УИД 47RS0004-01-2020-005963-93
в суде первой инстанции: № 2-1516/2021
в суде апелляционной инстанции: № 33-6550/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 26 октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.,
судей Соломатиной С.И., Тумашевич Н.С.
при секретаре Максимчуке В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 по гражданскому делу № 2-1516/2021 на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 мая 2021 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) во Всеволожском районе Ленинградской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, внесении сведений об отнесении к гражданам предпенсионного возраста, выдачи справки.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ильичевой Т.В., объяснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
ФИО1 обратился во Всеволожский городской суд с иском к УПФР во Всеволожском районе Ленинградской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости при достижении им возраста 55 лет, то есть с 16 июля 2022 года, внесении сведений об отнесении к гражданам предпенсионного возраста, выдачи справки.
В обоснование исковых требований указал, что в связи с работой с 1 декабря 1989 года по 9 сентября 2002 года в НИИ ЭТУ ЛНПО «Красная Заря», ППСО ДСК-2, АООТ завод «Красная Заря», ОАО «Завод Красная Заря» на работах с тяжелыми условиями труда по специальности электрогазосварщика ручной сварки (4-6 разряда), то есть более 12 лет 6 месяцев, при наличии у него достаточного ИПК и общего страхового стажа, что дает ему при достижении 55-летнего возраста право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», руководствуясь Законом РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ», полагая, что за пять лет до назначения пенсии имеет право считаться лицом предпенсионного возраста, что дает ему определенные льготы. Истец обратился в УПФР во Всеволожском районе Ленинградской области с заявлением об отнесении его к категории граждан предпенсионного возраста и выдаче ему соответствующей справки, в чем ему было отказано ответчиком решением № С-314-04/324-20 от 20 апреля 2020 года, полагает действия ответчика незаконными.
Представитель УПФР возражений по иску не представил.
Решением Всеволожского городского суда от 24 мая 2021 года отказано в удовлетворении исковых требований.
Истец не согласился с постановленным решением суда, представил апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, удовлетворив исковые требования. В обоснование доводов жалобы указал, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Суд необоснованно пришел к выводу, что права истца нарушены действиями ответчика не были в соответствии с п.20 Административного регламента. Считает, что ответчиком не оспаривается право истца на досрочное назначение пенсии, с учетом того, что истец представил достаточно доказательства наличия у него права на досрочное назначение пенсии. Считает, что представленные им доказательства, в том числе трудовая книжка подтверждает наличие у него права на назначение пенсии досрочно, и УПФР должно было произвести корректировку сведений содержащихся в его сведениях персонифицированного учета, что ответчиком сделано не было.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Федеральным законом от 3 октября 2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» № 350-ФЗ, введено понятие «предпенсионный возраст».
Согласно положениям Федерального закона от 30 октября 2018 г. № 378-ФЗ «О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» право на налоговую льготу имеют физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.
Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 353-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» к категории работников предпенсионного возраста относит работников, не достигших возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста.
Положениями Закона № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрены гарантии для граждан предпенсионного возраста в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно (Письмо ПФ РФ от 31 мая 2019 № СЧ-25-19/11141 «О вопросах, связанных с отнесением граждан к категории граждан предпенсионного возраста»).
Согласно ч. 12 ст. 10 Закона № 350-ФЗ граждане предпенсионного возраста имеют право бесплатно получать в органах ПФР по своим обращениям сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста.
Статус предпенсионера определяется по данным, имеющимся в распоряжении ПФР по состоянию на дату, на которую предоставляются сведения.
В целях предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста Постановлением Правления ПФ РФ от 4 апреля 2019 № 206п утвержден «Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста».
В соответствии с п. 6 Порядка и п. 52 Административного регламента в случае отсутствия в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации сведений гражданин информируется об отсутствии в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации сведений об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста, о возможности получения сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, а также дополнения (уточнения) индивидуального лицевого счета гражданина в соответствии со статьями 12, 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В силу п.20 Административного регламента, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является отсутствие в распоряжении территориального органа ПФР, сведений, в том числе в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, позволяющих отнести гражданина к категории граждан предпенсионного возраста.
Согласно ст. 8 Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01 января 2002 года до 01 января 2015 года Федеральном законе от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 7, пункт 2 части 1, часть 2 статьи 27).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», п. «а» ст. 1 которого установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются:
Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 закреплено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ к лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, могут применяться, в частности: Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров от 22 августа 1956 г. N 1173, в разделе ХХХII «Общие профессии» предусмотрены «газосварщики и их подручные», а также «электросварщики и их подручные».
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку № 2 раздела ХХХШ «Общие профессии», утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, пользуются: электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756); электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905); электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906).
Согласно информационному письму Министерства труда и социального развития РФ № 3073-17, Пенсионного фонда РФ № 06-27/7017 от 02.08.2000 «О праве на льготное пенсионное обеспечение электросварщиков» правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по разделу ХХХIII Списка № 2 пользуются электросварщики, которые в соответствии с ЕТКС (выпуск 2) выполняют работы по дуговой и газовой сварке (резке) металлов и металлических изделий. «Электрогазосварщик» и «газоэлектросварщик» - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 раздела ХХХIII как электрогазосварщики, то есть при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.27 ФЗ от 17.12.2001 №173 -ФЗ, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002 года, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 03 апреля 2020 года ФИО1 обратился в УПФР во Всеволожском районе Ленинградской области с заявлением о внесении сведений о нем, как о гражданине предпенсионного возраста и выдаче ему соответствующей справки.
Решением УПФР во Всеволожском районе Ленинградской области № С-314-04/324-20 от 20 апреля 2020 года истцу разъяснено, что он может быть отнесен к гражданам предпенсионного возраста с 16 июля 2027 года, то есть в возрасте 60 лет; при этом УПФР в соответствии с представленными ФИО1 документами, а также, исходя из сведений индивидуального лицевого счета, указал об отсутствии у истца достаточного стажа, порождающего возникновение у ФИО1 права на досрочное (с 55 лет) назначение пенсии по старости.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградской области полагает, отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно учел положения действующего законодательства РФ о пенсиях, и представленных доказательств, пришел к выводу, что у истца отсутствует право на назначение пенсии досрочно в связи с работой электрогазосварщиком ручной сварки в период 1989-2002 года, что также следует из отказа УПФР.
Как усматривается из материалов дела, истец работал с 01.12.1989 по 27.08.1990 электрогазосварщиком 4 разряда НИИ ЛНПО «Красная Заря», с 05.09.1990 по 07.07.1993 электрогазосварщиком 4 разряда в ППСО ДСК-2, и с 14.07.1993 по 09.09.2002 электрогазосварщиком 4-6 разряда АООТ «Красная Заря».
После регистрации истца в системе персонифицированного учета 21.09.1997 в сведениях, переданных работодателем, отсутствуют данные об особых условиях его работы, сведений о занятии истца на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также автоматических машинах с применением флюсов, содержащие вредные вещества не ниже 3 класса опасности истцом не представлено.
30.01.1989 истцу выдан аттестат, об окончании курсов ВСПТУ-72 по профессии ручная сварка металлоконструкций.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно, с учетом представленных доказательств, пришел к выводу, что истцом не представлено доказательств, наличия у него права на назначение пенсии досрочно, поскольку в трудовой книжке не указан характер сварки, однако указаны цеха и отделы, в которых он работал.
В силу Списка № 2 действующего с 01.01.1992, электрогазосварщики, должны документально подтвердить их занятость в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Истцом таких доказательств представлено не было. Согласно архивным документам, которые представлены за период с 1991-1996 годов, истец значится работающим электрогазосварщиком на участке сантехнический, цех 125, электрогазосварщики в теплосантехническом цехе заняты постоянно 100% рабочего времени на резке и ручной сварке. Согласно личной карточке истца в период работы с 14.07.1993 истец работал в цехе 125 по 30.09.1994, в период с 01.10.1994 ар 31.07.1999 истец работал в цехе 199, отсутствуют сведения, что в цехе 199 истец работал электрогазосварщиком ручной сварки, т.е. истцом не представлено доказательств, его работы электрогазосварщиком ручной сварки с 01.10.1994 по 09.09.2002 ручной сварки, обязанность по предоставлению указанных доказательств о характере работы, т.к. данные обстоятельства имеют значение для возникновения права на назначение пенсии досрочно, лежит на истце, также такие сведения отсутствуют в персонифицированных сведениях в отношении истца, представленных работодателем с период с 1997 по 2002 года.
С учетом изложенного суд обоснованно пришел к выводу, что у истца не возникло право на получение пенсии досрочно в 55 лет, поэтому в 50 лет он не может быть признан предпенсионером и ему не подлежит выдаче указанная справа, отказ УПФР является обоснованным, поскольку согласно имеющихся у ответчика документов отсутствуют сведения о работе истца не менее 12 лет 6 месяцев в особых условиях, дающих право для назначения пенсии досрочно.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, являвшихся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, оспаривание выводов суда об установленных им обстоятельствах без достаточных оснований, а потому не может быть положены в основу отмены решения суда.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба также не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Курбатова Э.В.