Дело № 33а-5563/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 6 сентября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Астапенко С.А.
судей Муратовой С.В. и Ночевника С.Г.
при секретаре Гринь Н.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Учреждения «Дачно-эксплуатационная контора «Орехово-Северное» на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 5 июня 2018 года о ликвидации, исключении из ЕГРЮЛ некоммерческой организации.
В заседании приняли участие:
ФИО4 – представитель от административного истца Управления Минюста по Ленинградской области;
ФИО5, ФИО6 - представители от административного ответчика Дачно-Эксплуатационной конторы «Орехово-Северное»;
ФИО7 – представитель от заинтересованных лиц дачного потребительского кооператива «Дружба» и дачного потребительского кооператива «Возрождение»;
ФИО8 - представитель от заинтересованного лица дачного потребительского кооператива № 1 Петроградского района.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., выслушав участвующих в деле лиц и их представителей, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Управление Минюста России по Ленинградской области обратилось в Приозерский городской суд с иском к Учреждению «Дачно-эксплуатационная контора Орехово-Северное», в котором просило: ликвидировать Учреждение «Дачно-эксплуатационная контора Орехово-Северное» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование требований административного иска указывалось, что Управлением Минюста России по Ленинградской области выявлены неоднократные и грубые нарушения, допущенные Учреждением «Дачно-эксплуатационная контора Орехово-Северное».
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Единый государственный реестр юридических лиц 02.06.2010 года внесена запись № содержащая сведения об Учреждении «Дачно-эксплуатационная контора Орехово-Северное», его адресе, директоре, идентификационном номере налогоплательщика.
20.10.2016 г. Учреждением «Дачно-эксплуатационная контора Орехово-Северное» в ответ на предупреждение Управления Минюста России по Ленинградской области от 03.08.2016 № 47/02-3509 представлены отчеты по формам № за 2013, 2014, 2015 годы. Соответствующую информацию о своей деятельности за 2016 год в установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года №212 срок, а именно не позднее 15 апреля административный ответчик не представил, что является нарушением положений пунктов 3, 3.1 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).
На информационном портале отчеты (сообщения) Учреждения «Дачно-эксплуатационная контора Орехово-Северное» за 2016 год не опубликованы.
В соответствии с п.3 ст.54 в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. В ЕГРЮЛ содержаться следующие сведения об адресе Учреждения «Дачно-эксплуатационная контора Орехово-Северное»: <адрес>
Вместе с тем устав Учреждения «Дачно-эксплуатационная контора Орехово-Северное» содержит следующие сведения об адресе: <адрес> что не соответствует данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, поскольку сведения об адресном объекте «улица» в ЕГРЮЛ отсутствуют. Документы для приведения в соответствие сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, и сведений, содержащихся в уставе Учреждения до настоящего времени в адрес административного истца не представлены.
По фактам выявленных нарушений Управлением вынесено в адрес Учреждения предупреждение от 14.12.2016 № 47/01-6294. Однако предупреждение Управления Учреждением не исполнено, выявленные нарушения в установленный срок до 27.02.2017 года не устранены. В связи с неустранением выявленных нарушений Управлением вынесено повторное предупреждение от 22.03.2017 года № 47/02-1266, которое Учреждением также не исполнено, выявленные нарушения в установленный срок до 01.06.2017 года не устранены.
Управление полагает, что характер допущенных Учреждением нарушений законодательства и вызванные ими последствия являются существенными и неустранимыми. Восстановление законности возможно только путем ликвидации Учреждения в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов.
Определением Приозерского городского суда от 13.02.2018 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ДПК «Орехово-Южный», ДПК «Возрождение», ДПК «Дружба».
Определением Приозерского городского суда от 14.03.2018 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ДПК «Адмиралтеец», ДПК «Борки», ДПК «Василеостровец», ДПК «Дом ученых», ДПК «Кировский», ДПК «Маяк», ДПК «Моряк», ДПК «Октябрь», ДПК «Орехово- Северное», ДПК 1 Петроградского района, ДНТ 5 «Петроградец», ДНТ «Свердловец», ДНТ «Смольненское», ДНТ «Энергетик», ДПК «Светлана».
В суде первой инстанции представитель административного истца поддержал заявленные требования, ссылался на то, что административным ответчиком неоднократно допускались нарушения действующего законодательства, регулирующего вопросы деятельности некоммерческой организации, при этом выявленные нарушения носят неустранимый характер, в частности нарушения в адресе организации.
Представитель административного ответчика Учреждение «Дачно-эксплуатационная контора Орехово-Северное» - ФИО6 заявленные требования не признал.
Представитель заинтересованных лиц ДПК «Возрождение», ДПК «Дружба» ФИО7 поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица ДПК "Орехово-Южный" ФИО9 поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица ДПК «Орехово-Северное», ДПК " №1 Петроградского района", ДПК " Адмиралтеец", ДПК "Светлана", ДПК «Борки», ДПК "Дом ученых", ДПК "Моряк", ДПК "Орехово-Северное" Московский район, ДПК "Василеостровец", ДПК "Маяк", ДПК "Октябрь", ДПК "Смольненское", ДНТ "Энергетик", ДПК "Кировский"- ФИО6 заявленные требования не поддержал.
Представитель заинтересованного лица ДПК " №1 Петроградского района" ФИО8 заявленные требования не поддержал.
Представитель заинтересованного лица ДПК "Светлана" ФИО10 заявленные требования не поддержал.
Представитель заинтересованного лица ДПК "Борки" ФИО5 заявленные требования не поддержал.
Представитель заинтересованного лица ДПК "Дом ученых" ФИО11 заявленные требования не поддержала.
Представитель заинтересованного лица ДПК "Моряк" ФИО12 заявленные требования не поддержал.
Представитель заинтересованного лица ДПК "Василеостровец" ФИО13 заявленные требования не поддержал.
Представитель заинтересованного лица ДПК "Октябрь" ФИО14 заявленные требования не поддержал.
Представитель заинтересованного лица ДНП «Свердловец» ФИО15 заявленные требования не поддержал.
Представитель заинтересованного лица ДПК "Петроградец" в судебное заседание не явился.
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Управления Минюста России по Ленинградской области удовлетворено, Учреждение «Дачно-Эксплуатационная контора «Орехово-Северное» (ОГРН № ликвидировано и исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.
Не согласившись с законностью и обоснованностью постановленного судом решения, представителем административного ответчика Учреждение «Дачно-Эксплуатационная контора «Орехово-Северное» подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения – об отказе в удовлетворении заявленных требований. В жалобе поддерживается правовая позиция, изложенная в суде первой инстанции. Указывается, что отчеты о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, по формам № ОН0001, № ОН0002 были опубликованы административным ответчиком в порядке, установленном приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 г. № 252 на информационном портале (http://unro.miniust.ru), в том числе и за 2016 г., а несвоевременная публикация отчетов была связана с принятием 08.04.2017 решения о прекращении полномочий директора Учреждения ФИО16 и назначения на должность директора Учреждения ФИО5
Поскольку отчеты за 2016 год административным ответчиком опубликованы, что подтверждается информацией, размещенной на информационном портале, нарушения сроков публикации не может служить основанием для ликвидации, т.к. в соответствии с информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.
Административным ответчиком 24.02.2017 г. направлено заявление в Управление Минюста России по Ленинградской области с просьбой оказать содействие в привидении в соответствие адреса, указного ЕГРЮЛ, однако Управлением дан ответ, что оказание содействия некоммерческим организациям в урегулировании технических ошибок при формировании выписки из ЕГРЮЛ не предусмотрено.
Кроме того, присвоение адресов, а также переименование и переподчинение адресных объектов относится к компетенции органов местного самоуправление, а внесение изменений в ЕГРЮЛ, а относительно переименованных или переподчиненных адресных объектов, в соответствии приказом ФНС России от 15.01.2015 N ММВ-7-12/6@ (ред. от 29.07.2016) "Об утверждении Перечня технологических процессов ФНС России и их владельцев, а также порядка ведения Перечня технологических процессов ФНС России и Регламента разработки паспортов функций и ведения реестра паспортов функций" относится к компетенции ФНС и входит в перечень осуществляемых ею технологических процессов, следовательно, если адрес был изменен на основании соответствующего постановления органа местного самоуправления, то обязанность по его внесению, на основании указанного постановления лежит на соответствующем подразделении ФНС России.
Административный ответчик получает по адресу всю необходимую корреспонденцию, в ЕГРЮЛ отсутствует запись о недостоверности адреса, поэтому указание в административном иске на неполноту ЕГРЮЛ не может быть основанием для ликвидации административного ответчика.
В постановлении администрации Сосновского сельского поселения Приозерского муниципального района от 10.01.2017 № 4 указывается о присвоении адреса – <адрес> административному зданию, которых у административного ответчика несколько. Однако указанное здание не является местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа административного ответчика и, следовательно, не является адресом административного ответчика.
Податель жалобы полагает, что ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным или последствиям.
Относительно апелляционной жалобы Управлением Минюста по Ленинградской области представлены возражения о несостоятельности ее доводов и законности решения суда.
В суде апелляционной инстанции представители административного ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители от административного истца Управления Минюста по Ленинградской области, от заинтересованных лиц ДПК «Дружба» и ДПК «Возрождение» возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Представитель заинтересованного лица ДПК № 1 Петроградского района просил решение суда отменить по основаниям, указанным в апелляционной жалобе.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Учреждение «Дачно-эксплуатационная контора Орехово-Северное» зарегистрировано 02.06.2010, внесена запись №
Пунктом 3 статьи 32 Закона № 7-ФЗ на некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Закона № 7-ФЗ, предусмотрено, что некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Так, приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» утверждены формы № отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе руководящих органов, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (приложение N 1).
В силу п. 3.1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В соответствии с подп. 2 «а» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В нарушение приведенных законоположений Учреждением «Дачно-эксплуатационная контора Орехово-Северное» в установленный законом срок указанные отчеты не представлены в уполномоченный орган.
Только после получения предупреждения Управления Минюста по Ленинградской области от 03.08.2016 года № 47/02-3509 Учреждением «Дачно-эксплуатационная контора Орехово-Северное» были представлены отчеты по формам № за 2013, 2014, 2015 годы.
При этом соответствующая информация о своей деятельности за 2016 год в установленный законом срок (не позднее 15 апреля) Учреждением не была представлена. Отчет за 2016 год представлен в установленном порядке лишь после обращения административного истца в суд.
В силу п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 52, пп.2, 3 ст. 54 ГК РФ устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения, в том числе, о месте его нахождения, которое определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно п. 7 ст. 32 закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе: адрес юридического лица в пределах нахождения юридического лица; сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения.
По сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, адрес (место нахождения) Учреждения «Дачно-эксплуатационная контора Орехово-Северное» - <адрес>.
Вместе с тем устав Учреждения «Дачно-эксплуатационная контора Орехово-Северное» содержит следующие сведения об адресе: <адрес> что не соответствует сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, поскольку сведения об адресном объекте «улица» в ЕГРЮЛ отсутствуют.
Как следует из предупреждения Управления Минюста по Ленинградской области от 14.12.2016 № 47/02-6294, документы для приведения в соответствие сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, и сведений, содержащихся в уставе Учреждения «Дачно-эксплуатационная контора Орехово-Северное», в Управление не представлены.
Кроме того, в предупреждении обращено внимание на то обстоятельство, что в соответствии с п. 2 ст. 123.21 ГК РФ при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц. Однако устав Учреждения содержит сведения о 18 учредителях.
В предупреждении от 14.12.2016 № 47/02-6294 Учреждению установлен срок для устранения данных нарушений законодательства до 20.02.2017.
Между тем, требования данного предупреждения административного истца не исполнены.
Судебная коллегия соглашается с суждением суда первой инстанции о том, что внесение изменений в устав Учреждения в части указания места нахождения юридического лица повлечет обязанность для данного юридического лица приведения учредительных документов в соответствие с требованиями ГК РФ, в том числе и изменение организационно – правовой формы юридического лица. Уставом Учреждения «Дачно-эксплуатационная контора Орехово-Северное» предусмотрен 100% кворум при решения указанных вопросов. Однако один из учредителей – ДПК «Орехово-Южный» в судебном заседании возражал против преобразования Учреждения.
Нарушения, которые не могут быть устранены законным способом, в частности невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами, являются грубыми (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами").
При таком положении следует признать обоснованным и соответствующим законодательству вывод суда о грубом характере нарушений, допущенных административным ответчиком, устранение которых возможно только путем ликвидации некоммерческой организации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выявленные нарушения не являются существенными, не могут повлечь ликвидацию организации, являются надуманными, так как в силу прямого указания закона такое нарушение, в случае его неоднократного совершения, является самостоятельным основанием для ликвидации (пункт 10 статьи 32 Закона № 7-ФЗ).
Существующее до сегодняшнего дня нарушение требований закона является основанием для ликвидации организации; последняя не предприняла возможные действия для устранения названных нарушений, объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению не приведены; выявленные нарушения не устранены; устранение допущенных нарушений закона без ликвидации некоммерческой организации как юридического лица невозможно.
Доводы административного ответчика о том, что нарушения, включая неполное предоставление сведений, публикации отчетов связаны с деятельностью прежнего руководства Учреждения, не имеют правового значения, так как не опровергают выявленных фактов нарушений и не освобождают Учреждение от предусмотренной законом ответственности.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, ликвидация юридического лица назначена не по формальному основанию, применена в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и является соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы сомнений в правильности решения суда не вызывают и его отмену не влекут, так как основаны на неправильном толковании закона, регулирующего спорные правоотношения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела.
Оснований для отмены решения суда, в том числе предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,
определила:
решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 5 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Учреждения «Дачно-эксплуатационная контора «Орехово-Северное» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Судья Горбунцова И.Л.