НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Липецкого областного суда (Липецкая область) от 25.10.2021 № 33А-3837/2021

Л И П Е Ц К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Судья: Дробышева Т.В. Дело № 33а-3837/2021 г.

Докладчик: Киселева О.М.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

председательствующего Долбнина А.И.,

судей Киселевой О.М. и Федосовой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поминовой К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по апелляционной жалобе административного истца Браун Катарины Андреевны на решение Правобережного районного суда города Липецка от 20 января 2021 года, которым постановлено:

В удовлетворении административного иска Браун Катарины опризнании незаконным отказа Лебедянского таможенного поста Воронежской таможни в регистрации таможенной декларации от 21.10.2020г., обязании выпустить товары для личного пользования в свободное обращение без уплаты таможенных платежей отказать,

Заслушав доклад судьи Киселевой О.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный истец Браун К. обратилась в суд с административным искомопризнании незаконным отказа Лебедянского таможенного поста Воронежской таможни в регистрации таможенной декларации от 21.10.2020 г.. В обоснование требований ссылалась на те обстоятельства, что является участником государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а потому правом на однократный бесплатный ввоз вещей для личного пользования. 30.09.2020г. на Лебедянский таможенный пост в порядке допогрузки пришел контейнер с личными вещами, 21.10.2020г. в отношении данных вещей подана таможенная декларация. Однако в ее регистрации было необоснованно отказано.

В судебном заседании административный истец и ее представитель Бредихина М.Н. административный иск поддержали, ссылаясь на изложенные в нем доводы. Объяснили, что, по их мнению, незаполнение 4 раздела декларации не является нарушением установленной формы, поскольку перечень ввозимых товаров был приведен в описи товаров.

Представитель административного ответчика Воронежской таможни по доверенности Болдарев И.Л. просил в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на законность отказа в регистрации таможенной декларации, являющейся основанием для последующего принятия решения о выпуске товаров в свободное обращение.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе административный истец Браун К.А. ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.

Выслушав административного истца Браун К.А., его представителя Бредихину М.Н., поддержавших апелляционную жалобу, представителей административного ответчика Болдарева И.Л., Затонских М.В., возражавших против доводов жалобы, изучив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 218, пунктам 1, 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

В силу положений ст.258 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенные операции в отношении товаров для личного пользования в зависимости от способов их перемещения через таможенную границу Союза совершаются в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза либо в таможенном органе государства-члена, на территории которого постоянно или временно проживает либо временно пребывает физическое лицо, которое может выступать декларантом таких товаров.

В отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, после их ввоза на таможенную территорию Союза либо для вывоза с таможенной территории Союза физическими лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, должны быть совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение, временного ввоза, вывоза, временного вывоза либо для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если в соответствии со статьей263 настоящего Кодекса товары для личного пользования могут быть помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.

В отношении товаров для личного пользования, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение или временного ввоза, должны быть совершены физическими лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, после завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита.

До совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием, либо при отказе таможенным органом в выпуске товаров для личного пользования указанные товары для личного пользования могут быть помещены на временное хранение, а товары для личного пользования, которые находятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, - также вывезены с таможенной территории Союза, если такие товары после ввоза на таможенную территорию Союза не покидали место прибытия, либо ввезены из места убытия обратно на таможенную территорию Союза.

Таможенные операции, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта, также совершаются иными лицами в случаях, определенных Комиссией в соответствии с пунктом11 статьи260 настоящего Кодекса.

В случае невозможности выпуска товаров для личного пользования таможенным органом по причине несоблюдения условий выпуска и несовершения в отношении товаров для личного пользования таможенных операций, предусмотренных пунктом4 настоящей статьи, такие товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ч.1 ст.260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат: товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза в несопровождаемом багаже, или товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком.

Таким образом, выпуску товаров для личного пользования в свободное обращение предшествует процедура таможенного декларирования.

По делу установлено, что ФИО14 его супруга ФИО15 их дети ФИО16 и Браун К., внук ФИО17 являлись участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

В связи с этим 21.10.2020 г. Браун К. на Лебедянский таможенный пост Воронежской таможни была вновь подана пассажирская таможенная декларация с описью товаров для личного пользования, ввезенных 30.09.2020 г. (л.д.18-21).

Как следует из имеющейся на декларации отметки, в регистрации пассажирской таможенной декларации было отказано в связи с отсутствием сведений, обязательных для заполнения в Графе 4 (дополнительные сведения о товарах, в том числе указанных в графах 3.2-3.10) в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС и подпунктом 4 пункта 6 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010г. № 311.

Так, согласно п.1 ст.111 ТК ЕАЭС таможенный орган проводит проверку поданной таможенной декларации в целях установления отсутствия оснований для отказа в ее регистрации, предусмотренных пунктом5 настоящей статьи. Таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, в том числе, если в таможенной декларации не указаны сведения, подлежащие указанию в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, и (или) таможенная декларация заполнена не в соответствии с установленным порядком ее заполнения (п.п.4 п.5 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пп.4 п.6 Порядка совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования. Перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, либо товаров для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию Союза, выпуска таких товаров и отражения факта их признания не находящимися под таможенным контролем (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 311) декларация не регистрируется таможенным органом, если декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.07.2019 г. № 124 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования» утверждена форма пассажирской таможенной декларации и порядок ее заполнения. В соответствии с п. 21 Порядка в Графе 4 указываются дополнительные сведения о товарах, наличие которых указано в графах 3.2-3.10 и (или) иных товарах, подлежащих таможенному декларированию. При использовании описи товаров в случаях, определенных п.п. 14 и 16 Порядка, в графе 4 вместо сведений, указанных в пункте, производится запись: «Товары для личного пользования согласно прилагаемой описи на __ листах» (количество листов указывается прописью).

В поданной 21.10.2020 г. административным истцом пассажирской таможенной декларации проставлены отметки в Графе 3.2, однако информация о товарах, ввозимых с освобождением от уплаты таможенных пошлин, в Графе 4 отсутствует.

Разрешая заявленные требований, судом первой инстанции сделан вывод о том, что Браун К. правомерно отказано в регистрации пассажирской таможенной декларации от 21 октября 2020 года, а обоснованный отказ таможенного органа основан на требованиях таможенного законодательства.

Вместе с тем, судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может.

Так, отказ в регистрации пассажирской таможенной декларации от 21 октября 2020 года произведён по формальным основаниям, поскольку отсутствие отметки в данной таможенной декларации в графе 4, а именно отсутствие записи: «Товары для личного пользования согласно прилагаемой описи на __ листах» не может повлечь ни нарушения прав административного ответчика, ни нарушения государственных и публичных интересов.

При этом, судебная коллегия учитывает, что административный истец длительное время, а именно 28 лет проживала на территории Германии, не обладает специальным образованием (юридическим), ей не была оказана помощь при заполнении данной декларации, не было указано на имеющийся недостаток при ее заполнении, который мог быть восполнен незамедлительно.

Эти обстоятельства судом первой инстанции при разрешении дела учтены не были.

Более того, графа 4 пассажирской таможенной декларации указывает на дополнительные сведения, а не основные. При этом и Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 июля 2019 года № 124 указывает именно на то, что графа 4 заполняется в случае наличия дополнительных сведений о ввозимых товарах. Все необходимые сведения были Браун указаны, сама опись товаров для личного пользования была заполнена и приложена (л.д. 20-21).

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что Браун было отказано в регистрации таможенной декларации по формальным основаниям. Отсутствие записи в графе 4 при наличии описи товаров прав административного ответчика не нарушает, как не нарушает государственные и публичные интересы, в связи с чем, действия таможни, выразившиеся в виде отказа в регистрации пассажирской таможенной декларации, являются незаконными. Вопрос же о выдаче ввезенных Браун товаров для личного пользования может быть решен лишь после принятия и регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.

Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Правобережного районного суда города Липецка от 20 января 2021 года отменить, постановив новое решение, которым признать незаконным отказ Воронежской таможни в регистрации пассажирской таможенной декларации от 21 октября 2020 года, обязав Воронежскую таможню рассмотреть вопрос о регистрации пассажирской таможенной декларации с описью товаров для личного пользования от 21 октября 2021 года в установленный законом срок.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 октября 2021 года.

5