11
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Преснякова Е.В. Дело № 2-2058/2019
Докладчик Торговченкова О.В. Дело №33-44/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
председательствующего Москаленко Т.П.,
судей Берман Н.В., Торговченковой О.В.,
при секретаре Бахолдиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке апелляционную жалобу истицы Сохач Ирины Васильевны на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 17 октября 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Сохач Ирины Васильевны к ГУ УПФ РФ в Грязинском районе Липецкой области (межрайонное) о признании решения Комиссии УПФР в Грязинском районе (межрайонное) от 12.09.2017 года №437 об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным и возложении обязанности назначить ей пенсию с 12.06.2017 года, отказать.».
Заслушав доклад судьи Торговченковой О.В., судебная коллегия
установила:
Сохач И.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязинском районе Липецкой области (межрайонное) (далее - УПФР в Грязинском районе, пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований истица указала, что 09 июня 2017 года за несколько дней до достижения пенсионного возраста обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, представив документы, подтверждающие наличие страхового стажа. Решением УПФР в Грязинском районе от 12 сентября 2017 года № 437 ей отказано в установлении пенсии из-за отсутствия документов, подтверждающих принадлежность документов о стаже работы и заработной плате Сохач И.В. Однако документы, подтверждающие указанные обстоятельства, в том числе и свидетельство о браке с Сохач В.И., истицей были утеряны в неустановленном месте и при неустановленных обстоятельствах, о чем неоднократно сообщалось ответчику. Ответы на запросы в органы ЗАГС в Украину по месту регистрации брака до настоящего времени не поступили. В апреле 2019 года через отдел ЗАГС Усманского района Липецкой области она получила копию свидетельства о браке, подтверждающего смену фамилии. Таким образом, в настоящий момент отпали все сомнения в принадлежности истице представленных в пенсионный орган документов.
Считая отказ в назначении страховой пенсии по старости незаконным, истица просила признать незаконным решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 12 сентября 2017 года № 437 и возложить на УПФР в Грязинском районе обязанность назначить страховую пенсию по старости с даты достижения пенсионного возраста – с 12 июня 2017 года.
Представитель ответчика УПФР в Грязинском районе – Гусева Е.В. в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на законность принятого решения.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истица Сохач И.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и постановить новое решение об удовлетворении исковых требований.
Выслушав представителя истицы Сохач И.В. – Сидорова А.В., поддержавшего апелляционную жалобу, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее ответчика УПФР в Грязинском районе, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Условия назначения страховой пенсии по старости регламентированы статьёй 8 указанного Федерального закона, согласно которой в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, а назначается страховая пенсия при наличии необходимого страхового стажа и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Исходя из положений части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2017 году составляет восемь лет, необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента – не ниже 11,4. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
Согласно положениям части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии (часть 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Сохач И.В. родилась 12 июня 1962 года.
Решением УПФР в Грязинском районе от 12 сентября 2017 года Сохач И.В. отказано в назначении страховой пенсии.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав УПФР в Грязинском районе от 12 сентября 2017 года № 437 основанием отказа в назначении Сохач И.В. страховой пенсии по старости явилось отсутствие документов, подтверждающих принадлежность документов о стаже и заработной плате Сохач И.В.
Отказывая истице в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку в установленный законом трехмесячный срок для принятия решения о назначении пенсии, исчисляемый со дня разъяснения пенсионеру о необходимости предоставления документов, подтверждающих страховой стаж, истица не представила документов, обязанность по представлению которых законом возложена на пенсионера, а по имеющимся документам невозможно было установить принадлежность документов о стаже и заработной плате истице Сохач И.В.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Статья 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ регламентирует иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
В соответствии с пунктами 3, 6 части 1 указанной статьи в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
В сфере пенсионного обеспечения применяются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств – участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств – участников Содружества без легализации (статья 11 Соглашения от 13 марта 1992 года).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также – Правила № 1015).
Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Если имя, отчество или фамилия гражданина в документе, представленном для установления пенсии, не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанным в документе, удостоверяющем личность, принадлежность этого документа данному гражданину устанавливается на основании свидетельства о браке, свидетельства о перемене имени, свидетельства о расторжении брака, справок о браке, о перемени имени, о расторжении и брака, выдаваемых органами записей актов гражданского состояния, документов компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств (пункт 121 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).
В соответствии с пунктом 20 Правил № 884н в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
а) проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам;
б) изготавливает копии документов, представленных заявителем для установления пенсии, и заверяет их в установленном порядке;
в) оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
г) регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок назначения пенсии регламентирован разделом IV Правил № 884н.
В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 настоящих Правил (пункт 31 Правил № 884н).
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии по старости периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, является, прежде всего, трудовая книжка установленного образца, а при отсутствии трудовой книжки, либо в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года.
При этом обязанность по предоставлению документов, подтверждающих периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), а также документов, удостоверяющих личность гражданина, законом возложена на гражданина, обращающегося за назначением пенсии, а обязанность по проверке представленных гражданином документов, выдаче уведомления о приеме заявления и документов, представленных для установления пенсии, с указанием перечня недостающих для установления пенсии документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, и сроки их предоставления, равно как и перечня недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, законом возложена на территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Кроме того, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан разъяснить гражданину необходимость предоставления таких документов, а гражданин вправе представить на основании такого разъяснения недостающие документы.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Как следует из материалов дела, 09 июня 2017 года Сохач И.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, приложив к нему: паспорт гражданина Российской Федерации; документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности (оригинал, 2 шт.); СНИЛС. Данное заявление принял специалист УПФР в Грязинском районе Соломахина Л.В., что подтверждается соответствующей подписью (л.д. 36-38).
В другом заявлении от 09 июня 2017 года в адрес пенсионного органа Сохач И.В. указала, что трудовая книжка утеряна, она не работает, просила учесть период ухода за ребенком по наиболее выгодному варианту и назначить пенсию по имеющимся документам (л.д. 39).
Согласно материалам пенсионного дела Сохач И.В., в день приема заявления о назначении страховой пенсии, то есть 09 июня 2017 года, специалист пенсионного органа Соломахина Л.В. выдала Сохач И.В. на руки уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указана дата приема заявления – «09.06.2017», перечень документов, представленных с заявлением, а также перечень документов, обязанность по представлению которых возложена на пенсионера, а именно: паспорт гражданина Российской Федерации дочери; свидетельство о рождении дочери; свидетельство о браке дочери; свидетельство о расторжении брака дочери; копию (справку) записи акта гражданского состояния о регистрации брака с Сохач; документ, подтверждающий периоды работы и (или) иной деятельности; справку о реорганизации предприятия (л.д. 40-41). В том же уведомлении указаны сроки предоставления документов – не позднее 09 сентября 2017 года.
На дату принятия решения по результатам рассмотрения заявления истицы (12 сентября 2017 года) истицей ответчику были представлены следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации Сохач И.В. (л.д. 44-45); страховое свидетельство Сохач И.В. (л.д. 46); свидетельство о рождении Афанасьевой Ирины Васильевны, 12 июня 1962 года рождения (л.д. 68); справка о заключении брака Цветкова Василия Ивановича и Афанасьевой Ирины Васильевны № 614 (л.д. 61); свидетельство о рождении Цветковой Ирины Васильевны (л.д. 62); справка о заключении брака Зверева Сергея Леонидовича и Цветковой Ирины Васильевны № 167 (л.д. 63); свидетельство о расторжении брака серии 1-РД № 648571 между Зверевым Сергеем Леонидовичем и Зверевой Ириной Васильевной (л.д. 64); свидетельство о заключении брака серии 1-РД № 683153 Бессонова Алексея Александровича и Зверевой Ирины Васильевны (л.д. 65); паспорт Бессоновой Ирины Васильевны, 06 апреля 1982 года рождения (л.д. 66); справка ООО «Севастопольский» (г. Севастополь) № 378 от 02 мая 2017 года о работе Афанасьевой Ирины Васильевны в совхозе «Севастопольский» в период с 04 августа 1979 года по 17 ноября 1981 года (л.д. 48); справка ООО «Севастопольский» (г. Севастополь) № 377 от 02 мая 2017 года о заработной плате Афанасьевой Ирины Васильевны за период с августа 1979 года по ноябрь 1981 года (л.д. 49); архивная справка № с-121 от 16 августа 2017 года, выданная ГКУ «Архив города Севастополя», о заработной плате Сохач (Цветковой) Ирины Васильевны за период с июля 1987 года по декабрь 1992 года (л.д. 56); архивная справка № с-121-1 от 16 августа 2017 года, выданная ГКУ «Архив города Севастополя», о заработной плате Сохач (Цветковой) Ирины Васильевны за период с января по июль 1993 года (л.д. 57); ); архивная справка № с-121-2 от 16 августа 2017 года, выданная ГКУ «Архив города Севастополя», содержащая сведения о наличии приказа директора фабрики «Заря» о приеме на работу на фабрику «Заря» Цветковой Ирины Васильевны с 15 июня 1987 года распределителем работ производственного участка и о наличии приказа врио директора фабрики «Заря» об увольнении Сохач Ирины Васильевны, оператора ПУ, с 13 июля 1993 года (л.д. 55); архивная справка № с-121-3 от 16 августа 2017 года, выданная ГКУ «Архив города Севастополя», содержащая сведения об учреждении ОАО Фабрика «Заря» в г. Севастополь (л.д. 58-59); архивная справка № 38 от 19 июля 2017 года, выданная ООО «Агрофирма «Золотая балка», о создании винсовхоза «Профинтерн» в 1922 году в пригороде Севастополя и дальнейшем его переименовании и реорганизации (л.д. 60); справка № 211 от 02 августа 2017 года, выданная ООО «Агрофирма «Золотая балка» (г. Севастополь), о заработной плате Афанасьевой Ирины Васильевны с ноября 1981 года по май 1982 года, с июля 1983 года по май 1984 года (л.д. 51); справка № 67 от 16 июня 2017 года, выданная АО «Севастопольское автотранспортное предприятие 14356», о работе Цветковой Ирины Васильевны в автоколонне 2203 диспетчером с 11 сентября 1985 года по 12 июня 1987 года (л.д. 52); справка о заработной плате № 65 от 16 июня 2017 года, выданная АО «Севастопольское автотранспортное предприятие 14356», о заработной плате Цветковой Ирины Васильевны с сентября 1985 года по июнь 1987 года (л.д. 53).
Указанные документы имеются в материалах пенсионного дела Сохач И.В., они же рассматривались на заседании комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав УПФР в Грязинском районе от 12 сентября 2017 года № 437 (л.д. 69-70).
Иных документов истица ответчику не представила.
Исходя из анализа представленных истицей документов, следует, что справки о работе и заработной плате содержат сведения о работе на территории Украины за периоды до 1 января 2002 года.
Таким образом, при подтверждении принадлежности этих документов Сохач И.В. периоды работы, сведения о которых содержатся в названных документах, подлежали учёту при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Однако, как следует из содержания тех же справок, они выданы Цветковой Ирине Васильевне, Афанасьевой Ирине Васильевне, Сохач Ирине Васильевне.
Каких-либо документов, подтверждающих, что указанные лица являются одним и тем же лицом, истицей не представлено.
Согласно справкам, выданным на имя Сохач Ирины Васильевны (справка № с-121 от 16 августа 2017 года, выданная ГКУ «Архив города Севастополя», о заработной плате за период с июля 1987 года по декабрь 1992 года (л.д. 56); архивная справка № с-121-1 от 16 августа 2017 года, выданная ГКУ «Архив города Севастополя», о заработной плате за период с января по июль 1993 года (л.д. 57)), то есть тем документам, принадлежность которых истице представляется возможным установить, страховой стаж Сохач И.В. составил 06 лет 01 месяц 0 дней, что недостаточно для назначения страховой пенсии в 2017 году.
Засчитать в страховой стаж истицы периоды иной деятельности, которые в силу статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ подлежат зачету в страховой стаж, в частности, период отпуска по уходу за ребенком, не представляется возможным, поскольку исходя из представленных документов невозможно установить факт родственных отношений между Сохач Ириной Васильевной и Цветковой Ириной Васильевной, родившейся 06 апреля 1982 года у Цветковой Ирины Васильевны, а также наличие периодов работы у истицы до или после отпуска по уходу за ребенком, что является необходимым условием для зачета указанного периода в страховой стаж в силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
При таких обстоятельствах, рассмотрев представленные пенсионному органу документы, ответчик, принимая решение по заявлению истицы по истечению срока, установленному ей для представления необходимых документов, обоснованно пришёл к выводу об отсутствии оснований для установления Сохач И.В. страховой пенсии по старости в 2017 году. Истица, будучи надлежащим образом осведомленной пенсионным органом о необходимости представления в установленный законом срок недостающих документов, обязанность по представлению которых тем же законом возложена на нее, не проявила должной инициативы и не представила таких документов ответчику.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований истицы о назначении пенсии с 12 июня 2017 года не имеется. С заявлением о назначении пенсии после получения всех необходимых документов истица в пенсионный орган не обращалась.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пенсионный орган располагал копией трудовой книжки истицы на момент принятия решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости, проверялись судом апелляционной инстанции и признаются несостоятельными, поскольку в материалах пенсионного дела Сохач И.В., подлинник которого обозревался в суде апелляционной инстанции, копия трудовой книжки отсутствует, в перечне документов, представленных истицей пенсионному органу, она также не значится. Из письменных объяснений ответчика, представленных в суд апелляционной инстанции, следует, что о наличии копии трудовой книжки на имя Сохач И.В. в материалах пенсионного дела Порядиной Т.В. (№ 073676) УПФР в Грязинском районе стало известно в период рассмотрения данного спора в суде первой инстанции (04 сентября 2019 года), ранее о данном обстоятельстве истица не заявляла. Объяснения ответчика в данной части истицей не оспаривались.
То обстоятельство, что пенсионное дело Порядиной Т.В., в котором имелась копия трудовой книжки истицы, находилось в Усманском подразделении, входящем в состав УПФР в Грязинском районе после реорганизации, никоим образом не свидетельствует о том, что пенсионный орган располагал данным документом на момент принятия решения о назначении пенсии Сохач И.В., поскольку обязанности по проверке всех имеющихся в распоряжении ответчика пенсионных дел при назначении пенсии гражданину для выявления возможных документов в отношении этого гражданина законом на пенсионный орган не возложена. Сообщить такие сведения пенсионному органу является обязанностью самого гражданина.
Доводы жалобы о наличии сведений о смене фамилии истицы в ее паспорте, где содержится штамп органа ЗАГС о регистрации брака, выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку в паспорте содержатся сведения только о регистрации брака без указания сведений о присвоении фамилии супругам после его регистрации.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами и истребованным судом доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка согласно требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Грязинского городского суда Липецкой области от 17 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Сохач Ирины Васильевны – без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна:
Судья:
Секретарь: