4
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-1207/2014
Судья Ламонов А.В.
Докладчик Захаров Н.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе
председательствующего Фоминой Н.В.
судей Захарова Н.И. и Москаленко Т.П.
при секретаре Поповой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке 14 мая 2014 года апелляционную жалобу истца ФИО12 на решение Усманского районного суда Липецкой области от 17 марта 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО13 Совету депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области о признании не соответствующими законодательству п.1.2 Положения «О земельном налоге на территории г. Усмани», принятого решением Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области от 17 ноября 2005 года № 2/9 и временного Регламента Совета депутатов городского поселения г. Усмани, принятого решением Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области от 28 октября 2005 года № 1/3 отказать.
Заслушав доклад судьи Захарова Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов В.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконными и недействующими п. 1.2 Положения «О земельном налоге на территории г. Усмани» и временного Регламента Совета депутатов городского поселения г. Усмани, принятого решением Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области от 28 октября 2005 года № 1/3.
В обоснование требований указывал, что решением Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области от 17 ноября 2005 года № 2/9 было принято Положение «О земельном налоге на территории г. Усмани». Данный нормативно-правовой акт был опубликован в газете «Новая жизнь» от 28 ноября 2005 года. В соответствии с п. 1.2 Положения «О земельном налоге на территории г. Усмани» оно прекращает действие на территории г. Усмани, пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, земельного налога и, таким образом, противоречит Федеральному закону. В п. 1.2 данного Положения указывается также на льготы по уплате земельного налога, однако их в тексте Положения нет, что ухудшает положение его как жителя г. Усмани.
Определениями Усманского районного суда от 11 февраля 2014 года произведена замена ненадлежащего ответчика администрации городского поселения г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области на надлежащего - Совет депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области.
Кузнецов В.П. в судебном заседании, поддержал ранее заявленные требования, и с учетом дополнений просил суд признать незаконными п.1.2 Положения «О земельном налоге на территории г. Усмани», принятого решением Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области от 17 ноября 2005 года № 2/9 и временный Регламент Совета депутатов городского поселения г. Усмани, принятого решением Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области от 28 октября 2005 года № 1/3.
Представитель Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление просил суд отказать Кузнецову В.П. в удовлетворении заявленных им требований.
Прокурор в заключении указал на необоснованность заявленных Кузнецовым В.П. требований, просил в иске отказать.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истец Кузнецов В.П. просит отменить решение суда, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе, указывая на незаконность и необоснованность вынесенного судебного акта.
Поверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Обстоятельства дела судом первой инстанции установлены полно и правильно, выводы основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, решение постановлено в соответствии с требованиями норм материального права и процессуального законодательства.
Как установлено судом, предметом заявленных и впоследствии уточненных Кузнецовым В.П. требований является оспаривание актов органа местного самоуправления (Совета депутатов городского поселения г. Усмани Усманского района Липецкой области, далее – Совет депутатов) - Положения «О земельном налоге на территории г. Усмани», принятого решением Совета депутатов от 17 ноября 2005 года № 2/9, опубликованного в печатном издании Усманского района - «Новая жизнь» 29 ноября 2005 года № 146, и временного Регламента Совета депутатов г. Усмани, утвержденного решением Совета депутатов от 28 октября 2005 года № 1/3.
Положение «О земельном налоге на территории г. Усмани», вступило в законную силу с 01 января 2006 года, что соответствует требованиям ч. 1 ст. 5 НК РФ (акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 и 6.1 Положения «О земельном налоге на территории г.Усмани» оно разработано в соответствие с главой 31 Налогового кодекса РФ, устанавливает, вводит в действие и прекращает действие на территории г. Усмани земельного налога, обязательного к уплате на данной территории. Положение определяет налоговые ставки, льготы, порядок и сроки уплаты земельного налога, который вводится в действие на территории г. Усмани с 01 января 2006 года.
В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 1 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу п.1 ст.4 НК РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1, 4 и 5 НК РФ, в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.
Статьей 15 НК РФ к местным налогам отнесен земельный налог.
Пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
Исходя из статьи 387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что представительные органы местного самоуправления вправе принимать нормативно-правовые акты, определяющие налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения на территории соответствующего муниципального образования.
Определение размера налоговой базы не входит в компетенцию органов местного самоуправления. Указанная сфера деятельности находится в компетенции федерального законодателя, поскольку в п.5 ст.391 НК РФ определены категории физических лиц (инвалиды с детства, ветераны и инвалиды ВОВ, Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации и др.), которые при расчете налога за находящийся в собственности земельный участок вправе уменьшить налоговую базу на 10 000 руб.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, оспариваемым пунктом Положения «О земельном налоге на территории г. Усмани» установленные федеральным законом льготы для физических лиц не отменены, и поэтому он не входит в противоречие с данной нормой НК РФ.
Порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта соблюден: Положение издано в рамках полномочий, предоставленных законодателем органу местного самоуправления; акт издан в надлежащей форме; Положение введено в действие и опубликовано в соответствии с п.1 ст.5 НК РФ; Положение принято на заседании Совета депутатов, правомочного в соответствии с уставом данного муниципального образования, поскольку на заседании присутствовало более 50 процентов от числа избранных депутатов (а именно 13 депутатов); содержание Положения не противоречит нормам НК РФ.
Ведомственный акт органа местного самоуправления (Совета депутатов) – временный регламент Совета депутатов не относится к нормативно-правовому акту, направлен на определение внутриорганизационного порядка деятельности органа местного самоуправления, не регулирует общественные отношения, не обязателен для неопределенного круга лиц не затрагивает прав и свобод заявителя, а потому такое требование не подлежало рассмотрению в порядке главы 24 ГПК РФ, а потому в этой части решение подлежит отмене с прекращением производства по делу.
В остальной части, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усманского районного суда Липецкой области от 17 марта 2014 года, в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующим и незаконным Временного Регламента Совета депутатов г. Усмани, утвержденного решением Совета депутатов от 28 октября 2005 года № 1/3.- отменить и производство по делу прекратить.
В остальной части то же решение оставить безизменения, апелляционную жалобу истца ФИО11 – без удовлетворения .
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна:
Судья:
Секретарь: