НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Липецкого областного суда (Липецкая область) от 29.11.2021 № 2А-2881/2021

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Лагута К.П. Дело № 2а-2881/2021

Докладчик Киселева О.М. Дело №33а-4151/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

председательствующего Долбнина А.И.,

судей Киселевой О.М. и Федосовой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болдыревой О.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Магаляса Олега Ивановича на решение Октябрьского районного суда г.Липецка от 08 сентября 2021 года, которым постановлено:

Взыскать с Магаляс Олега Ивановича (ИНН ), проживающего по адресу: <адрес>

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 19887 рублей 48 копеек и пени за период с 27 августа 2020 года по 19 октября 2020 года в размере 152 рубля 14 копеек;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2020 год в размере 5164 рубля 32 копейки и пени период с 27 августа 2020 года по 19 октября 2020 года в размере 39 рублей 51 копейку;

Общий размер подлежащей взысканию денежной суммы составляет 25243 (двадцать пять тысяч двести сорок три) рубля 45 копеек.

Взыскать с Магаляс Олега Ивановича государственную пошлину в бюджет г. Липецка в размере 957 рублей.

Заслушав доклад судьи Киселевой О.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Административный истец ИФНС России по Октябрьскому району г.Липецка обратилась в суд с иском к Магалясу О.И. о взыскании задолженности по страховым взносам за 2020 год на сумму 25243,45 рублей, из которых: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 19887,48 руб., пени за несвоевременную уплату данных взносов 152,14 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 5164,32 руб., пени за несвоевременную уплату данных взносов 39,51 руб.

Истец обосновывал предъявленные требования тем, что Магаляс О.И., являясь страхователем и прекратив деятельность в качестве арбитражного управляющего, не произвел уплату страховых взносов за 2020 год. Направленное ему требование об уплате страховых взносов и пеней на сумму 25243,45 рублей до настоящего времени не исполнено. В связи с чем, ИФНС России по Октябрьскому району г.Липецка просила взыскать в принудительном порядке с Магаляса О.И. задолженность по страховым взносам, пеням в размере 25243,45 рублей.

В судебном заседании представитель ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка Панарин Е.И. заявленные требования поддержал, указав, что Магаляс О.И. в указанный период являлся арбитражным управляющим и был обязан уплачивать страховые взносы, однако этого не сделал. Содержащееся в административном иске указание о периоде, в течении которого Магаляс О.И. был индивидуальным предпринимателем, не является основанием иска, основанием иска является осуществление деятельности арбитражного управляющего.

В судебном заседании Магаляс О.И. против удовлетворения требований возражал, факт того, что в спорный период являлся арбитражным управляющим, не оспаривал. Административный ответчик полагал, что оснований для удовлетворения требований не имеется, поскольку изначально иск заявлен не к нему и по основанию другому основанию, а одновременное изменение предмета и основания административного иска нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрено.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе административныйответчикМагаляс О.И.просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что истцом был изменен как предмет, так и основание административного иска; Магаляс О.И.утратил статус с 24.07.2020 года, однако в расчет задолженности платежей включен и август.

До рассмотрения административного дела от представителя ИФНС по Октябрьскому району г.Липецка поступило письменное заявление в порядке статей 46, 157 КАС РФ об отказе от части административных исковых требований к Магалясу О.И. о взыскании задолженности по страховым взносам за 2020 год в сумме 1992,80 рублей.

В силу части 2 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

В соответствии с частью 2 статьи 304 КАС РФ порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе от административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

Согласно части 3 статьи 157 КАС РФ в случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.

Поскольку представителю административного истца разъяснены последствия отказа от административного иска в части, в том числе недопустимость повторного обращения в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (часть 1 статьи 195 КАС РФ), учитывая, что на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции оснований, препятствующих принятию отказа от части административного иска не имеется, судебная коллегия полагает возможным отменить решение суда первой инстанции и принять отказ ИФНС по Октябрьскому району г.Липецка от части иска, прекратить производство по делу, поскольку данный отказ не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы административного дела, с учетом отказа административного истца от части административных исковых требований, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, урегулированы главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

Статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирован размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

По общему правилу пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

В силу части 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно части 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового Кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В соответствии с пунктом 8 статьи 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" решение о приеме лица в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих вступает в силу с даты представления таким лицом в саморегулируемую организацию документов, подтверждающих исполнение всех условий членства в этой организации, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно пункту 9 статьи 20 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" сведения о лице, принятом в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включаются в реестр членов саморегулируемой организации в течение трех рабочих дней с даты вступления в силу решения о приеме такого лица в члены саморегулируемой организации. Лицо, в отношении которого вступило в силу решение о приеме в члены саморегулируемой организации, может быть утверждено арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В течение десяти рабочих дней с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих ему выдается документ о членстве в саморегулируемой организации.

Часть 11 статьи 20 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает, что членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае подачи арбитражным управляющим в саморегулируемую организацию заявления о выходе из этой саморегулируемой организации….

Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается с даты включения в реестр членов саморегулируемой организации записи о прекращении членства арбитражного управляющего.

Согласно абзаца 3 пункта 6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет арбитражного управляющего, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 указанного Кодекса.

На основании пункта 4.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, который обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров.

Из материалов дела следует, что Магаляс О.И. являлся арбитражным управляющим, был включен в СРО 25.09.2018года, исключен из СРО 24.07.2020 года.

Возложенные на него законом обязанности по уплате страховых взносов за 2020 год Магаляс О.И. не исполнил, а именно, в срок до 26 августа 2020 года страховые взносы в размере 19887 руб. 48 коп. и 5164 руб. 32 коп. не оплатил.

ИФНС России по Октябрьскому району г.Липецка Магалясу О.И. в требовании № (л.д.15) начислены к уплате за 2020 год страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в размере 5164,32 рублей, пени в сумме 39,51 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 19887,48 рублей, пени в сумме 152,14 руб.

Направление Магалясу О.И. требования № (л.д.15) подтверждается скриншотом из личного кабинета налогоплательщика (л.д.16).

В связи с тем, что требование № Магалясом О.И. не было исполнено, налоговый орган обратился к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании с Магаляса О.И. задолженности по страховым взносам за 2020 год.

Определением мирового судьи судебного участка N 27 Октябрьского судебного района г.Липецка от 18.12.2020 года выдан судебный приказ о взыскании с Магаляса О.И. задолженности по страховым взносам за 2020 год, который отменен по заявлению должника 12.01.2021 года (л.д.54.

С настоящим иском налоговый орган обратился в суд 27 июня 2021 года (л.д.31).

Следовательно, истцом соблюден срок, установленный абзацем 2 части 3 статьи 48 НК РФ.

Таким образом, налоговым органом соблюден порядок взыскания с Магаляса О.И. недоимки по страховым взносам за 2020 год.

В тоже время, согласно сведениям Единого Федерального реестра сведений о банкротстве Магаляс О.И. исключен из СРО 24.07.2020 года.

Следовательно, подлежащая взысканию с Магаляса О.И. сумма страховых взносов за 2020 год, а именно за период с 01.01.2020 года по 24.07.2020 года на обязательное пенсионное страхование составляет 18317,52 руб.; на обязательное медицинское страхование 4756,63 руб.

С учетом положений части 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации Магаляс О.И. обязан был уплатить страховые взносы не позднее 15 календарных дней с даты исключения из СРО (24.07.2020 года), то есть до 07.08.2020 года.

В соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В силу ч. 6 ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях.

Таким образом, подлежащие взысканию с Магаляса О.И. пени по обязательному пенсионному страхованию за период с 08 августа 2020 года по 19 октября 2020 года составили 140,12 руб.; пени на обязательное медицинское страхование за период с 10 августа 2020 года по 19 октября 2020 года 36,38 руб.

Таким образом, общая сумма задолженности по страховым взносам за 2020 год, а именно за период с 01.01.2020 года по 24.07.2020 года, а также пени за период с 10 августа 2020 года по 19 октября 2020 года составила 23250,65 руб.

Довод о том, что истцом изменен предмет и основание административного иска, несостоятелен. Так, согласно части 1 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.

Произведенные же административным истцом уточнение административного иска в части фамилии, имени, отчестве административного ответчика не является изменением предмета административного иска, а является исправлением технической описки.

Учитывая изложенное, обжалуемое решение подлежит отмене лишь в соответствии с пунктом 4 статьи 309 КАС РФ в части требований о взыскании с Магаляса О.И. страховых взносов за 2020 года в сумме 1992,80 руб., в связи с отказом МИФНС от иска в указанной части, а также изменению в части взысканной суммы государственной пошлины.

Так, согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Магаляса О.И. в бюджет г. Липецкаподлежит взысканию государственная пошлина в размере 897 рублей = 800 руб. + 3% (23250,65 - 20000).

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Принять отказ ИФНС России по Октябрьскому району г.Липецка от административных исковых требований к Магалясу О.И. о взыскании задолженности по страховым взносам за 2020 год в части взыскания, в сумме 1992,80 рублей.

Решение Октябрьского районного суда г.Липецка от 08 сентября 2021 года в части удовлетворения административных исковых требований ИФНС России по Октябрьскому району г.Липецка к Магалясу О.И. о взыскании задолженности по страховым взносам за 2020 год в сумме 1992,80 рублей отменить, производство по административному делу в данной части прекратить.

Решение Октябрьского районного суда г.Липецка от 08 сентября 2021 года изменить в части взысканной государственной пошлины, взыскав с Магаляса О.И. государственную пошлину в бюджет г. Липецка в размере 897 рублей.

В остальной части, а именно в части взыскания с Магаляса Олега Ивановича (ИНН ), проживающего по адресу: <адрес>, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 18317 рублей 52 копейки и пени за период с 10 августа 2020 года по 19 октября 2020 года в размере 140 рублей 12 копеек; страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 4756 рублей 63 копейки и пени за период с 10 августа 2020 года по 19 октября 2020 года в размере 36 рублей 38 копеек; а всего - 23250 рублей 65 копеек) решение Октябрьского районного суда г.Липецка от 08 сентября 2021 года оставить без изменения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 29 ноября 2021 года.