НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 23.06.2022 № 33А-3267/2022

Дело № 33а-3267/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

23 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Павлова О.Н.,

судей Морозовой С.Г., Астапенко А.С.,

при секретаре Кирьяновой В.М.,

рассмотрела административное дело № 2а-4639/2022 (УИД 47RS0004-01-2021-014404-06) по апелляционной жалобе административного ответчика Литвинской Жанны Владимировны на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 4 февраля 2022 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №2 по Ленинградской области к Литвинской Жанне Владимировне о взыскании обязательных платежей и санкций.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Павловой О.Н., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

МИФНС России №2 по Ленинградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Литвинской Ж.В. о взыскании взыскать налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ: налога в размере 153862 руб. и пени в размере 3741 руб. 67 коп.; страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017: налога в размере 146 руб. 27 коп., пени в размере 38 руб. 50 коп.; страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная до 01.01.2017: налога в размере 5840 руб., пени в размере 78 руб. 45 коп.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017): налога в размере 26545 руб., пени в размере 356 руб. 59 коп.; транспортного налога с физических лиц в размере 1533 руб., пени в размере 4 руб. 64 коп., на общую сумму 192146 руб. 12 коп.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Литвинская Ж.В. является плательщиком транспортного налога за 2016 год, так как на ее имя зарегистрировано транспортное средство Мерседес-Бенц Е200 CGI, г.р.з. С 416 КА 89, с 16.08.2016, плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2016, 2018 года, налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ за 2017-2018 года, так как в период с 10.07.2014 по 24.07.2020 являлась адвокатом. В установленные сроки Литвинская Ж.В. не осуществила оплату соответствующих взносов, налога, что привело к образованию недоимки. Поскольку в установленные сроки оплата налога не произведена, то налоговый орган начислил сумму пени. Административному ответчику направлялось требование, оплата по которому не произведена.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 04.02.2022 административные исковые требования МИФНС России №2 по Ленинградской области удовлетворены. Суд взыскал с Литвинской Ж.В.:

в доход бюджета города Лабытнанги Ямало-Ненецкого Автономного округа налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ за 2017-2018 года в размере 153862 руб. и пени в размере 3741 руб. 67 коп.;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год в размере 146 руб. 27 коп. и пени в размере 38 руб. 50 коп.;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год в размере 5840 руб. и пени в размере 78 руб. 45 коп.;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 26545 руб. и пени в размере 356 руб. 59 коп.;

в доход бюджета города Лабытнанги Ямало-Ненецкого Автономного округа транспортный налог за 2016 год в размере 1533 руб. и пени в размере 4 руб. 64 коп.,

а также в доход бюджета МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области госпошлину в сумме 5042 руб. 92 коп.

Не согласившись с решением суда, Литвинская Ж.В. подала жалобу, в которой просит решение суда от 04.02.2022 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что она не была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, поскольку получение почтовой корреспонденции не представлялось возможным ввиду её болезни в период с 27.11.2021 по 24.12.2021, что подтверждается листком нетрудоспособности. Кроме того, административный ответчик указывает, что в спорный период проживала в г.Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа, в связи с чем правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением обладает МИФНС по Ямало-Ненецкому автономному округу, а не МИФНС №2 по Ленинградской области.

Административный ответчик Литвинская Ж.В. в судебное заседание явилась, апелляционную жалобу поддержала.

Представитель административного истца МИФНС №2 по Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Определив на основании ч. 1 ст. 307 КАС РФ с учетом положений ч.ч.8 и 9 ст. 96 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного истца, выслушав административного ответчика, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из положений ч. 1 ст. 286 КАС РФ следует, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно п. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, в частности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций (пункт 6 статьи 289 КАС РФ).

Исходя из положений п. 1 ст. 48 НК РФ правом обратиться в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей обладает налоговый орган, направивший требование об их уплате, а в случае снятия налогоплательщика с учета в налоговом органе, направившем это требование - налоговый орган по месту жительства физического лица.

Налоговым органом по месту жительства административного ответчика является МИФНС России №2 по Ленинградской области, таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки доводам апелляционной жалобы административный истец обладал необходимыми полномочиями для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

При этом судебная коллегия отмечает, что обязательные платежи взыскиваются не в пользу налогового органа, а в соответствующий бюджет, в этой связи предъявление заявления о взыскании налога МИФНС России №2 по Ленинградской области не препятствует зачислению налога в соответствующий бюджет с соблюдением требований НК РФ.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

В силу п. 2 ст. 227 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.

Согласно п.3 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

Начисление и расчет задолженности по страховым взносам до 01.01.2017 регулировался нормами Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фондРоссийскойФедерации, Фонд социального страхованияРоссийскойФедерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В соответствии с положениями ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Понятия расчетного периода и в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», и в ст. 423 НК РФ аналогичны.

Согласно п.1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Статьей 16 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхованияРоссийскойФедерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действующего до 01.01.2017, установлено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанных в п. 2 ч.1 ст. 5 указанного Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 432 НК РФ, в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (п. 2 абзац 3).

В силу положений п.п. 1, 2 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

На основании п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.

На основании п.5 ст.432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Как видно из материалов дела, Литвинская Ж.В. является плательщиком транспортного налога за 2016 год, так как на ее имя зарегистрировано транспортное средство Мерседес-Бенц Е200 CGI, , с 16.08.2016, а также является плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2016, 2018 года, налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ за 2017-2018 года, поскольку в период с 10.07.2014 по 24.07.2020 административный ответчик являлась адвокатом.

Исходя из вышесказанного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Литвинская Ж.В., являясь адвокатом, должна была самостоятельно исчислить сумму, подлежащую к оплате в счет погашения суммы страховых взносов за 2016, 2017, 2018 года.

В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщику направлялось налоговое уведомление №79136577 от 22.09.2017 со сроком уплаты до 01.12.2017 на оплату, в том числе, транспортного налога.

В соответствии со статьей 70 НК РФ налогоплательщику направлялось требование №13214 по состоянию на 13.12.2017 о добровольном погашении недоимки, в том числе транспортного налога, со сроком уплаты до 24.01.2018; требование №7936 по состоянию на 18.03.2019 о добровольном погашении недоимки, в том числе страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017, пени по страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 со сроком уплаты до 16.04.2019; требование №24714 по состоянию на 22.07.2019 о добровольном погашении недоимки, в том числе налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ, со сроком уплаты до 30.08.2019; требование №15239 по состоянию на 22.06.2020 о добровольном погашении недоимки, в том числе: налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017, пени по страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017, со сроком уплаты до 31.07.2020; требование №26235 по состоянию на 10.09.2020 о добровольном погашении недоимки, в том числе: налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017, пени, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017, пени, по страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017, со сроком уплаты до 09.10.2020.

Расчет налога и пеней судом первой инстанции проверен и признан верным, административным ответчиком не оспаривается.

Данные требования направлены административному ответчику посредством личного кабинета налогоплательщика.

В связи с тем, что Литвинская Ж.В. требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке административный истец обратился к мировому судье судебного участка №86 Всеволожского муниципального района Ленинградской области с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Литвинской Ж.В. о взыскании недоимок по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ,; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017); по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017.

09.04.2021 мировым судьей судебного участка № 86 Всеволожского муниципального района Ленинградской области вынесен судебный приказ по делу № 2а-1094/2021 о взыскании с Литвинской Ж.В. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере и пени, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени, по налогу на доходы физических лиц и пени.

13.05.2021 судебный приказ отменен в связи с поступившими от Литвинской Ж.В. возражениями.

15.11.2021 МИФНС России №2 по Ленинградской области обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с заявлением о взыскании недоимки.

В суде апелляционной инстанции Литвинской Ж.В. заявлено о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с иском о взыскании недоимки по налогу на доходы за 2017-2018 г.г. и пени, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 и 2018г.г. и пени, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 г. и пени, по транспортному налогу за 2016 г. и пени.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Порядок исчисления срока обращения в суд в порядке искового производства с учетом ранее использованного способа взыскания задолженности закреплен в пункте 3 статьи 48 НК РФ, в соответствии с которым требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с частью 2 статьи 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Исходя из статей 92, 93 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало. Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.

Принимая во внимание, что 13.11.2021 и 14.11.2021 являлись нерабочими днями, судом первой инстанции сделан правильный вывод о соблюдении налоговым органом срока на обращение в суд по требованиям о взыскании с Литвинской Ж.В. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере и пени, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени, по налогу на доходы физических лиц и пени.

Между тем, как видно из материалов дела, документов, подтверждающих обращение административного истца с заявлением о вынесении судебного приказа для взыскания с Литвинской Ж.В. недоимки по транспортному налогу и пени за 2016 г., ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено, несмотря на направление в адрес МИФНС России №2 по Ленинградской области соответствующего судебного запроса.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отсутствие судебного приказа о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за 2016 г., пени и, следовательно, определения об отмене такого судебного приказа свидетельствует о несоблюдении налоговым органом установленного законом шестимесячного срока на обращение в суд с указанными исковыми требованиями.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм процессуального права.

Судом первой инстанции при принятии решения такие нарушения допущены, в связи с чем судебный акт подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований о взыскании с Литвинской Ж.В. недоимки по транспортному налогу за 2016г. и пени.

Вместе с тем, с учетом требований п. 2 ч. 2 ст. 290 КАС РФ к содержанию резолютивной части решения суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций отмена решения Всеволожского городского суда Ленинградской области от 04.02.2022 в части удовлетворения требований МИФНС России №2 по Ленинградской области о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 г. и пени влечет и необходимость изменения судебного акта, указав в резолютивной части место жительства лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность по налогам и пени, и общий размер подлежащей взысканию с административного ответчика денежной суммы.

Применительно к положениям ч.3 ст.111 КАС РФ, пп.1 п.1 ст.333.19, пп.8 п.1 ст.333.20 НК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета (абз.9, 10 п.2 ст.61.1 БК РФ) подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная исходя из суммы удовлетворенных административных исковых требований.

Приходя к данным выводам, судебная коллегия критически оценивает доводы административного ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, о ее ненадлежащем извещении судом первой инстанции о времени и месте судебного заседания, поскольку они опровергаются материалами дела.

В соответствии со ст. 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

В соответствии с ч. 3 ст. 96 КАС РФ лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд.

Судом в адрес регистрации административного ответчика по месту жительства: Ленинградская область, Всеволожский район, г. Кудрово, ул. Столичная, д. 6, корп. 3, кв. 283, посредством почтовой связи направлялась судебная повестка на 04.02.2022, однако, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 18864070427285, судебная корреспонденция возвращена в суд в связи с истечением сроков хранения.

В силу положений ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.

Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Изложенные правила подлежат применению, в том числе, к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).

Риск неполучения судебной корреспонденции, направляемой по адресу регистрации гражданина, связанный с отсутствием адресата по указанному адресу или с фактической переменой места жительства, несет сам гражданин.

При этом судебная коллегия считает несостоятельной ссылку административного ответчика о невозможности получения судебного извещения в организации почтовой связи, учитывая, что период временной нетрудоспособности Литвинской Ж.В. с 09.12.2021 по 21.12.2021 не совпадает с датами поступления судебного извещения в организацию почтовой связи по месту жительства административного ответчика (13.01.2022), неудачной попыткой вручения адресату (14.01.2022) и возврата отправителю из-за истечения срока хранения (21.01.2022).

Таким образом, судом первой инстанции заблаговременно направлено извещение о дате и времени судебного заседания.

В свою очередь, факт неполучения административным ответчиком судебной корреспонденции, не свидетельствует о несоблюдении установленной процедуры уведомления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 4 февраля 2022 года в части взыскания с Литвинской Жанны Владимировны в доход бюджета города Лабытнанги Ямало-Ненецкого Автономного округа транспортного налога за 2016 год в размере 1533 рубля, пени в размере 4 рубля 64 копейки – отменить.

Принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в указанной части.

В остальной части решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 4 февраля 2022 года изменить.

Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:

Взыскать с Литвинской Жанны Владимировны, <адрес>, в доход бюджета города Лабытнанги Ямало-Ненецкого Автономного округа налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ за 2017-2018 года в размере 153862 рублей, пени в размере 3741 рубль 67 копеек.

Взыскать с Литвинской Жанны Владимировны, <адрес>, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год в размере 146 рублей 27 копеек, пени в размере 38 рублей 50 копеек.

Взыскать с Литвинской Жанны Владимировны, <адрес>, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год в размере 5840 рублей, пени в размере 78 рублей 45 копеек.

Взыскать с Литвинской Жанны Владимировны страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 26545 рублей, пени в размере 356 рублей 59 копеек.

Общий размер подлежащей взысканию недоимки по налогам и пени составляет 190608 (сто девяносто тысяч шестьсот восемь) рублей 48 копеек.

Взыскать с Литвинской Жанны Владимировны в доход бюджета муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области государственную пошлину в размере 5012 (пять тысяч двенадцать) рублей 17 копеек.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Береза С.В.

Апелляционное определение в окончательном виде изготовлено 05 июля 2022 года