НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Липецкого областного суда (Липецкая область) от 31.01.2022 № 33А-360/2022

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Бармина Г.А.

Докладчик Федосова Н.Н. Дело № 33а-360/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«31» января 2022 г. судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Долбнина А.И.

судей Федосовой Н.Н. и Захарова Н.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поминовой К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело №2а-а357/2021 по апелляционной жалобе административного ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области на решение Задонского районного суда Липецкой области от 29 сентября 2021 года, которымпостановлено:

Признать решение ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области № 058F07210000164 от 07.04.2021 об отказе в возврате Лучниковой Вере Михайловне излишне уплаченных страховых взносов в сумме 29754 руб. 73 коп. незаконным и возложить на ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области обязанность повторно рассмотреть заявление Лучниковой Веры Михайловны по существу.

Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Лучникова В.М. обратилась в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Задонском районе Липецкой области (межрайонное), Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Липецкой области о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней на обязательное пенсионное и медицинское страхование, возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, пени на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. в размере 29 754 руб. 73 коп., просила также признать незаконным решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Липецкой области от 07.04.2021г. об отказе в возврате сумм, ссылаясь на то, что она 02.10.2001г. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, 21.07.2009г. поставлена на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. 25.01.2021г. была снята с учета в качестве ИП. Истец указывает, что осуществляя предпринимательскую деятельность в качестве ИП, она производила уплату ЕНВД, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах, но не всегда регулярно. В октябре 2020 года ей стало известно о наличии у неё излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в размере более 56000 руб. 16.11.2020г. было принято решение о частичном возврате ей сумм в размере 26 327 руб. 35 коп., указанные денежные средства были ею получены. 26.03.2021г. она обратилась в УПФР в Задонском районе с заявлением о возврате остальной суммы излишне уплаченных денежных средств по страховым взносам на обязательное пенсионное (медицинское) страхование. Уведомлением УПФР в Задонском районе от 16.04.2021 № 1 сообщено, что принято решении от 07.04.2021г. об отказе в возврате истцу сумм, в связи с истечением трехлетнего срока подачи заявления о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, со дня их уплаты, со ссылкой на ч.13 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Суд, рассматривая дело в порядке гражданского судопроизводства, вынес определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Административный истец Лучникова В.М. уточнила свои требования и просила признать решение ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области от 07.04.2021 об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 29754 руб. 73 коп. незаконным.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе административный ответчик ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность, поскольку Лучникова В.М. пропустила срок для подачи заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов, и кроме того, переплата образовалась в связи с тем, что размер страховых взносов был определен исходя из суммы доходов полученных от предпринимательской деятельности без учета произведенных расходов, однако, на тот момент расчет был произведен правильно и данные суммы не могут рассматриваться как излишне уплаченные.

В суд лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явились, их явка не была признана судом обязательной, в связи с чем, оснований для отложения рассмотрения дела не имеется.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Лучникова В.М. была зарегистрирована в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Задонском районе Липецкой области (межрайонном) как индивидуальный предприниматель 16.01.2016г. в результате перерегистрации, снята с учета 26.01.2021г.

Согласно лицевому счету, ИП Лучникова В.М. произвела в 2015-2016 г.г. уплату страховых взносов, пеней в результате которой образовалась переплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней в сумме 29754 руб. 73 коп.

После рассмотрения данного заявления ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области было принято решение № 058F07210000164 от 07.04.2021 об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 29754 руб. 73 коп. в связи с истечением срока, установленного ч.13 ст.26 Федерального закона № 212-ФЗ.

Согласно уведомлению от 16.04.2021г. УПФР в Задонском районе Липецкой области (межрайонное), по заявлению от 26.03.2021 года принято решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов № 058F07210000164 от 07.04.2021 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (обязательное медицинское страхование), пеням, штрафам по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2017 года, в размере 29754 руб. 73 коп.

Признавая незаконным оспариваемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что переплата возникла до 01.01.2017г., задолженность по уплате страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные периоды до 01.01.2017 на дату подачи заявления отсутствовала, о том, что имеется переплата по страховым взносам, Лучниковой В.М. стало достоверно известно в октябре 2020 г. при обращении в УПФР в Задонском районе Липецкой области (межрайонное).

Судебная коллегия приходит к выводу о законности выводов районного суда.

Постановлением от 31 октября 2019 года N 32-П Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности положений пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", части 22 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании и во взаимосвязи решается вопрос о возможности возврата страхователю излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, сведения о которых были учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Конституционный Суд признал оспоренные положения, устанавливающие в их взаимосвязи особенности правовой регламентации отдельных вопросов администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в части возврата сумм переплаты), не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку такие особенности по своему смыслу направлены на выполнение государством обязанности обеспечивать надлежащие условия для реализации пенсионных прав застрахованных лиц.

Оспоренные положения были признаны также не соответствующими Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой в их взаимосвязи они ограничивают право страхователя на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в силу самого факта учета (разнесения) сведений о данных страховых взносах на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, без учета структуры тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей) и того обстоятельства, наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению размера такого обеспечения.

Конституционным Судом указано, что впредь до внесения необходимых законодательных изменений при решении вопроса о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует исходить из недопустимости ограничения такого возврата применительно к страховым взносам, уплаченным по солидарной части тарифа, а в отношении конкретного застрахованного лица, у которого не наступил страховой случай и которому страховое обеспечение не было установлено, - также применительно к страховым взносам, уплаченным по индивидуальной части тарифа.

Как указано в постановлении, данные выводы Конституционного Суда Российской Федерации подлежат применению в отношении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, относящихся как к периодам до 01 января 2017 года, так и после указанного периода.

До принятия Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2017 года, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировались Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", согласно которому плательщиками страховых взносов признавались страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пункт 1 части 1 статьи 5). С 01 января 2017 года данные вопросы аналогичным образом регулируются главой 34 "Страховые взносы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Что касается полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и по привлечению к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (статьи 3, 18 и др.), то до 01 января 2017 года их осуществляли Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

С названной даты согласно статье 5 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам, за исключением периодов, истекших до 01 января 2017 года, - в таких случаях контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также принятие решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (статьи 20 и 21 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ).

В силу Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; при этом плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики (подпункт 5 пункта 1 и пункт 3 статьи 21). Этому корреспондирует обязанность налогового органа принимать решения о возврате налогоплательщику (плательщику страховых взносов) сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет указанных излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в порядке, предусмотренном данным Кодексом (подпункт 7 пункта 1 и пункт 2.1 статьи 32). Излишняя уплата публичного платежа, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога (иного платежа) самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 года N 173-О).

Аналогичные нормы закреплены в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и в части 22 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего до 01 января 2017 года.

За периоды до 01 января 2017 года порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).

С 01 января 2017 года на основании Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", - полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

Статьей 21 названного Закона установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ).

Статьей 16 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрен порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период индивидуальными предпринимателями, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ).

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 2 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ).

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (часть 13 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ).

Положение части 13 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ соответствует требованиям пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Между тем в соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 года N 173-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М. на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации", следует, что оспариваемая М. норма направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Кроме того, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 года N 173-О отмечено, что выбор подлежащих применению норм, на основе которых в конкретном деле должен решаться вопрос о сроках давности, относится к компетенции суда, рассматривающего дело, а проверка законности и обоснованности решения им этого вопроса - к компетенции вышестоящих судебных инстанций.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 1, 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу (пункт 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").

В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности (статьи 205 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Кроме того, в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).

Согласно статье 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом ставшем известным органу контроля за уплатой страховых взносов факте излишней уплаты страховых взносов и сумме излишне уплаченных страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта в письменной форме или в форме электронного документа.

Статьей 26 Федерального закона N 212-ФЗ установлен срок подачи в пенсионный орган заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов, срок же подачи в суд иска о возложении обязанности пенсионного органа возвратить излишне уплаченные суммы страховых взносов не определен, вследствие чего относительно вопроса о порядке исчисления срока подачи плательщиком страховых взносов в суд иска о возврате излишне уплаченных страховых взносов следует руководствоваться правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 июня 2001 года N 173-О.

Таким образом, вопрос о порядке исчисления срока подачи в суд иска о возврате излишне уплаченных страховых взносов должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда плательщик страховых взносов узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченных страховых взносов.

При этом контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Лучникова В.М. узнала о возникшей переплате по страховым взносам в октябре 2020 года. Иных сведений о том, что Лучникова В.М. ранее знала либо могла знать о возникшей у нее переплате, материалы дела не содержат, административными ответчиками не представлены.

Согласно справке № 5601406 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 10 июня 2021 года ИП Лучниковой В.М. значится 21481,59 руб. (страховые взносы на обязательное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 года), 122,22 (пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013 года), 3575,11 руб.(пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в ФОМС за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года), 4575, 81 руб. (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года).

Как следует из протокола заседания комиссии ОПФР по Липецкой области по рассмотрению вопросов, связанных с принятием решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов за отчетные периоды, истекшие до 01.01. 2021 года наличие переплаты подтверждается справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам. Процентам МИФНС №3 по Липецкой области от 27.10.2020 года № 4661817. По сведениям УФНС России по Липецкой области сумма доходов ИП Лучниковой В.М. за расчетные периоды 2014-2016 гг. не превысила 300 т.р.

То есть, сам административный ответчик признал, что переплата у административного истца Лучниковой В.М. имеет место быть.

Как следует из сведений из ИР АИС Налог 3 Пром, регистрация налоговых деклараций по ЕНВД, представленных ИФНС №3 по Липецкой области, расчет по ЕНВД за 2015 год по квартально был предоставлен в 2015 году, за 2016 год в 2016 году, по квартально.

Вместе с тем, как следует из пояснений истца и представленных административным ответчиком документов, в том числе, и в Липецкий областной суд, 27.01.2016 года со счета Лучниковой В.М. была списана сумма в размере 21481,59 руб. на основании исполнительного документа (1702,05 руб. и 19779,54 руб.). 122,22 руб. является излишней переплатой 19.01.2015 года пени, 3575,11 руб. является излишним переплаченным остатком 19.01.2015 года из суммы пени в размере 3701,93 руб., 4575,81 руб. является излишним переплаченным остатком 02.06.2015 года из суммы страховых взносов 5770 руб.

Из пояснений Лучниковой В.М. следует, что судебные приставы-исполнители ФССП неоднократно с 2015 года по 2018 год производили удержания денежных средств с ее счета, открытого в ПАО Сбербанк, по исполнительным документам о взыскании страховых взносов, в связи с чем, она также полагала о наличии у неё задолженности по уплате страховых взносов.

Ссылку в жалобе административного ответчика, что переплата образовалась в результате того, что размер страховых взносов был определен исходя из суммы доходов полученных от предпринимательской деятельности, без учета произведенных расходов, следует признать не состоятельной исходя из установленных обстоятельств и условий образования сумм переплаты и их назначения. Кроме того, в решении об отказе в возврате переплаты, такая причина указана не была.

Контроль за правильностью исчисления страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из материалов дела, установленных обстоятельств самостоятельной уплаты страховых взносов, пеней и одновременного взыскания в принудительном порядке со счетов денежных средств в счет уплаты страховых взносов административный истец не могла ранее даты обращения в пенсионный орган по вопросу, связанному с прекращением статуса ИП знать о наличии переплаты, поскольку указанные действия свидетельствовали о наличии у нее задолженности по данным платежам, а не о переплате.

В материалах дела, сведений о том, что пенсионный орган уведомлял административного истца об излишне уплаченных страховых взносах в спорный период, не имеется. Вместе с тем, в соответствии с действующим на тот момент законодательством, это являлось обязанностью административного ответчика. Данная обязанность им выполнена не была, что привело к нарушению прав административного истца.

Как установлено судом, о наличии переплаты административный истец узнала в октябре 2020 году и сразу же обратилась с заявлением о возврате денежных средств.

Частично денежные средства в размере 26327, 35 руб. ей были возвращены 02.12.2020 года согласно представленной справке на основании ее заявления от 29.10.2020 года.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что срок обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, пеней пропущен ею не был, а потому, решение ГУ-отделения пенсионного фонда РФ по Липецкой области об отказе в проведении возврата излишне уплаченных (взысканных) взносов, пеней и штрафов в связи с истечением срока, установленного частью 13 статьи 26 ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, является незаконным, в связи с чем, административный ответчик обязан повторно рассмотреть заявление Лучниковой В.М. и с учетом установленных судом обстоятельств принять решение о возврате Лучниковой В.М. излишне уплаченные суммы страховых взносов, пеней и штрафов.

Доводы жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства.

Решение суда принято с учетом всех обстоятельств дела, исследованных доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Задонского районного суда Липецкой области от 29 сентября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий (подпись)

Судьи (подписи)

Копия верна

Судья

Секретарь