаловано, недействующим не признано и предметом настоящего спора не является.

Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, фактически сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого решения суда.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые являются безусловными основаниями к отмене решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Магаданского городского суда Магаданской области от 11 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда и социальной политики Магаданской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи