№11-65/2019 <данные изъяты>
Мировой судья судебного участка № 3
Ленинского судебного района г. Перми
Шпигарь Ю.Н.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,
с участием представителя третьего лица – Захаровой Л.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тюревой Татьяны Александровны на решение мирового судьи судебного участка №3 Ленинского судебного района г. Перми от 03.10.2018, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Тюревой Татьяне Александровне к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о взыскании излишне уплаченных сумм в размере 11066,39 руб., расходов по оплате юридических услуг в сумме 18320,00 руб., компенсации морального вреда в размере 50000,00 руб. отказать»,
УСТАНОВИЛ:
Тюрева Т.А. обратилась с исковым заявлением к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (далее Фонд капитального ремонта) с требованием о взыскании излишне взысканной суммы за капитальный ремонт в размере 11 066,39 руб., расходов по оплате юридических услуг в размере 18320,00 руб., компенсации морального вреда в размере 50000,00 руб.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что ошибочно уплатила сумму задолженности за октябрь 2017г. в размере 11 066,39 руб. в качестве взносов в Фонд капитального ремонта, оставшуюся после смерти свекрови Тюревой Антонины Анатольевны, умершей 11.03.2017г. На момент смерти Тюрева А.А. имела возраст более 91 года. Законом Пермского края от 31.03.2016 №632-ПК «О компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан» установлено, что в соответствии со ст. 169 ЖК РФ устанавливается отдельным категориям граждан компенсация расходов на уплату взноса на капительный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Пермского края. Ответственность за правильность начисления и взимания взносов на капитальный ремонт несет Фонд капитального ремонта. Таким образом, представители Фонда капитального ремонта, злоупотребив своим правом и излишне взыскав с истца денежные средства на капитальный ремонт, умышленно нанесли истцу материальный ущерб в размере 11066,39 руб. Кроме того, неправомерными действиями Фонда капитального ремонта истцу были причинены нравственные страдания (л.д. 4-7).
Решением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Перми от 03.10.2018 в удовлетворении исковых требований Тюревой Татьяны Александровны к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, отказано (л.д. 70-72).
Тюрева Т.А., не согласившись с решением мирового судьи от 03.10.2018, обратилась с апелляционной жалобой на решение мирового судьи (л.д. 76-78), в которой просит решение мирового судьи отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования истца удовлетворить. Указывает, что в решении мировым судьей неправильно применены нормы материального права. Правовым обоснованием оспариваемого решения стало толкование судом нормы п. 4 ст. 1109 ГК РФ, в которой указано, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности. Очевидно, что ошибочная уплата взносов за капитальный ремонт в размере 11066,39 руб. к благотворительности не относится. И указанную часть нормы суд применять не может и не должен. Сумма неуплаченных взносов на капитальный ремонт в размере 11066,39 руб. сложилась в течение длительного периода времени и в каждой вновь приходящей квитанции долг только увеличивался. Принимая наследство, супруг истца, как и сама истец, принимая ошибочное, как ими было заявлено, решение об оплате, добросовестно заблуждались в том, есть ли у них обязанность по уплате задолженности или нет. Никаких доказательств обратного ответчик не привел. Суд, при отсутствии доказательств, на необходимость исследования которых прямо указывает закон, принял решение, которое, по мнению истца, является незаконным и необоснованным. Оспариваемое решение суда не отвечает требованиям о законности, т.к. принято на основе неправильного применения норм материального права (л.д. 76-78).
Истец в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом (л.д. 103).
Ответчик представителя для участия в судебном заседании не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 102), ранее представитель направил возражения на апелляционную жалобу, согласно которым решение мирового судьи законно и обоснованно, так как при принятии решения мировой судья оценил все имеющиеся в деле доказательства, рассмотрел все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данного дела. Лицевой счет был открыт на помещение № 25 в 2017г., так как данных о собственнике не было в базе данных Росреестра. Собственнику была предоставлена рассрочка платежа, которой он не воспользовался. Освобождение от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме действующим законодательством не предусмотрено. Компенсация предоставляется собственникам помещений при условии оплаты взносов на капитальный ремонт в размере 100%. При жизни Тюрева А.А. не обращалась за предоставлением компенсации по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества. При оплате взносов необходимо указать номер лицевого счета, который привязан к адресу помещения, по которому производится оплата, следовательно, при зачислении оплаты за помещение речь не идет об ошибочно уплаченной сумме. Оплата внесена за капитальный ремонт во избежание накопления задолженности. Фонд капитального ремонта не попадает под закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», поскольку данный закон регулирует отношения, возникающие из сделок в том числе, заключенных в письменной форме и не может регулировать отношения, возникающие в связи с этими отношениями обязательства, возникающие в силу прямого указания закона. Установленная жилищным законодательством реализация полномочий Фонда капитального ремонта, направленная на своевременное обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Программой, никаким образом не нарушают личные неимущественные права истца и не посягают на принадлежащие ему нематериальные блага. Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца в части возмещения ущерба и морального вреда не имеется. На основании изложенного, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 81-84).
Третье лицо Тюрев М.М. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом (л.д. 104).
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что истцом оплачена задолженность по внесению взносов на капремонт, выставленная собственнику жилого помещения по адресу: <Адрес> образовавшаяся на октябрь 2017г. и взнос на капремонт за октябрь 2017г. в общей сумме 11066,39 руб. Собственником указанного жилого помещения является супруг истца Тюрев М.М., принявший наследство после смерти Тюревой А.А., умершей 11.03.2017 и Тюрева А.М., умершего 18.10.2017. Оплата взносов на капитальный ремонт истцом была произведена добровольно по согласованию с супругом, с которым они имеют общий бюджет.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:
1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;
2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;
3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
В силу ч. 3 ст. 158 ЖК РФ, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ, региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции.
В силу ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (ч.1).
Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка (ч. 2).
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов (ч. 2.1).
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (ч. 3).
Многоквартирный <Адрес> в г. <Адрес> Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 N 288-п «Об утверждении региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта» включен в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края, подлежащих капитальному ремонту общего имущества. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме возникла с 01.02.2015.
Согласно п.п. 3, 4, 5 ст. 6 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края», собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 169, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 3). Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (п. 4). Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, Пермскому краю или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии земельного участка (п. 5).
Согласно п. 2 Порядка предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 27.05.2016 N 325-п (далее - Порядок), назначение и выплата компенсации взносов на капитальный ремонт гражданам, указанным в части 1 статьи 1 Закона N 632-ПК (далее - граждане), осуществляются территориальными органами Министерства социального развития Пермского края (далее соответственно - территориальные органы Министерства, Министерство) на одно жилое помещение.
В соответствии с п. 5 Порядка, для назначения компенсации взносов на капитальный ремонт граждане, имеющие право на получение компенсации взносов на капитальный ремонт, представляют в территориальный орган Министерства по месту жительства (пребывания) заявление о назначении компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме с указанием способа ее получения (через кредитную организацию, организацию федеральной почтовой связи или иную организацию, осуществляющую доставку выплат) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - заявление).
Согласно п. 28 Порядка, суммы компенсации взноса на капитальный ремонт, начисленные гражданину и не полученные им при жизни, наследуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу п. 30 Порядка, перечисление средств на выплату компенсации взноса на капитальный ремонт гражданам осуществляется территориальными органами Министерства в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на текущий финансовый год.
Мировым судьей правильно, на основании пояснений сторон в судебном заседании и представленных ими доказательств, определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора, а именно, что истцом оплачена задолженность по внесению взносов на капитальный ремонт, выставленная собственнику жилого помещения по адресу: <Адрес>, собственником которого в настоящее времяч является супруг истца Тюрев М.М., принявший наследство после смерти Тюревой А.А. и Тюрева А.М. Оплата была произведена истцом по согласованию с супругом, с которым у них совместный бюджет.
Анализируя вышеприведенные нормы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности начисления взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме собственнику помещения № в <Адрес> в <Адрес>, поскольку действующим законодательством не предусмотрено освобождение от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а предусмотрена компенсация взносов гражданам, имеющим право на получение компенсации взносов на капитальный ремонт, порядок получения которой носит заявительный характер. Доказательства того, что Тюрева А.А. обращалась в территориальный орган Министерства социального развития Пермского края с заявлением о назначении ей компенсации взносов на капитальный ремонт суду не представлены, в материалах дела отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что приняв наследство супруг истца, как и сама истец, принимая ошибочное решение об оплате, добросовестно заблуждались о том есть ли у них обязанность по уплате задолженности или нет, поскольку в обоснование требований истец указала о том, что ее свекровь имела право на получение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в силу своего возраста, о котором истица и ее супруг не могли не знать, принимая решение об оплате взносов на капитальный ремонт.
Учитывая совокупность собранных по делу доказательств, мировой судья дал надлежащую оценку всем доводам, изложенным истцом при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Спор рассмотрен мировым судьей в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ в пределах заявленных требований (предмета и оснований).
Мировым судьей в полном объеме дана надлежащая оценка всем доказательствам, представленным в материалы дела.
Мировой судья правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов мирового судьи, доказательств того, что решение вынесено с нарушением требований закона, суду апелляционной инстанции не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность выводов мирового судьи, изложенных в судебном акте, не влекут его отмену.
Суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений норм материального и процессуального права при постановлении решения по делу.
Также в соответствии с требованиями ст. 196 ГПК РФ оценка всех доказательств, представленных суду сторонами, в том числе, и оценка, с точки зрения относимости и допустимости, входит в круг вопросов, разрешаемых судом в совещательной комнате при принятии решения по делу.
Таким образом, мировым судьей дана оценка допустимости доказательств при вынесении решения.
Мотивы принятого решения подробно изложены, обстоятельствам по делу дана всесторонняя оценка.
С учетом названных положений закона, а также обстоятельств, установленных мировым судьей и судом апелляционной инстанции, суд приходит к выводу о том, что мировым судьей правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела.
Совокупности собранных по делу доказательств мировым судьей дана надлежащая оценка, выводы судьи, положенные в основу решения должным образом мотивированны, материалы дела исследованы полно и объективно, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение решения, не установлено.
С учетом изложенного, решение мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Перми от 03.10.2018 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Тюревой Т.А. - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г. Перми от «3» октября 2018 г. по иску Тюревой Татьяны Александровны к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о взыскании излишне уплаченных сумм, расходов по оплате юридических услуг, компенсации морального вреда оставить без изменения, апелляционную жалобу Тюревой Татьяны Александровны – без удовлетворения.
Председательствующий <данные изъяты> Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>