НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 10.12.2020 № 33А-6977/20

Дело № 33а-6977/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Санкт-Петербург 10 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Муратовой С.В.,

судей Григорьевой Н.М., Рябинина К.В.,

при ведении протокола помощником судьи Дремовой Ю.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Вайсеро Людмилы Федоровны на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16 июля 2020 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Брянской области к Вайсеро Людмиле Федоровне о взыскании задолженности по налогам и пени

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Муратовой С.В., лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

МИФНС России № 7 по Брянской области обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с административного ответчика недоимку по земельному налогу за 2014-2015-2016 года в сумме 1142 руб., пени в размере 81,43 руб. В обоснование требований указав, что в 2014-2016 годах административному ответчику на праве собственности принадлежат два земельных участка (по адресу: <адрес>), облагаемые налогом, а, следовательно, она является налогоплательщиком земельного налога.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16 июля 2020 года заявленные требования удовлетворены, суд взыскал Вайсеро Людмилы Федоровны в пользу МИФНС России №7 по Брянской области сумму неуплаченного земельного налога за 2015, 2016 год в размере 835 руб., пени за период с 01.12.2015 по 31.01.2019 г. в размере 81,43 руб., а также в доход федерального бюджета МО «Всеволожский муниципальный район» государственную пошлину в размере 400 руб.

В апелляционной жалобе Вайсеро Л.Ф. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Лица, участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представитель административного истца представил возражения, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 4 статьи 397 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, установлен не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое, согласно пункту 1 статьи 70 Кодекса, должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно части 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно пункту 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Согласно п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в 2014-2016 годах административному ответчику на праве собственности принадлежат два земельных участка, расположенных по адресу: <адрес> следовательно, он является налогоплательщиком земельного налога.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога за 2014 г. в адрес административного ответчика было направлено требование по состоянию на 04.11.2015 г. со сроком уплаты до 28.01.2016 г.

МИФНС №7 по Брянской области в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление от 29.07.2016 г. об уплате в срок не позднее 01.12.2016 г. суммы земельного налога за 2014-2015 г. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога 01.12.2016 г. в адрес административного ответчика было направлено требование по состоянию на 07.12.2016 г. со сроком уплаты до 17.01.2017 г.

МИФНС №7 по Брянской области в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление от 24.07.2017 г. об уплате в срок не позднее 01.12.2017 г. суммы земельного налога за 2014-2016 г. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога 01.12.2017 г. в адрес административного ответчика было направлено требование по состоянию на 22.07.2017 г. со сроком уплаты до 10.10.2017 г.

МИФНС №7 по Брянской области в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление от 29.08.2018 г. об уплате в срок не позднее 03.12.2018 г. суммы земельного налога за 2014-2016 г. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога 01.12.2018 г. в адрес административного ответчика было направлено требование по состоянию на 19.02.2018 г. со сроком уплаты до 04.04.2018 г.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога 03.12.2018 г. в адрес административного ответчика было направлено требование по состоянию на 01.02.2019 г. со сроком уплаты до 27.03.2019 г.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании. Заявление подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Согласно пункту 2 этой же статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Определением мировым судьей судебного участка №13 Всеволожского района Ленинградской области от 19.08.2019 г. отменен судебный приказ о взыскании с Вайсеро Л.Ф.. задолженности по земельному налогу за 2015-2017 года в размере 1670 руб., пени в размере 89,45 руб. (за период с 02.10.2015 г. по 31.01.2019 г.).

В суд с административным исковым заявлением административный истец обратился 31.01.2020 г., направив его в суд заказным письмом.

По существу предъявленных МИФНС №7 по Брянской области требований административный ответчик возражает, заявила о пропуске срока исковой давности по уплате недоимок за 2014, 2015, 2016, 2017 г.г., а также указала, что является пенсионером, инвалидом второй группы, ветераном труда и ребенком ВОВ, и согласно действующему законодательству, имеет право платить налоги только за один участок из двух. Также пояснила, что участок в Брянской области принадлежит ей на праве собственности, но она им не пользуется и поэтому не платит земельный налог за этот участок.

Суд первой инстанции признал обоснованными доводы административного ответчика о пропуске установленного законодательством срока подачи административного искового заявления в части взыскания земельного налога за 2014 г. в размере 307 руб.

Согласно действующему законодательству, пенсионер, получающий пенсию на основании законодательства Российской Федерации или другого государства, освобождается от уплаты налога на имущество, если имеет в собственности (ст. 401, пп. 10 п. 1, п. 4 ст. 407 НК РФ; Письмо ФНС России от 09.01.2017 N БС-4-21/48@): жилой дом, часть жилого дома; квартиру, часть квартиры, комнату; гараж или машино-место; помещения, используемые в качестве творческих мастерских, ателье, студий, негосударственных музеев, галерей, библиотек; хозяйственные строения, площадь которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС.

Льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида. Если, например, у пенсионера в собственности имеется квартира, дом и гараж, он освобождается в полном объеме от уплаты налога на имущество. А если пенсионер имеет три квартиры и дом, то он имеет право на льготу при уплате налога за дом, а также только за одну из квартир (п. 3 ст. 407 НК РФ).

Для применения льготы пенсионер может не представлять заявление в налоговый орган, льгота будет ему предоставлена на основании имеющихся у налогового органа сведений (п. 9.4 ст. 85, абз. 4 п. 6 ст. 407 НК РФ; Информация ФНС России).

Вместе с тем пенсионер не лишен права представить заявление о предоставлении льготы непосредственно в любой налоговый орган, через МФЦ (при наличии соответствующего соглашения между МФЦ и налоговым органом) или через сервис "Личный кабинет налогоплательщика". По желанию к заявлению можно приложить документы, подтверждающие право на льготу, а также содержащие сведения о виде, разрешенном использовании недвижимости.

Если пенсионер является собственником нескольких объектов налогообложения, он не позднее 31 декабря календарного года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого применяется налоговая льгота, представляет в налоговый орган (в том числе через МФЦ) уведомление с указанием объекта налогообложения каждого вида, в отношении которого будет применяться налоговая льгота. При отсутствии такого уведомления освобождение предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимально исчисленной суммой налога к уплате (п. 7 ст. 407 НК РФ; п. 2 Приложения к Приказу ФНС России от 17.08.2017 N СА-7-17/615@).

Доказательств обращения в налоговую инспекцию за получением вышеуказанных льгот или уплаты задолженности по налогу на имущество административным ответчиком суду не предоставлено, равно как не представлено и доказательств наличия задолженности перед налоговым органом в ином размере.

В связи с чем, суд первой инстанции признал обоснованными заявленные требования.

Согласно статье 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога; пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку имеется задолженность по оплате налога, административным истцом обоснованно начислены пени на сумму задолженности.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

(судья Дмитриева Д.Е.)