НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 31.10.2019 № 33-6324/19

Дело № 33-6324/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 31 октября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Ильичевой Т.В.,

судей Титовой М.Г., Хрулевой Т.Е.

при секретаре Кузьминой Н.О.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации во Всеволожском районе Ленинградской области по делу № 2-574/2019 на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 05 февраля 2019 года, которым удовлетворены исковые требования Боровой Н. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ во Всеволожском районе Ленинградской области о признании решения незаконным, об обязании назначить трудовую пенсию.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ильичевой Т.В., возражения Боровой Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,

установила:

Боровая Н.В. обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с иском к Управления Пенсионного фонда Российской Федерации во Всеволожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения № 02/5750 от 29.12.2017 об отказе в назначении пенсии, обязании включить период работы с 15.08.1990 по 31.08.1992, с 01.09.1992 по 15.08.1999 в качестве учителя в Краснокордонской школе Республики Казахстан в специальный стаж для назначения пенсии, обязании назначить страховую пенсию по старости досрочно, с даты обращения 13.09.2017.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что на основании Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ 13.09.2017 обратилась в адрес ответчика с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. 29.12.2017 ответчиком было вынесено решение N 02/5750 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального трудового стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости.

Представитель ответчика представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что основанием для отказа в назначении Боровой Н.В. досрочной пенсии по старости послужило непредставление всех необходимых сведений из компетентных органов Республики Казахстан, подтверждающих специальный стаж в спорный период. По мнению УПФ РФ, специальный стаж истца на дату обращения составляет 16 лет 04 дня при требуемой норме 25 лет, что, таким образом, не может служить основанием для назначения страховой пенсии досрочно.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 05 февраля 2019 года исковые требования удовлетворены.

Ответчик не согласился с постановленным решением, представил апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указал, что решение о досрочном назначении пенсии должно выноситься на основании надлежаще подтвержденных документов о трудовом (страховом) страже в силу положений Соглашения от 13.03.1992 о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения государств-участников Содружества Независимых Государств. На дату вынесения решения об отказе 13.09.2017 сведения, подтвержденных компетентным органом о включении спорных периодов работы истца на территории Республики Казахстан в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по законодательству этого государства, у ответчика отсутствовали.

Законом Республики Казахстан от 16.07.1996 №32-1 действие ст. 37 Закона «О пенсионном обеспечении граждан в республике Казахстан» от 17.06.1991 №675-ХП, дающего право учителям, занятых на педагогической работе в школе при стаже не менее 25 лет, на пенсию за выслугу лет до 01.01.1991 было приостановлено, и после 01.01.1998 был признан утратившим силу.

С учетом продолжительности периодов, подлежащих включению в стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, на дату обращения истца 13.09.2017 в УПФР составил менее 25 лет, и вывод суда о наличии оснований для удовлетворения требования о включении спорных периодов работы в трудовой стаж и назначении пенсии досрочно, является необоснованным и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В соответствии со ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Как следует из пп. «м» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067, с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Списком от 29.10.2002 предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости учителям общеобразовательных учреждений: школы всех наименований, гимназия.

Аналогичное положение содержали и ранее действовавшие списки от 22.09.1999, от 06.09.1991, перечень от 17.12.1959.

Согласно ст. 1 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения). Данный документ подписан, в том числе и Республикой Казахстан.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.09.2017 Боровая Н.В. обратилась в УПФ РФ во Всеволожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением № 387 от 26.12.2017 Боровой Н.В. отказано в назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 в связи с отсутствием требуемых 25 лет специального стажа, поскольку сведений, подтверждающих данный факт, компетентными органами Республики Казахстан не представлено.

Общая продолжительность льготного стажа, зачтенная ответчиком, составила соответственно 16 лет 04 дня при требуемой норме 25 лет.

При этом в специальный стаж истца Управлением не был включен в специальный стаж период работы с 15.08.1990 по 31.08.1992, с 01.09.1992 года по 15.08.1999 в качестве учителя в Краснокордонской школе Республики Казахстан.

В спорный период времени Боровая Н.В. работала учителем химии в Краснокордонской школе Республики Казахстан Убаганского РОНО.

Согласно архивной справке, выданной ГУ «Государственный архив Костанайской области» «Алтынсаринский районный государственный архив» от 12.12.2018 года, в книге приказов Убаганского РОНО имеется приказ на Боровую Н.В. по Краснокордоской средней школе за 1992 год. Ведомости начисления заработной платы работникам указанной школы за период с января 1992 года по декабрь 1996 года, а также февраль-июнь месяцы 1999 года на хранение в филиал ГУ «ГАКО» Алтынсаринский районный государственный архив» не поступали, место нахождение указанных документов не установлено.

В связи с отсутствием на государственном хранении вышеуказанных сведений, предоставить сведения о льготной работе за периоды с 15.08.1990 года по 31.08.1992, с 01.09.1992 по 15.08.1999 для досрочного выхода на пенсию на территории Республики Казахстан не представляется возможным.

Согласно справке, Боровая Н.В. принята на работу в Краснокордонскую школу в качестве учителя математики с 15.08.1990 (приказ № 241 от 20.08.1990).

Приказом № 54 от 15.06.1999 Боровая Н.В. уволена в связи с переменой места жительства. При этом, на основании Указа Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 09.10.1985 в составе Кустанайской области был образован в Убаганский район с центром в с. Убаганское за счет территории отдельных совхоз Кустанайского, Урицкого, Семиозерное районов.

Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно включил в стаж дающий право на назначение истцу пенсии досрочно периоды работы с 1990 по 1999 года в средней школе в Республике Казахстан, поскольку в силу ст.ст.1,6 Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» пенсионное обеспечение граждан участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пенсионного законодательства РФ, предусмотрено назначение пенсии досрочно, при осуществлении педагогической деятельности, Казахстан государством-участником СНГ, истец проживает на территории РФ, является гражданином РФ, поэтому подлежит применению действующее на территории РФ пенсионное законодательство, независимо от того назначается либо нет в настоящее время по законодательству Казахской Республики досрочная пенсия за осуществление педагогической деятельности.

Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, установлены статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Статьями 11 и 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках названного Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из трудовой книжки истца следует, что 15.08.1990 она принята учителем математики в Краснокордонскую среднюю школу Убаганского РОНО Казахской ССР, с 01.09.1992 переведена на должность учителя трудового обучения, уволена по собственному желанию 15.08.1999.

Данные периоды не были включены в стаж истца, для назначения пенсии досрочно.

Накопительная пенсионная система в Республике Казахстан введена с 01.01.1998, сведений о начислении заработной платы за период с 1992 по 1996 года и с января 1999 по июнь 1999 не имеется, сведения в архив не передавались, место нахождения документов неизвестно, указан размер получаемой истцом заработной платы за период с августа 1990 года по декабрь 1991 год и с января 1997 года по январь 1999 год. Истцом также были представлены справки о заработной плате за период с января 1995 года по декабрь 1996 года. Сведения о размере перечисляемых обязательных пенсионных взносов в указанные периоды в ведомостях отсутствуют.

Суд первой инстанции обоснованно, с учетом представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии со ст.67 ГПК РФ, пришел к выводу, что в спорные периоды истец работала в средней общеобразовательной школе Республики Казахстан, получала заработную плату, доказательств обратного не представлено, при этом работала в учреждении, имевшим подчинение Убаганскому РОНО, доказательств, что в указанный период не производились перечисления в пенсионный фонд или другой фонд, в соответствии с действовавшим на территории Республики Казахстан законодательства не представлено.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, жалобы не содержат.

С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам жалоб не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 05 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации во Всеволожском районе Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: Сошина О.В.