НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Липецкого областного суда (Липецкая область) от 19.02.2018 № 33-600/2018

6

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Ситникова Н.Е.Дело № 33-600/2018

Докладчик Долгова Л.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

председательствующего Нагайцевой Л.А.,

судей Берман Н.В. и Долговой Л.П.,

при секретаре Кувезенковой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе истицы Сокур Светланы Александровны на решение Правобережного районного суда г.Липецка от 06 декабря 2017 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Сокур Светланы Александровны к Федеральной таможенной службе Российской Федерации, Центральному таможенному управлению Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Липецкой таможне о взыскании расходов на зубопротезирование в сумме 86 311 рублей отказать».

Заслушав доклад судьи Долговой Л.П., судебная коллегия

установила:

Сокур С.А. обратилась в суд с иском к Липецкой таможне о взыскании расходов на зубопротезирование.

В обоснование заявленных требований истица указала, что проходила службу в Липецкой таможне, уволена приказом № 31 – к от 29.04.2003 года по выслуге срока службы, дающей право на пенсию и с 01.05.2003 года является пенсионером таможенной службы.

03.04.2017 года истица обратилась в ГАУЗ «Липецкая городская стоматологическая поликлиника № 2» для оказания услуг по зубопротезированию, которая была оказана на сумму 86 311 руб. 07.08.2017 года она обратилась к ответчику с заявлением о возмещении ей расходов на зубопротезирование, с приложением документов, подтверждающих расходы. Однако, письмом Липецкой таможни № 17-13/7974 от 04.09.2017 года ей было отказано в возмещении расходов. Истица считает отказ незаконным, поскольку он нарушает ее права, установленные законодательством, об оказании бесплатной медицинской помощи на изготовление и ремонт зубных протезов уволенным сотрудником таможенной службы. Указывает, что действующим законодательством предусмотрены равноправные гарантии по медицинскому обслуживанию, как для сотрудников таможенных органов, так и для пенсионеров таможенных органов, имеющих выслугу 20 лет и более. Поскольку законодатель нормативно не урегулировал вопрос получения бесплатной медицинской помощи, права на ее получение могут быть защищены только путем компенсации расходов на получение медицинской помощи. Кроме того, оксид циркония не является дорогостоящим материалом, а закон содержит требования ограничения только к материалам, из которых изготавливается протез. Просила суд взыскать с ответчика в свою пользу расходы на зубопротезирование в сумме 86 311 рублей.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Центральное таможенное управление ФТС России и Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

В судебном заседании истица Сокур С.А. поддержала заявленные исковые требования.

Представитель ответчиков Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации, Липецкой таможни по доверенностям Колыбелкина О.Л. иск не признала, ссылаясь на то, что в соответствии с п.5 ст. 51 Федерального закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», п. 5 ст. 10 ФЗ от 30.12.2012 года № 283- ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" пенсионеры таможенной службы имеют право на изготовление и ремонт зубных протезов в медицинских организациях, подведомственных ФТС России. Финансирование расходов, связанных с реализацией Постановлений Правительства РФ осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований Федерального бюджета, предусмотренных в принятом палатами Федерального Собрания РФ Федеральным бюджетом на соответствующий период. В бюджетной росписи ФТС России не предусмотрены ассигнования на компенсацию расходов, понесенных пенсионерами таможенной службы на оплату медицинских услуг.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе истица Сокур С.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное применение норм материального права.

Выслушав истицу, поддержавшую апелляционную жалобу, возражения представителя ответчиков, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по основаниям, предусмотренным статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" за сотрудниками таможенных органов, имеющими выслугу 20 лет и более, уволенными со службы в таможенных органах, а также за проживающими совместно с ними членами их семей сохраняются социально-бытовое обеспечение, медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение, предусмотренные для сотрудников таможенных органов настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ) сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сотрудник ежегодно проходит диспансеризацию.

Частью 5 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ предусмотрено, что граждане Российской Федерации, уволенные со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющие стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, имеют право на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, а члены их семей и лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи. Порядок организации медицинского обеспечения указанных граждан в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правилами возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 911, предусмотрено, что данные Правила определяют порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения) расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее - военнослужащие и сотрудники), Настоящие Правила определяют порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения) расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее - военнослужащие и сотрудники), офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, а также прапорщикам и мичманам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более (далее - граждане, уволенные с военной службы), в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения, другим медицинским имуществом при амбулаторном лечении по рецептам, выданным врачами, оказание медицинской помощи военнослужащим-женщинам и сотрудникам-женщинам в период беременности, во время и после родов на договорной основе за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели.

Граждане, уволенные с военной службы, нуждающиеся в оказании медицинской помощи (за исключением медицинской помощи в экстренной и неотложной форме), не входящей в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в случае отсутствия по месту жительства военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования обращаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в котором они состоят на пенсионном обеспечении, для подтверждения права на бесплатное оказание медицинской помощи.

При обращении в организацию здравоохранения гражданином, уволенным с военной службы, предъявляется справка, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором он состоит на пенсионном обеспечении, подтверждающая право на бесплатное оказание медицинской помощи.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истица Сокур С.А. является пенсионером таможенных органов, получает пенсию за выслугу лет с 01.05. 2003 года.

Согласно заказу-наряду ГАУЗ «Липецкая городская стоматологическая поликлиника №2» истица была осмотрена врачом – стоматологом – ортопедом, изготовлена коронка из оксида циркония с покрытием керамической массой, произведена цементировка коронки, культевой вкладки на цемент импортного производства, анастезия, снятие слепка из силикона, снятие слепка из альгинатных материалов, изготовление коронки пластмассовой временной, временная цементировка коронки, всего на сумму 86 311 руб., Данная сумма была оплачена истицей 03.04.2017 года и 11.04.2017 года.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, проанализировав приведенные выше нормы материального права, обоснованно исходил из того, что лица, уволенные со службы в таможенных органах, имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов,в ведомственных медицинских учреждениях, с которыми органами исполнительной власти заключен контракт либо на возмещение федеральным органом исполнительной власти медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи.

Как установлено судом, ведомственного медицинского учреждения, оказывающего стоматологические услуги, в Липецкой области не имеется.

Таким образом, реализация права истицы на медицинскую помощь по изготовлению и ремонту зубных протезов могла быть осуществлена путем возмещения расходов по оказанию данной помощи медицинской организации, которой была оказана данная помощь истице, то есть в соответствии с порядком, установленным Правилами возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 911.

Однако, истица не воспользовалась своим правом на получение бесплатной медицинской помощи, в том числе на изготовление зубных протезов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 911,

а получила лечение в платной медицинской организации, расходы на которое не подлежат возмещению в соответствии с приведёнными нормами законодательства.

Поскольку установленный указанными выше Правилами.. порядок возмещения расходов истицей не был соблюден, а действующее законодательство, регулирующее возникшие между сторонами правоотношения, не предусматривает выплату компенсации в счет возмещения затрат на медицинскую помощь непосредственно физическому лицу, понесшему данные затраты, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований.

Довод апелляционной жалобы о том, что уволенные сотрудники таможенных органов имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе по ремонту и изготовлению зубных протезов, не опровергает выводы суда первой инстанции, поскольку данное право истицы никем не оспаривается, однако порядок реализации данного права предусмотрен действующим законодательством и именно нарушение данного порядка явилось основанием для отказа истице в иске.

Довод в жалобе о том, что Правила возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. N 911, которыми руководствовался суд, на нее не распространяются, полагая, что они относятся к отдельным категориям граждан, офицерам, уволенным с военной службы, а она является пенсионером таможенных органов, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании данного нормативного акта.

Судебная коллегия находит положенные в основу решения выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными представленными сторонами и исследованными судом доказательствами, оснований для иной оценки которых не имеется.

Правовых доводов, свидетельствующих о незаконности принятого по настоящему делу судебного решения, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Правобережного районного суда г.Липецка от 06 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сокур Светланы Александровны – без удовлетворения.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)

Копия верна:

Судья:

Секретарь: