НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Магаданского областного суда (Магаданская область) от 02.03.2022 № 2-2672/2021

Судья Доброходова С.В. УИД 49RS0001-01-2020-003967-95

Дело № 2-2672/2021

№ 33-127/2022

М А Г А Д А Н С К И Й О Б Л А С Т Н О Й СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего: Бежевцовой Н.В.,

судей: Лобыкина С.Н., Филенко М.А.,

при секретаре судебного заседания: Морозове В.С.,

рассмотрев в гор. Магадане в открытом судебном заседании 2 марта 2022 года гражданское дело по иску Власенко С.И. к Министерству труда и социальной политики Магаданской области о признании права на получение пенсии, по апелляционной жалобе истца на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 26 ноября 2021 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Лобыкина С.Н., объяснения представителя ответчика Егоркина Е.О., полагавшего решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Власенко С.И. обратился в Магаданский городской суд с иском к министерству труда и социальной политики Магаданской области (далее министерство) о признании права на получение пенсии за выслугу лет.

В обоснование заявленных требований указал, что обращался в министерство с просьбой дать разъяснения относительно наличия у него права на назначение пенсии за выслугу лет.

25 августа 2021 года ответчик проинформировал истца об отсутствии у него права на назначение и получение пенсии за выслугу лет, мотивировав это тем, что на момент увольнения с государственной гражданской службы 11 января 2011 года у истца отсутствовало право на назначение и получение страховой пенсии по старости.

Полагает, что доводы ответчика об отсутствии у истца права на пенсию за выслугу лет являются ошибочными, сделанными при неправильном применении норм областного закона.

Ссылаясь на положения пункта 2 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области», полагал, что ответчиком не учтено, что истец не был уволен с областной гражданской службы по указанным в данной норме основаниям, но был освобожден от государственной гражданской службы в связи с назначением на государственную должность, что, по мнению истца, свидетельствует об отсутствии основания для применения указанной нормы к спорным отношениям.

Настаивал на том, что приобрел право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в 1999 году, после того, как отработал в районах Крайнего Севера 15 календарных лет, а отказ от непосредственной реализации этого права, правового значения не имеет. На момент освобождения с государственной гражданской службы 4 мая 2010 года он заработал в полном объеме право на досрочную страховую пенсию по старости, но не мог это право реализовать.

Считал, что имеет право на пенсию за выслугу лет на основании положений пункта 1 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области», поскольку имеет стаж работы по состоянию на 2021 год более 23 лет; замещал должности областной гражданской службы не менее 12 месяцев; освобожден от гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», в связи с назначением на государственную должность Магаданской области.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать за ним право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области».

Решением Магаданского городского суда от 26 ноября 2021 года в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с решением суда, истец обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ставит вопрос об его отмене и принятии по делу нового об удовлетворении иска.

Полагает, что суд, разрешая спор, фактически не установил наличие или отсутствие у истца права на назначение пенсии за выслугу лет, однако, принял решение об отказе в иске.

Обращает внимание, что в соответствии со статьей 12 ГК РФ, реализовал право на обращение в суд с иском о признании права на назначение пенсии за выслугу лет, а не о назначении данной пенсии.

Вместе с тем, решение суда не содержит исчерпывающих выводов об установленных обстоятельствах, позволивших принять оспариваемое решение и мотивов, которыми руководствовался суд первой инстанции, принимая данное решение.

Считает, что вопреки выводам суда, имеются все основания для удовлетворения иска, а именно, совокупность условий при которых пенсия за выслугу лет, предусмотренная законом Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ может быть назначена истцу, что, соответственно, подтверждает наличие у истца права на данную пенсию.

Так, в частности, на момент обращения за пенсией за выслугу лет у истца имелся необходимый по состоянию на 2021 год стаж государственной гражданской службы (более 17 лет и 6 месяцев); он замещал должность гражданской службы не менее 12 месяцев; покинул гражданскую службу в связи с переводом на государственную должность Магаданской области (по независящим от сторон обстоятельствам).

Указывает, на необоснованность позиции ответчика относительно отсутствия у него права на пенсию по выслуге лет в связи с отсутствием на момент обращения за её назначением (октябрь 2021 года) права на назначение страховой пенсии по старости, которую истцу назначили в 2016 году.

Также не соглашается с доводами ответчика относительно отсутствия необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в 2021 года продолжительности стажа государственной гражданской службы (17 лет и 6 месяцев), полагая, что имеет соответствующий стаж продолжительностью более 21 года.

В своих возражениях министерство считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, исследовав новые доказательства, принятые по ходатайству истца, судебная коллегия приходит к следующему.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ).

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона № 79-ФЗ).

Одним из принципов гражданской службы является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий (статьи 4, 6 Федерального закона № 79-ФЗ).

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.

В настоящее время условия и порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ) условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Таким образом, полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения государственных служащих субъектов Российской Федерации возложены федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые устанавливают общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан.

Преамбулой Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года № 1718-ОЗ «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области», предусмотрено, что данный нормативный правовой акт устанавливает основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Магаданской области, лицам, замещающим должности муниципальной службы в Магаданской области, лицам, замещающим государственные должности Магаданской области на постоянной профессиональной основе, размер, условия, порядок назначения и выплаты указанной пенсии.

Частью 1 статьи 1 указанного областного закона (в ред. Законов Магаданской области от 29.11.2016 N 2111-ОЗ, от 26.12.2018 N 2340-ОЗ), на которую ссылается истец обосновывая свои требования, предусмотрено, что лица, замещающие должности государственной гражданской службы Магаданской области (далее - областные гражданские служащие), при наличии у них стажа государственной гражданской службы Магаданской области (далее - областная гражданская служба), продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в 2021 году составляла 17 лет и 6 месяцев, при замещении ими должности областной гражданской службы не менее 12 полных месяцев, имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с областной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Статьей 5 указанного областного закона определен заявительный порядок установления пенсии за выслугу лет областному гражданскому служащему (лицу, замещавшему областную должность) осуществляемый решением руководителя уполномоченного органа.

Той же нормой, регламентирован объем и требования к документам, прилагаемым к заявлению о назначении (установлении) пенсии, сроки принятия решения о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, включая основания по которым в назначении такой пенсии может быть отказано, а также необходимость и сроки извещения заинтересованного лица о принятом решении.

Приказом министерства труда и социальной политики Магаданской области № 208/009 от 22 июля 2019 года утвержден административный регламент предоставления данным министерством государственной услуги по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Магаданской области, и лицам, замещавшим государственные должности Магаданской области (далее административный регламент), который в соответствии с пунктом 1 (Общие положения) регулирует порядок предоставления указанной государственной услуги.

Как установлено в судебном заседании истец 28 июня 2021 года обратился в министерство труда и социальной политики Магаданской области по электронной почте с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, к данному заявлению были приложены: не заверенные копия паспорта истца, копия справки об установлении страховой пенсии по старости, копия трудовой книжки.

В связи с не поступлением оригиналов заявления и приложенных к нему документов, регистрация заявления истца о назначении пенсии аннулирована (абз. 3 пункта 12 административного регламента), соответственно, решение по заявлению истца о назначении пенсии за выслугу лет уполномоченным органом не принималось.

Однако, 25 августа 2021 года в адрес истца направлено письмо министра труда и социальной политики Магаданской области исх. № 216/09-11(В-143/09), содержащего мнение последнего по вопросу необходимости обращения по вопросу назначения пенсии по выслуге лет по последнему месту государственной гражданской службы, а для получения решения по вопросу назначения истцу пенсии за выслугу лет в Магаданской области обращено внимание на необходимость представления документов заверенных в установленном порядке в соответствии с требованиями статьи 5 закона Магаданской области № 1718-ОЗ.

В последующем, а именно, 17 сентября 2021 года письмом исх. № 928/01-41(В-1077/01) истца по вопросу обращения за назначением пенсии по выслуге лет повторно проинформировал губернатор Магаданской области. Последний абзац данного письма содержит разъяснение о том, что для решения вопроса о назначении либо отказе в назначении пенсии за выслугу лет истцу необходимо обратиться в министерство, представив документы, предусмотренные административным регламентом, заверенные надлежащим образом.

Разрешая иск, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения.

Оценивая доводы истца, суд пришел к выводу о том, что уполномоченный орган в установленном областным законом и административным регламентом порядке решения по вопросу установления (отказе в установлении) пенсии за выслугу лет истцу не принимал, поскольку, как уже было указано, поступившее заявление истца по данному вопросу было аннулировано.

Как правильно указал суд первой инстанции, разрешив вопрос о признании за истцом права на пенсию по выслуге лет, как о том поставлен вопрос в настоящем иске, в отсутствие решения об этом уполномоченного на то органа, суд фактически подменит собой этот орган, на который в силу требований Закона и административного регламента возложена обязанность по принятию решений по установлению (отказе в установлении) пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Магаданской области.

Признанию уполномоченным органом или судом, в рамках пересмотра решения уполномоченного органа, права на назначение пенсии по выслуге лет, корреспондирует обязанность по назначению данной пенсии, что применительно к судебному решению, вступившему в законную силу, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и статьей 13 ГПК РФ, становится обязательным для исполнения уполномоченным органом.

Тем самым, удовлетворение иска по настоящему делу фактически приводит к принятию решения о назначении истцу пенсии по выслуге лет с нарушением установленного порядка, т.е. в отсутствие соответствующего волеизъявления (в виде подачи заявления и необходимых документов в установленном законом порядке) и в отсутствие решения по этому вопросу уполномоченного органа, несогласие с которым можно оспорить в судебном порядке.

При таком положении, с учётом приведенных обстоятельств (отсутствие соответствующего обращения истца по вопросу назначения пенсии и решения по нему, принятого уполномоченным органом), коллегия полагает, что заявленное истцом требование фактически выходит за рамки компетенции суда, поскольку он не вправе подменять собой иные властные органы или выполнять их функции (Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2016 года № 1965-О).

Заявляя требование о признании за ним права на пенсию за выслугу лет, истец полагал его нарушенным, однако, не учитывал заявительный характер реализации этого права и установленный областным законом порядок рассмотрения уполномоченным органом такого заявления, а также компетенцию последнего на принятие соответствующего решения.

В случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, как правильно указал суд первой инстанции, истец вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими требованиями (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).

Однако, как установлено при рассмотрении настоящего спора таких обстоятельств по делу не установлено.

При таком положении выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска являются правильными и доводами жалобы не опровергаются.

То обстоятельство, что, как указано в апелляционной жалобе, суд не вошёл в обсуждение вопроса о наличии или отсутствии у истца права на назначение пенсии за выслугу лет, правового значения не имеет, поскольку, как установлено судом с заявлением в надлежащей форме с приложением необходимых документов истец к ответчику не обращался, решение по данному вопросу уполномоченным органом не принималось и, соответственно, наличие у истца права на назначение пенсии по выслуге лет в установленном порядке ответчиком не проверялось, поскольку после аннулирования заявления истца оснований для проведения административной процедуры принятия решения о назначении (отказе в назначении) пенсии за выслугу лет у ответчика не имелось.

По изложенным причинам судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда и принятия по делу нового решения, как о том поставлен вопрос в апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Магаданского городского суда Магаданской области от 26 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Власенко С.И. - без удовлетворения.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение трех месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Магаданский городской суд.

Председательствующий

Судьи

Определение в окончательной форме составлено 3 марта 2022 года