НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Липецкого областного суда (Липецкая область) от 08.11.2017 № 33-4146/17

6

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Ситникова Н.Е. Дело №33-4146/2017

Докладчик Торговченкова О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

председательствующего Фоминой Н.В.,

судей Торговченковой О.В., Берман Н.В.,

при секретаре Лакомовой О.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Уманца Эдуарда Петровича на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 28 августа 2017 года, которым постановлено:

«Уманец Эдуарду Петровичу отказать в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Военному комиссариату Липецкой области о признании отказа в назначении пенсии за выслугу лет незаконным, обязании назначения пенсии за выслугу лет с 19.05.2017 года.».

Заслушав доклад судьи Торговченковой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Уманец Э.П. обратился в суд с иском к военному комиссариату Липецкой области, в котором просил признать незаконным решение военного комиссариата Липецкой области об отказе в назначении ему пенсии за выслугу лет по месту регистрационного учета на территории России, возложить на военный комиссариат Липецкой области обязанность назначить ему пенсию за выслугу лет по месту регистрационного учета на территории России на основании поданного заявления от 19 мая 2017 года. В обоснование требований ссылался на то, что 19 мая 2017 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет по месту регистрационного учета, однако письмом от 13 апреля 2017 года, полученным истцом по электронной почте 20 июня 2017 года, военным комиссариатом Липецкой области было разъяснено, что Российская Федерация выплачивает пенсию только тем уволенным военнослужащим, которые фактически переехали и проживают на её территории, либо выехали в государства, с которыми не имеется соответствующих соглашений. Истец считает данное решение незаконным, ссылаясь на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01 марта 2001 года № 46-О «По жалобе гражданина Быховского Семена Яковлевича на нарушение его конституционных прав положением пункта «а» статьи 1 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей».

Представители ответчика военного комиссариата Липецкой области – Литвинова Н.К., Шарова Р.М. в судебном заседании иск не признали, ссылаясь на то, что Уманец Э.П. проживает на территории Украины, является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Украины, оснований для назначении пенсии по месту регистрационного учета не имеется. Кроме того, Уманец Э.П. не обращался в военный комиссариат Липецкой области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет по месту регистрационного учета в Российской Федерации, ответ был дан истцу на его обращение, поступившее в военный комиссариат Липецкой области из общественной приёмной Министерства обороны Российской Федерации.

Суд постановил решение, резолютивная часть изложена выше.

В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного законодательства от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным соглашением.

Статьей 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих, осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством бывшего Союза ССР.

Реализация права на пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I) производится в заявительном порядке с предоставлением пенсионному органу соответствующих документов, необходимых для решения данного вопроса (статьи 51, 52 названного Закона Российской Федерации).

Согласно положениям статьи 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Уманец Э.П. является гражданином Российской Федерации, имеет регистрацию в <адрес>

Согласно удостоверению, выданному военным комиссариатом Липецкой области 25 мая 2006 года, Уманец Э.П. является ветераном боевых действий и имеет право на льготы, установленные п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».

С 2008 года истец постоянно проживает в <адрес>, является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства Обороны Украины, что подтверждается копией паспорта истца, копией удостоверения на постоянное проживание в Украине, копией пенсионного удостоверения, выданного Пенсионным фондом Украины 01 апреля 2008 года. Кроме того, те же обстоятельства установлены вступившим в законную силу 02 сентября 2013 года решением Правобережного районного суда г. Липецка от 11 июля 2013 года по делу по иску Уманца Э.П. к военному комиссариату Липецкой области о возложении обязанности направить в военный комиссариат Донецкой области Украины запрос о высылке личного дела Уманца Э.П. для выплаты пенсии за выслугу лет по месту регистрационного учета, имеющим преюдициальное значение при разрешении настоящего спора.

Данное обращение было направлено в Министерство обороны Российской Федерации, а также в военный комиссариат Липецкой области, который 13 апреля 2017 года за № ЦСО/702 дал ответ, что обращение Уманца Э.П. рассмотрено, ему разъяснено о необходимости для решения вопроса о назначении пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации представить в военный комиссариат по месту фактического проживания документы, подтверждающие снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства, а также документальное подтверждение переселения военного пенсионера в Российскую Федерацию (л.д. 5-7, 28-30).

Данное обращение было направлено в военный комиссариат Липецкой области, который 15 июня 2017 года дал ответ в адрес истца, где сообщал, что по существу заданного вопроса о назначении пенсии за выслугу лет был дан ответ письмом от 13 апреля 2017 года за № ЦСО/702 (л.д. 34).

Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что порядок назначения и выплата пенсии за выслугу лет, предусмотренный Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", носит заявительный характер и предполагает её выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ) предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.

В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

Согласно пункту "а" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" этой статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 данного закона, а также их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в том числе в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.

Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть 3 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

В силу части 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I выплата пенсий, предусмотренных этим законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 этого же закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции, действующей до 18 июня 2013 г.) при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ в статью 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I были внесены изменения. Часть 7 данной статьи была дополнена словами ", а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания".

Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной названными выше законами, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением (статья 2 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. (далее - Соглашение от 15 мая 1992 г.).

Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.

Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.

В силу приведенных положений Соглашений от 13 марта 1992 г. и от 15 мая 1992 г. для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных соглашений, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации.

Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Таким образом, имеющим значение для дела обстоятельством при разрешении споров, касающихся назначения и дальнейшей выплаты на территории Российской Федерации пенсии пенсионеру, переселившемуся из государства - участника названных выше соглашений, является установление его постоянного проживания в Российской Федерации по адресу, указанному им как место жительства в заявлении в соответствующий пенсионный орган.

При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П и от 2 июня 2011 г. N 11-П; определения от 5 октября 2000 г. N 199-О, от 4 марта 2004 г. N 146-О, от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О, от 27 мая 2010 г. N 741-О-О, от 17 ноября 2011 г. N 1597-О-О, от 5 июня 2012 г. N 1059-О, от 17 июня 2013 г. N 996-О).

Как установлено судом первой инстанции, истец с 2008 года постоянно проживает в <адрес>, на территории Российской Федерации с указанного времени не проживал.

Согласно справке ООО «Агроном-Сад» от 04 августа 2017 года Уманец Э.П. по адресу: <адрес> не проживает, общество намерено обратиться в суд с иском о снятии Уманца Э.П. с регистрационного учета в связи с непроживанием (л.д. 31). Из той же справки следует, что общежитие по указанному адресу является собственностью ООО «Агроном-Сад» и предоставляется только сотрудникам общества на время трудовых отношений, Уманец Э.П. сотрудником ООО «Агроном-Сад» не является.

Факт постоянного проживания Уманца Э.П. с 2008 года на территории Украины не оспаривается и самим истцом.

При таких обстоятельствах, установив, что необходимое условие назначения и выплаты пенсии на территории Российской Федерации, которым является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации, истцом не выполняется, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе истцу в иске.

Более того, самостоятельным основанием для отказа Уманцу Э.П. в иске, как правильно указал суд первой инстанции, является то обстоятельство, что истец с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет с приложением предусмотренных законом документов в военный комиссариат Липецкой области не обращался.

Заявление, датированное 19 мая 2017 года, поступившее по электронной почте в общественную приемную Министерства обороны Российской Федерации, не содержит подписи истца, к нему не приложены предусмотренные законом документы. Порядок обращения в пенсионный орган военного комиссариата Липецкой области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет истцом не соблюден.

Довод апелляционной жалобы о том, что Уманец Э.П. является гражданином Российской Федерации, постоянно зарегистрирован в Липецкой области Российской Федерации, и, следовательно, выезд за пределы Российской Федерации не лишает его права на назначение и получение пенсии за выслугу лет, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку он противоречит приведенным выше положениям международных правовых актов, а также Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, подлежащих применению к спорным отношениям сторон.

Ответы ответчика на обращения истца никоим образом не свидетельствуют о лишении его права на пенсионное обеспечение, поскольку предполагают возможность назначения и выплаты пенсии при соблюдении требований действующего законодательства.

Ссылка истца в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что вопрос о праве Уманца Э.П. на назначение пенсии за выслугу лет на территории Российской Федерации судами не рассматривался, выводов суда первой инстанции не опровергает, поскольку основанием для отказа истцу в удовлетворении исковых требований не является.

Довод апелляционной жалобы о нарушении судом процессуального срока рассмотрения дела, который составляет один месяц вместо двух, предусмотренных процессуальным законодательством, судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на ошибочном толковании истцом норм процессуального права.

Часть 1 статьи 154 ГПК Российской Федерации предусматривает, что гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены настоящим Кодексом.

Таким образом, указанная норма процессуального закона, регламентирующая сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел, предусматривает максимальный срок рассмотрения дела в целях соблюдения прав участвующих в деле лиц на судопроизводство в разумный срок, что не исключает возможность рассмотрения дела в пределах двухмесячного срока до его истечения.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального закона.

Оснований к отмене решения не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 28 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Уманца Эдуарда Петровича – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Копия верна: судья

секретарь