НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 08.12.2020 № 33-6586/20

Дело

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 8 декабря 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Тумашевич Н.С.,

судей Нестеровой М.В., Пономаревой Т.А.,

при секретаре Максимчуке В.И.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Кондратенко Татьяны Васильевны на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 31 августа 2020 года по гражданскому делу № 2-407/2020, которым удовлетворены исковые требования Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области к Кондратенко Татьяне Васильевне о взыскании незаконно полученных сумм.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., объяснения представителя Кондратенко Т.В. – адвоката Кузнецовой К.И., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области – Сосновской А.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, обратилось в суд с иском о взыскании с ответчика Кондратенко Т.В. незаконно полученной суммы страховой пенсии по старости за период с 21 октября 2002 года по 31 марта 2019 года в размере 1 274 678 рублей 68 копеек и суммы единовременной выплаты в размере 4 999 рублей 85 копеек за январь 2017 года, а всего: 1 279 678 рублей 53 копеек.

В обоснование заявленных требований указано, что 21 октября 2002 года ответчик Кондратенко Т.В. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В заявлении, анкете-обязательстве от 21 октября 2002 года ответчик указала, что пенсия по другому основанию или от другого ведомства ей не назначалась. Страховая пенсия по старости была назначена ответчику с 21 октября 2002 года и выплачивалась до 31 марта 2019 года. В связи с выявлением факта множественности регистрации, а именно: двух номеров индивидуального лицевого счета застрахованного лица Кондратенко Татьяны Васильевны (СНИЛС и ) истцом было обнаружено получение пенсии ответчиком в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края. 05 апреля 2019 года истцом направлен запрос о подтверждении факта получения пенсии и иных социальных выплат ответчиком. 11 апреля 2019 года УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края направило в адрес истца справку о том, что Кондратенко Т.В. (СНИЛС ) состоит у них на учете и на основании заявления от 04 ноября 1996 года ей назначена пенсия по выслуге лет в соответствии со ст. 80 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР».

В связи с несообщением ответчиком о получении ею пенсии в УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края образовалась переплата пенсии за период с 21 октября 2002 года по 31 марта 2019 года в размере 1 274 678 рублей 68 копеек и переплата единовременной выплаты в размере 4 999 рублей 85 копеек за январь 2017 года, а всего: 1 279 678 рублей 53 копейки.

23 апреля 2019 года истцом истребовано выплатное дело Кондратенко Т.В., пенсия выплачена ответчику по апрель 2019 года. С 01 мая 2019 года выплата пенсии ответчику производится по выплатному делу, поступившему из УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края.

Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 31 августа 2020 года исковые требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Призерском районе Ленинградской области к Кондратенко Татьяне Васильевне о взыскании незаконно полученных сумм удовлетворены.

Суд взыскал с Кондратенко Татьяны Васильевны в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области незаконно полученную сумму страховой пенсии по старости за период с 21 октября 2002 года по 31 марта 2019 года в размере 1 274 678 рублей 68 копеек и сумму единовременной выплаты в размере 4 999 рублей 85 копеек за январь 2017 года, а всего: 1 279 678 рублей 53 копейки.

Ответчик Кондратенко Т.В. не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного решения, представила апелляционную жалобу, в которой просит об отмене постановленного решения.

В обоснование доводов жалобы указывает на пропуск срока исковой давности пенсионным органом.

Указывает на то, что при оформлении пенсии в УПФР Приозерского района Ленинградской области предоставила паспорт, трудовую книжку (ВТ-1 ), содержащую сведения обо всей трудовой деятельности за период с 01 сентября 1966 года по день обращения, заполнила заявление о запросе пенсионного дела.

24 октября 2002 г. истцом ГУ УПФР РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области был направлен запрос № 137 о предоставлении данных о дате регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования.

Пенсионные выплаты начали поступать ответчику в марте 2003 года, то есть спустя 5 месяцев с даты подачи заявления.

Указывает на то, что СНИЛС в Приморском крае РФ на руки не получала, заявление о смене СНИЛС в связи со сменой фамилии или по иным основаниям не подавала.

Обращаясь к истцу по вопросу пенсионных выплат, предъявила СНИЛС, который был ей выдан работодателем на территории Ленинградской области.

УПФР России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области при обращении работодателя по вопросу предоставления номера СНИЛС в отношении Кондратенко Т.В., в силу его полномочий и компетенции, должно было сверить данные подателя жалобы (ФИО, номер паспорта, кем и когда выдан, адрес регистрации и иными данными) в общей базе УПФР России, что сделано не было.

УПФР Приозерского района Ленинградской области не осуществлялся контроль при выплате пенсии Кондратенко Т.В. на протяжении длительного периода с 21 октября 2002 года по 31 марта 2019 года.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области представило письменные возражения, в которых просит решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 31 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В отсутствие возражений представителя Кондратенко Т.В. – адвоката Кузнецовой К.И., представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области – Сосновской А.А., суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 21 октября 2002 года Кондратенко Т.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Приозерском районе Ленинградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В заявлении от 21 октября 2002 года и анкете-обязательстве от 21 октября 2002 года Кондратенко Т.В. указала, что пенсия по другому основанию или от другого ведомства ей не назначалась.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Приозерском районе Ленинградской области №178 от 21 февраля 2003 года Кондатенко Т.В. назначена страховая пенсия по старости с 21 октября 2002 года, которая выплачивалась до 31 марта 2019 года.

02 апреля 2019 года из ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в адрес истца поступило сообщение о выявлении факта множественности регистрации, а именно двух номеров индивидуального лицевого счета застрахованного лица Кондратенко Татьяны Васильевны, 21.10.1947 года рождения: СНИЛС и .

05 апреля 2019 года истцом направлен запрос в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края с просьбой предоставить сведения о получении ответчиком пенсии и иных социальных выплат.

Согласно справки УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края Кондратенко Т.В., СНИЛС , состоит на учете в УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края и на основании заявления от 04 ноября 1996 года с 01 апреля 1999 года является получателем пенсии по выслуге лет в соответствии со ст. 80 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ.

23 апреля 2019 года истцом истребовано выплатное дело Кондратенко Т.В., пенсия выплачена ответчику по апрель 2019 года и с 01 мая 2019 года выплата пенсии производится по выплатному делу Кондратенко Т.В., поступившему из УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края.

17 апреля 2019 года истцом составлен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии №100 за период с 21 октября 2002 года по 31 марта 2019 года в размере 1 274 678 рублей 68 копеек и суммы единовременной выплаты в размере 4 999 рублей 85 копеек за январь 2017 года. В адрес ответчика направлено сообщение об образовавшейся переплате. На момент обращения истца в суд незаконно полученные суммы ответчиком на счет истца не перечислены.

В ходе рассмотрения дела ответчиком заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области о взыскании с Кондратенко Т.В. излишне выплаченных денежных средств, суд первой инстанции сослался на положения пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статью 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и исходил из того, что Кондратенко Т.В. при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости скрыла от пенсионного органа факт получения ею пенсии за выслугу лет, что лишало ее права на получение трудовой пенсии по старости и единовременных выплат, в связи с чем пришел к выводу о том, что Кондратенко Т.В., действуя недобросовестно, в период с 21 октября 2002 года по 31 марта 2019 года незаконно получала пенсию по старости и единовременно начисляемую пенсионерам выплату.

Суд первой инстанции отклонил заявление Кондратенко Т.В. о применении к исковым требованиям Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области установленного пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срока исковой давности, указав, что данный срок истцом не пропущен, поскольку о факте незаконной выплаты Кондратенко Т.В. трудовой пенсии по старости, незаконного осуществления ей единовременной выплаты пенсионному органу стало известно лишь 2 апреля 2019 года, в суд с настоящим иском пенсионный орган обратился 3 февраля 2020 года, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности.

Судебная коллегия не может согласиться с приведенным выводом, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделан с существенным нарушением норм процессуального права.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.

На дату принятия пенсионным органом решения о назначении Кондратенко Т.В. трудовой пенсии по старости (21.10.2002 года) основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ определено, что необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.

Выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается, в том числе в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) вследствие обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы (подпункт 3 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

В Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившем в силу с 1 января 2015 г., закреплены аналогичные положения, определяющие порядок истребования у обратившегося за назначением пенсии гражданина документов для назначения страховой пенсии, а также устанавливающие обязанность пенсионера предоставлять достоверные сведения при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии и сообщать о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера страховой пенсии и прекращение выплаты страховой пенсии по причине утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (пункт 3 части 1 статьи 25, часть 7 статьи 21, часть 5 статьи 26 названного закона).

На дату принятия пенсионным органом решения о назначении Кондратенко Т.В. трудовой пенсии по старости (21.10.2002 г.) порядок обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости, долей страховой части трудовой пенсии по старости) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению, рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений был урегулирован Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб (далее также - Правила). Эти правила действовали до 1 января 2015 г. и были признаны утратившими силу в связи с изданием приказа от 11 декабря 2014 г. Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 1027н, Пенсионного фонда Российской Федерации N 494п "О признании утратившими силу некоторых нормативных актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 6 Правил граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию (пункт 7 Правил).

При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии (подпункты 4, 5 пункта 11 Правил).

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях (пункт 12 Правил).

Пунктом 13 Правил было предусмотрено, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

Сходные нормативные положения закреплены в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н, вступивших в силу с 1 января 2015 г. и действующих в настоящее время (пункты 3, 18, подпункт "г" пункта 20, пункты 22, 23 названных правил).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на трудовую пенсию по старости имели женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Назначение и выплата трудовой (страховой) пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление о назначении пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов и юридических лиц, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов. При этом на гражданина, обратившегося в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, возлагается обязанность представлять достоверные сведения в подтверждение права на указанную пенсию пенсионному органу, а после принятия пенсионным органом решения о назначении гражданину пенсии - безотлагательно извещать пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

Основанием для прекращения выплаты трудовой (страховой) пенсии является, в том числе утрата пенсионером права на назначенную ему трудовую (страховую) пенсию по старости вследствие обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение пенсии по старости без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося пенсией по старости в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы пенсии подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.

Суд первой инстанции, делая вывод о взыскании с Кондратенко Т.В. полученных ею неосновательно сумм пенсии по старости и единовременной выплаты учел приведенные выше нормы материального права, регулирующие спорные отношения, указав на то, что ответчик, действуя недобросовестно, являясь с 4 ноября 1996 года получателем пенсии по выслуге лет на основании решения УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края, указанные сведения истцу не сообщила, в связи с чем возникла переплата по пенсии и федеральной доплате к пенсии.

Вместе с тем с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения срока исковой давности судебная коллегия согласиться не может.

Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.

По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу своих компетенций и полномочий должно было узнать о таком нарушении права.

Для решения вопроса об исчислении срока исковой давности по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области о взыскании излишне выплаченных денежных средств суду необходимо было установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда пенсионный орган узнал или должен был узнать о нарушении Кондратенко Т.В. предусмотренных нормативными правовыми актами условий, связанных с назначением и выплатой ей пенсии по старости и единовременной выплаты, в данном случае о том, что Кондратенко Т.В. является получателем пенсии за выслугу лет как педагогический работник, что, по мнению пенсионного органа, влечет прекращение выплаты ей пенсии по старости.

При этом начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у пенсионного органа права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.

Определяя начало течения срока исковой давности по заявленным пенсионным органом требованиям, суд в качестве начальной точки отсчета давностного срока указал 2 апреля 2019 года – дату поступившего сообщения о выявлении факта множественности регистрации, а именно: двух номеров индивидуального лицевого счета застрахованного лица Кондратенко Татьяны Васильевны (СНИЛС и ). Истцом было обнаружено получение пенсии ответчиком в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края.

05 апреля 2019 года истцом направлен запрос о подтверждении факта получения пенсии и иных социальных выплат ответчиком.

11 апреля 2019 года УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу Приморского края направило в адрес истца справку о том, что Кондратенко Т.В. (СНИЛС ) состоит у них на учете и на основании заявления от 04 ноября 1996 года ей назначена пенсия по выслуге лет в соответствии со ст. 80 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР».

Вместе с тем согласно положениям пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации для установления начала течения срока исковой давности должны приниматься во внимание не только день, когда истцу стало известно о нарушении своего права, в данном случае о предполагаемом нарушении Кондратенко Т.В. требований нормативных правовых актов, регулирующих отношения по пенсионному обеспечению, но и день, когда истец в силу своих компетенции и полномочий должен был об этом узнать.

Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает, в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств.

Нормативные положения, определяющие полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации по контролю за правильным и рациональным расходованием его бюджета, суду первой инстанции необходимо было учитывать во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности, о применении которой было заявлено ответчиком Кондратенко Т.В. при разрешении вопроса об исчислении срока исковой давности по настоящему иску.

Как приведено выше только 05 апреля 2019 года истцом направлен запрос о подтверждении факта получения пенсии и иных социальных выплат ответчиком.

Доказательств невозможности выполнения возложенных на пенсионный орган функций по контролю за правильным и рациональным расходованием его бюджета в виде запроса в соответствующих органах и организациях сведений, позволяющих проверить достоверность имеющейся у пенсионного органа информации, касающейся пенсионеров, а при поступлении соответствующей информации о возможном отсутствии у гражданина права на получение пенсии по старости - приостановить ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты пенсионным органом пенсии по старости, не представлено.

Как видно из материалов дела Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области не осуществлялся контроль при выплате пенсии по старости Кондратенко Т.В. на протяжении длительного периода.

Принимая во внимание компетенцию и полномочия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области, в том числе по обеспечению информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями, обращение в суд с иском только в феврале 2020 года, судебная коллегия полагает подлежащей взысканию переплату по страховой пенсии по старости Кондратенко Т.В. с учетом трехлетнего срока исковой давности за период с 1 февраля 2017 года по 31 марта 2019 года в размере 332 121 рублей 64 коп. (13 652,21х3+12 742,73х5+12 925,76х7+12 465,48х9+ 12 436,36х2).

При таких обстоятельствах решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 31 августа 2020 года подлежит изменению в части периода взыскания и размера взыскания денежных средств.

Руководствуясь ч.1 ст.327.1, п.2 ст. 328, ч.1 ст.329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 31 августа 2020 года изменить в части периода взыскания и размера взысканных денежных средств.

Взыскать с Кондратенко Татьяны Васильевны в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области незаконно полученную сумму страховой пенсии по старости за период с 1 февраля 2017 года по 31 марта 2019 года в размере 332 212 рублей 64 копеек.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Кондратенко Татьяны Васильевны – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

судья: Матросова О.Е.