7
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Леонова Е.А. Дело №33-289/2016г.
Докладчик Лепёхина Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 февраля 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Лепёхиной Н.В.,
судей Долговой Л.П., Тельных Г.А.,
при секретаре Акимовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика – Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Липецкой области на решение Советского районного суда г. Липецка от 26 ноября 2015 года, которым постановлено:
Возложить на Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Липецкой области обязанность включить в выслугу лет для назначения пенсии ФИО1 периоды с08 апреля 2010 годапо15 апреля 2013 годаи с16 апреля 2013 годапо08 июня 2015 годав льготном исчислении – один месяц службы за один и одну треть месяца в соответствии п.п. «в» п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от28 мая 2004 года№ 254«О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
В удовлетворении требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Липецкой области о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Взыскать с Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Липецкой области в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме (сумма) руб.
Заслушав доклад судьи Лепёхиной Н.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков поЛипецкой области о включении в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в льготном исчислении, указывая, что со02 марта 2003 годапо08 апреля 2010 годапроходил службу в Управлении Федеральной службы в Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков поЛипецкой области, перед увольнением - в должности старшего оперуполномоченного (отдел) службы. В связи с возбуждением в отношении истца уголовного дела и прекращением допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, 08 апреля 2010 года ФИО1 уволен из органа наркоконтроля.
Приговором Октябрьского районного суда г. Липецка от 09 октября 2012 года истец оправдан в связи с отсутствием события преступления, за ним признано право на реабилитацию. Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Липецка от 15 апреля 2013 года ФИО1 восстановлен на работе в прежней должности. С 16 апреля 2013 года по 08 июня 2015 года истец проходил службу в должности старшего оперуполномоченного (отдел) службы, 08 июня 2015 года уволен со службы по выслуге лет. При расчете пенсии ответчик исчислил период службы до 08 апреля 2010 года с применением льготного порядка - один месяц службы за один и одну треть месяца, однако остальной период – время уголовного преследования и период после восстановления в должности ответчик исчислил в календарном порядке. Полагал, что действия ответчика по исчислению в календарном порядке периодов службы с 08 апреля 2010 годапо15 апреля 2013 годаи с16 апреля 2013 годапо08 июня 2015 года являются незаконными. Просил обязать ответчика рассчитать выслугу лет для назначения пенсии за периоды с 08 апреля 2010 года по 15 апреля 2013 года и с 16 апреля 2013 года по 08 июня 2015 года вльготном исчислении - один месяц службы за один и одну треть месяца, а также взыскать компенсацию морального вреда.
Представитель ответчика - Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Липецкой области по доверенности ФИО2 исковые требования не признал, объяснив, что должность старшего оперуполномоченного (отдел), которую занимал истец, включена в утвержденный Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков перечень подразделений и должностей, время службы в которых включается в выслугу лет для назначения пенсии и процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания на льготных условиях. Однако время службы в выслугу лет включается только тем лицам, которые непосредственно участвовали в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, совершенных организованными преступными группами и или преступными сообществами в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, по спискам, утверждаемым приказом органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Полагал, что ФИО1 в спорный период выслуга лет правильно исчислена в календарном порядке, поскольку во время уголовного преследования он указанную деятельность не осуществлял. После восстановления истца в должности истец деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, совершенных организованными преступными группами, не осуществлял, практически весь период находился в отпусках, в том числе и в связи с временной нетрудоспособностью. На основании рапорта от 05 июня 2015 года выслуга лет ФИО1 исчислена в календарном порядке.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик – Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Липецкой области просит отменить решение суда, указывая на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 18 марта 2004 года № 6-П и в Определении от 19 января 2010 года № 87-О-О, согласно которым периоды перерыва в службе в связи с незаконным увольнением подлежат включению в выслугу лет в календарном исчислении. Также полагал необоснованным включение в выслугу лет в льготном исчислении периода службы ФИО1 с 16 апреля 2013 года по 08 июня 2015 года, поскольку непосредственного участия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, совершенных организованными преступными группами или преступными сообществами (преступными организациями) в сфере оборота наркотических средств, истец не принимал.
Выслушав представителей ответчика - Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Липецкой области по доверенности ФИО2 и ФИО3, поддержавших жалобу, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда правильным.
В соответствии с абзацем 4 пункта «а» статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей).
Пунктом «а» статьи 13 приведенного Закона установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Согласно части 2 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Согласно абзацу 2 подпункта «в» пункта 3 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 254 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям», в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы сотрудникам включаются на льготных условиях - один месяц службы за один и одну треть месяца время службы в подразделениях, выполняющих задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, совершенных организованными преступными группами или преступными сообществами (преступными организациями) в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, в соответствии с перечнем подразделений и должностей, утверждаемым директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, и на определяемых им условиях, в том числе срок испытания на этих должностях в качестве стажеров.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 с 02 августа 2003 года проходил службу в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков поЛипецкой области, занимая должность оперуполномоченного по контракту сроком на 5 лет в (отдел) (л.д. 39, том 1).
В период с 01 ноября 2003 года по 01 августа 2006 года ФИО1 состоял в должности старшего оперуполномоченного того же отдела, с 01 августа 2006 года по 18 сентября 2006 года занимал должность заместителя начальника того же отдела.
В период с 18 сентября 2006 года по 29 мая 2009 года истец занимал должность заместителя начальника (отдел) Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков поЛипецкой области, с 29 мая 2009 года по 20 июля 2009 года ФИО1 работал старшим оперуполномоченным по особо важным делам (отдел), с 20 июля 2009 года по 08 апреля 2010 года являлся старшим оперуполномоченным (отдел) Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков поЛипецкой области.
Приведенные периоды службы включены ФИО1 в выслугу лет в льготном исчислении - 1 месяц как один и одна треть месяца (л.д. 9, том 1).
Приказом от 08 апреля 2010 года № … ФИО1 исключен из списков сотрудников органов наркоконтроля с 08 апреля 2010 года в связи с прекращением допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (л.д. 51, том 1).
В качестве основания для издания указанного приказа послужило уведомление о возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1 по признакам преступления, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 30, пункта «б» части 2 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вступившим в законную силу приговором Октябрьского районного суда г. Липецка от 09 октября 2010 года ФИО1 оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием в деянии состава преступления; в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, пунктом «б» части 2 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием в деянии события преступления, признано право ФИО1 на реабилитацию (л.д. 69-87, том 1).
Вступившим в силу решением Советского районного суда г. Липецка от 15 апреля 2013 года ФИО1 восстановлен на службе в должности старшего оперуполномоченного (отдел) Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков поЛипецкой области (л.д. 90-93, том 1).
На основании указанного решения 16 апреля 2013 года издан приказ № … о восстановлении ФИО1 на службе в органах наркоконтроля в прежней должности с 09 апреля 2010 года (л.д. 52, том 1).
Приказом от 29 апреля 2013 года № … ФИО1 уволен с занимаемой должности в связи с прекращением допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (л.д. 54, том 1).
С 30 апреля 2013 года истец принят на должность водителя автомобиля (отдел) Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков поЛипецкой области (л.д. 55-60, том 1).
Вступившим в силу решением Советского районного суда г. Липецка от 15 июля 2013 года истец вновь восстановлен в должности старшего оперуполномоченного (отдел) Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков поЛипецкой области (л.д. 32-34, 35-38, том 1).
На основании указанного решения 16 июля 2013 года издан приказ № … о восстановлении ФИО1 в должности старшего оперуполномоченного (отдел) с 30 апреля 2013 года (л.д. 63, том 1).
Сторонами не оспаривалось, что периоды с08 апреля 2010 годапо15 апреля 2013 годаи с16 апреля 2013 годапо08 июня 2015 годане включены ответчиком в выслугу лет в льготном исчислении – один месяц службы за один и одну треть месяца.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в выслугу лет в льготном исчислении периода с 08 апреля 2010 годапо15 апреля 2013 года, на протяжении которого ФИО1 был отстранен от службы и до момента восстановления его на службе в прежней должности, суд первой инстанции правильно учел положения части 1 статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и признал в порядке реабилитации подлежащими восстановлению в полном объеме пенсионные права ФИО1, которые нарушены вследствие незаконного уголовного преследования.
Коль скоро период службы ФИО1 в должности старшего оперуполномоченного (отдел) Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков поЛипецкой области, предшествующий незаконному уголовному преследованию, засчитан в выслугу лет ответчиком в льготном порядке, то в таком же порядке подлежит и зачету и период незаконного уголовного преследования ФИО1 с 08 апреля 2010 годапо15 апреля 2013 года, так как в указанный период истец был лишен права проходить службу.
Включая в льготном исчислении период службы ФИО1 с 16 апреля 2013 годапо08 июня 2015 года, суд пришел к верному выводу, что надлежащих доказательств невыполнения истцом условий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 3 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 254 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям», суду не представлено.
Ссылка ответчика на то, что ФИО1 в период с 16 апреля 2013 годапо08 июня 2015 года фактически не исполнял свои должностные обязанности, не участвовал в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, совершенных организованными преступными группами и преступными сообществами в сфере оборота наркотических средств, поскольку на протяжении указанного времени постоянно находился в отпусках, в том числе и в связи с временной нетрудоспособностью, правильно отвергнута судом первой инстанции.
Так, должность старшего оперуполномоченного (отдел), которую занимал ФИО1 в период с 16 апреля 2013 годапо08 июня 2015 года, включена в Перечень подразделений и должностей в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, время службы в которых включается в выслугу лет для назначения пенсии и процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания на льготных условиях, утвержденный приказами Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России от 01 октября 2010 года, 05 сентября 2012 года и 29 ноября 2015 года (л.д. 94-97, 98-104, 105-110, том 1).
Из объяснений представителя ответчика по доверенности ФИО2 следует, что списки лиц, непосредственно участвовавших в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, совершенных организованными преступными группами и или преступными сообществами, приказом Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Липецкой области не утверждались. Имели место лишь отдельные случаи установления календарного исчисления выслуги лет на основании рапорта начальника Оперативной службы (л.д. 159-163, том 1).
Из материалов дела усматривается, что описи формы 2, по которой сотруднику передаются дела, должностная инструкция старшего оперуполномоченного (отдел), с которой 16 июля 2013 года ознакомлен ФИО1, уничтожены ответчиком (л.д. 31, 149-150, 151-152, 153-157, том 1).
В обоснование заявленных требований ФИО1 указывал, что в его производстве находились оперативно-розыскные дела, дела оперативной проверки, он осуществлял задержание лиц, причастных к совершению преступлений в сфере оборота наркотических средств.
Указанные доводы истца подтвердил и свидетель И., который показал, что ФИО1 участвовал в межведомственных операциях, у него имелись полномочия на осуществление деятельности по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, совершенных организованными преступными группами, истец проводил оперативное наблюдение, в его производстве находились оперативно-розыскные дела и дела оперативной проверки, он проводил работу по задержанию лиц (л.д. 123-124, том 1).
Согласно приказу от 08 июня 2015 года № … ФИО1 за образцовое исполнение служебных обязанностей за май-июнь 2015 года выплачена премия (л.д. 6, том 1), что подтверждает факт надлежащего выполнения истцом возложенных на него задач.
Проанализировав приведенные доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ФИО1 в период с 16 апреля 2013 годапо08 июня 2015 года, занимая должность оперуполномоченного (отдел), осуществлял деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, совершенных организованными преступными группами и или преступными сообществами, в связи с чем указанный период подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении.
При этом судом верно учтено, что рапорт от 05 июня 2015 года в отношении ФИО1 с предложением исчислять выслугу лет в календарном порядке с момента восстановления его на службе инициирован в связи с предстоящим увольнением истца и подан непосредственно перед увольнением истца по выслуге лет (л.д. 158, том 1).
С момента восстановления ФИО1 на службе и по день увольнения каких-либо рапортов (кроме рапорта от 05 июня 2015 года) о том, что истец в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, совершенных организованными преступными группами и (или) преступными сообществами участия не принимал, не составлялось, соответствующие решения об исчислении выслуги лет в календарном порядке руководителем не выносились.
Суд правильно отнесся критически к должностной инструкции старшего оперуполномоченного (отдел) Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Липецкой области, утвержденной 14 февраля 2014 года, из которой следует, что в должностные обязанности старшего оперуполномоченного не входит деятельность по выявлению, пресечению, раскрытию указанных преступлений, поскольку эта должностная инструкция разработана и утверждена после восстановления ФИО1 в должности решениями Советского районного суда г. Липецка от 15 апреля 2013 года и от 15 июля 2013 года, доказательств ознакомления истца с указанной инструкцией не представлено (л.д. 25-30, том 1).
Нахождение ФИО1 в отпусках, не лишает его права на зачет указанных периодов в таком же порядке, как и время прохождения службы. Кроме того, порядок исключения из льготного исчисления периода службы периодов нахождения лиц, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в отпусках, в том числе и в связи с временной нетрудоспособностью, не регламентирован.
Несостоятельным является утверждение ответчика о невозможности зачета в льготном исчислении в выслугу лет периодов нахождения ФИО1 в отпусках, в том числе и в связи с временной нетрудоспособностью, поскольку нормативными актами не предусмотрено исключение этих периодов из выслуги лет либо зачет этих периодов в выслугу в ином порядке, нежели зачет службы.
Ссылка в жалобе, что в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается в календарном порядке время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и нахождения в ссылке лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, а также незаконно уволенных сотрудников, является несостоятельной.
Пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 N 941 является общей нормой, в которой приведен перечень периодов, засчитываемых в выслугу лет сотрудников для назначения пенсий. Порядок зачета периодов в выслугу лет регламентируется последующими пунктами указанного Постановления. Время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и нахождения в ссылке лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 приведенного Постановления засчитывается в выслугу лет уволенным со службы сотрудникам на льготных условиях: один месяц службы за три месяца. Поэтому довод жалобы о календарном порядке зачета указанных периодов в выслугу лет не основан на законе.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 18 марта 2004 года № 6-П и Определении от 19 января 2010 года № 87-О-О неправомерна, так как указанные решения Конституционного Суда Российской Федерации касаются вопросов пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов. Между тем, правовой статус сотрудников таможенных органов отличен от статуса военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, так как определен федеральным законодателем исходя из особенностей каждого вида службы, условий ее прохождения, специфики правоохранительной деятельности. С учетом особенности таможенной службы как особого вида государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих конституционно значимую функцию защиты экономического суверенитета государства, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 103 утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, которым установлен иной порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов, чем предусмотренный для сотрудников органов внутренних дел и сотрудников органов по контролю за оборотом наркотиков.
Выводы суда основаны на исследованных судом доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Оснований к отмене судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 26 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Липецкой области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: