ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Торговченкова О.В. Дело №33-2446/2013г.
Докладчик Нагайцева Л.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 сентября 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Орловой О.А., Давыдовой Н.А.,
при секретаре Андреевой С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке апелляционную жалобу ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке на решение Советского районного суда города Липецка от 25 июня 2013 года, которым постановлено:
Признать за ФИО1 право на повышенную базовую часть трудовой пенсии по старости (повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости) за работу в районах Крайнего Севера, в соответствии с п. 7 ст.14 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке установить ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ размер базовой части трудовой пенсии по старости (фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости) за работу в районах Крайнего Севера и применить повышенное отношение зарплат 1,529, засчитав в специальный стаж периоды: с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке произвести ФИО1 перерасчет пенсии с учетом повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости (повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) и повышенного отношения зарплат за работу в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке (далее ГУ-УПФР в г. Липецке) об установлении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости <данные изъяты> п.7 ст.14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», применении повышенного отношения зарплат 1,529 при исчислении расчетного размера пенсии по п.3 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», включении в стаж работы на Крайнем Севере периодов учебы в училище, нахождении в отпусках по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора и трех лет, периодов обучения на курсах повышения квалификации, а также оплачиваемых отгулов. Истец просила обязать ответчика произвести перерасчет расчетного размера трудовой пенсии по старости с учетом повышенного базового размера страховой части пенсии и повышенного отношения зарплат со дня назначения пенсии – с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что при назначении пенсии по старости ответчик незаконно исключил из специального стажа периоды учебы и иной деятельности, подлежащие зачету в стаж, что повлияло на размер назначенной ей пенсии.
Представитель ответчика ГУ - УПФР в г. Липецке иск не признал, ссылаясь на отсутствие оснований для применения повышенного отношения заработков при определении величины пенсионного капитала и установления повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии ФИО1 в связи с отсутствием у истца стажа работы в районах Крайнего Севера продолжительностью 15 лет.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФР в г. Липецке просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Выслушав объяснения истца ФИО1 и ее представителя ФИО2, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия считает решение суда правильным.
В соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.
Статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, одним из показателей которой является расчетный размер трудовой пенсии.
В соответствии с п. 3 ст. 30 приведенного Закона, для определения расчетного размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
К указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ лицам отнесены граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона, а именно: мужчины, достигшие возраста 55, женщины, достигшие возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях по старости» как женщине, родившей двух детей, при наличии страхового стажа не менее 20 лет и проработавшей не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера. Стаж работы истца в районах Крайнего Севера в календарном исчислении для определения права на пенсию и исчисления страховой части пенсии определен пенсионным органом продолжительностью <данные изъяты>. При этом отпуска по уходу за детьми из стажа работы в районах Крайнего Севера не исключены. Отношение заработка истца к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период по расчетам ответчика составило 1,529, но ограничено предельной величиной 1,2 со ссылкой на отсутствие 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера.
В стаж работы истца в районах Крайнего Севера для определения права на повышенную базовую часть пенсии ответчиком не засчитаны периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми: с ДД.ММ.ГГГГ, период учебы в училище с ДД.ММ.ГГГГ периоды обучения на курсах повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ., а также дни оплачиваемых отгулов с ДД.ММ.ГГГГ. Исчисленный таким образом специальный стаж истца для установления фиксированного базового размера пенсии определен пенсионным органом в 12 лет 11 месяцев 7 дней, вместо необходимых 15 лет.
Признавая незаконным исключение из специального стажа работы истца на Крайнем Севере периодов отпусков по уходу за детьми, оплачиваемых отгулов и периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд правильно указал, что каких-либо специальных норм исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера для определения фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии законодательство не содержит, он исчисляется по тем же правилам, по которым исчисляется специальный стаж для определения права на пенсию.
Как видно из материалов дела, в период работы в карьере «Мякит» Оротуканского горно-обогатительного комбината объединения «Северовостокзолото» Ягоднинского района Магаданской области истица находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. За переработку рабочего времени во время промсезона работодатель предоставлял истице отгулы с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Разъяснением от 31 мая 1961 года № 15/16 «О частичном изменении режима рабочего времени работников, занятых на приисках Магаданского СОВНАРХОЗА», утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 31 мая 1961 года № 253/16, на приисках Магаданского совнархоза для работников, занятых на открытых горных работах, связанных с добычей и промывкой олова, золота и других редких металлов, вводился суммированный учет рабочего времени за календарный год.
При этом в период промывочного сезона на указанных работах допускалось удлинение рабочего дня (с переработкой не более 225 часов каждым работником за сезон) с соответствующим сокращением рабочего времени в зимний период.
В тех случаях, когда работника по условиям производства в зимний период нельзя перевести на сокращенный рабочий день, время, отработанное в летний период сверх установленного рабочего дня, компенсировалось предоставлением дополнительных дней отдыха (отгула), которые оплачивались из расчета тарифной ставки или оклада, получаемых ко дню предоставления дней отдыха (отгула).
Поскольку за периоды обучения на курсах повышения квалификации и оплачиваемых отгулов за истицей сохранялся средний заработок, с которого уплачивались соответствующие взносы, указанные периоды суд обоснованно включил в стаж работы в районах Крайнего Севера для определения фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и повышенного отношения зарплат. Также верно суд включил в указанный стаж периоды нахождения истицы в отпусках по уходу за детьми, имевшими место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях).
Соглашается судебная коллегия с выводом суда и в части включения в специальный стаж в районах Крайнего Севера периода обучения ФИО1 в Магаданском торгово-кулинарном училище с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом судебная коллегия учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которым в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Согласно п. 42 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 года № 530/П-28, утратившей силу 12 ноября 2009 года, рабочим и служащим при назначении пенсии по старости исчисление календарных лет работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, производится по правилам, установленным Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий.
Подпунктом «з» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 4 августа 1956 года № 1044, предусматривалось, что при назначении пенсии по старости на льготных условиях или в льготных размерах периоды обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации, приравнивались к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из материалов дела следует, что по окончании училища истица с ДД.ММ.ГГГГ работала продавцом магазина №№ п. Мякит Хасынского района Магаданской области, что относится к районам Крайнего Севера. Следовательно, период обучения в училище подлежал включению в специальный стаж истца по нормам действовавшего в тот период пенсионного законодательства.
Довод жалобы ответчика о необоснованном включении судом в специальный стаж периода учебы, судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на неправильном толковании правовых норм.
Поскольку на дату обращения за назначением пенсии у ФИО1 имелся необходимый стаж работы на Крайнем Севере продолжительностью более 15 лет, для определения расчетного размера трудовой пенсии учтен заработок за 60 месяцев за период работы в 1984-1989 годах в Магаданской области, где районный коэффициент установлен в размере 1,7, суд пришел к правильному выводу, что истец имела право на учет фактического повышенного отношения заработка 1,529 к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, а также право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.
Выводы суда основаны на исследованных судом доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда города Липецка от 25 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна: судья
секретарь