НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Лангепасского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 14.12.2023 № 11-87/2023

Мировой судья Красников А.В. Дело №11-87/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Лангепас 14 декабря 2023 года

Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Майоровой И.В.,

при секретаре Прохоровой О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на решение мирового судьи судебного участка №2 Лангепасского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.10.2023 по гражданскому делу №2-2738-1802/2023 по исковому заявлению прокурора г.Лангепаса в интересах ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о компенсации оплаты проезда, которым постановлено:

«иск прокурора г.Лангепаса в интересах ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в пользу ФИО1 компенсацию оплаты проезда к месту отдыха и обратно в размере 11 675 рублей 10 копеек»,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор г.Лангепаса, действуя в интересах ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ОСФР по ХМАО-Югре о компенсации оплаты проезда.

10.10.2023 мировым судьей постановлено указанное выше решение, которым требования прокурора г.Лангепаса удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с указанным решением мирового судьи, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - ОСФР по ХМАО-Югре, пенсионный орган, ответчик) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение мирового судьи отменить и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.

Ссылаясь на положения абз.2 п.9, п.11 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 №176, пенсионный орган указывает, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда личным автомобильным транспортом осуществляется при условии предоставления кассовых чеков автозаправочных станций, которые содержат в себе следующую информацию: дату, время, место (адрес) расчета; полное наименование компании (АЗС) и ИНН; название, код и цена товара в рублях; тип транзакции (получение средств от покупателя, возврат средств); способ оплаты (наличный/ безналичный расчет).

Требования к кассовому чеку установлены в ст.4.7 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», то есть, кассовый чек обязательно должен содержать QR-код.

В целях организации контроля за достоверностью представленных гражданами документов территориальный орган СФР проводит работу по проверке подлинности представленных кассовых чеков с использованием официального приложения ФНС России (https:kkt-online.nalog.ru/#check-bill) по средством сети Интернет с приобщением в электронное личное дело получателя компенсации, полученной в результате проверки информации (скрин).

Для проверки чеков на сайте ФНС России необходимо ввести обязательные реквизиты: тип операции, дата, время, итог, ФН. ФД, ФИ.

По результатам рассмотрения заявления ФИО1 о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно (№027-23-002-9193-0046), ОСФР по ХМАО-Югре приняло решение о предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 10947 руб. 50 коп. Компенсация проезда к месту отдыха и обратно по маршруту: Лангепас - Евпатория, Крым - Лангепас произведена на основании кассовых чеков, прошедших проверку подлинности на официальном сайте ФНС России (кассовый чеки на суммы: 2 023,62 руб., 1 012 руб., 1 607 руб., 2 241 руб., 1 783,25 руб., 1 477 руб., 803,63 руб.).

Остальные кассовые чеки плохо читаемые, либо содержат неполную информацию (ФН, ФД, ФП, QR-код), либо являются «не фискальным документом», в связи с этим невозможно провести проверку на сайте ФНС России.

На основании изложенного, ОСФР по ХМАО-Югре частично компенсировало фактически произведенные расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Принять решение о полной компенсации расходов ОСФР по ХМАО-Югре не имело правовых основании, так как законодательством предусмотрена компенсация проезда на личном транспорте только на основании кассовых чеков автозаправочных станций, а часть представленных ФИО1 кассовых чеков не соответствует требованиям Федерального закона №54-ФЗ.

Прокурор г.Лангепаса, ФИО1, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Ответчик ОСФР по ХМАО-Югре, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, в апелляционной жалобе, просил о ее рассмотрении в отсутствие представителя.

В соответствии с положениями ст.167, ч.2 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон, их представителей.

Изучив материалы дела и обжалуемое решение в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Статьей 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

В целях реализации ст.34 вышеуказанного Закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 №176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее - Правила), которые определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно.

Согласно пункту 3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов.

В соответствии с вторым абзацем п.9 Правил, в случае проезда пенсионера к месту отдыха и обратно личным автомобильным транспортом к заявлению о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно предъявляются правоустанавливающие документы на транспортное средство, чеки автозаправочных станций на оплату израсходованного топлива, а также справка (документ) о средней стоимости проезда к месту отдыха и обратно железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда, актуальной на соответствующие даты.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионера личным автомобильным транспортом производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных кассовыми чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости, рассчитанной на основе базовых норм расхода топлива для автомобилей общего назначения, установленных Министерством транспорта Российской Федерации для соответствующих транспортных средств, и протяженности кратчайшего маршрута следования к месту отдыха и обратно, и не выше средней стоимости проезда к месту отдыха и обратно железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда, актуальной на соответствующие даты (п.11 Правил).

При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что ФИО1, <дата> г.р., является пенсионером по старости, не работает, постоянно проживает на территории г.Лангепаса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (л.д.10-11).

Согласно перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 №1946, территория г.Лангепаса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Таким образом, ФИО1 имеет право на льготу по оплате проезда к месту отдыха и обратно. Сведений об отсутствии права на использование указанной льготы в 2023 году, ответчиком суду не представлено.

Установлено, что в мае - августе 2023 года, ФИО1 на личном автомобиле выезжал на отдых в г.Евпатория.

03.08.2023 ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о компенсации расходов на проезд, предоставив, помимо прочего, документы об оплате расходов на топливо, справку железнодорожной кассы г.Лангепас ООО «ТурнеТранс» от 02.08.2023 №5291 о стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту Лангепас-Евпатория и обратно (л.д.9, 14-17, 20-24).

15.08.2023 ответчиком принято решение о частичной оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно, а именно в размере 10 947,50 рублей (л.д.26).

Также в решении ответчика указано, что чеки на сумму 1 909 руб., 2 098 руб., 2 530 руб., 1 715 руб. частично не читаемы, чеки на сумму 575 руб. и 1 646,09 руб. не фискальные документы, а чек на сумму 1 511,10 руб. не содержат ФД и ФП.

Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обратился в адрес прокурора г.Лангепаса с заявлением о не согласии с решением пенсионного органа, по результатам рассмотрения которого, прокурор г.Лангепаса, действуя в интересах ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ОСФР по ХМАО-Югре.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, мировой судья пришел к выводу о том, что ФИО1 имеет право на компенсацию расходов, понесенных в связи с проездом к месту отдыха и обратно на личном автомобильном транспорте, но в размере, не превышающем стоимость проезда железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда. С учетом представленной справки железнодорожной кассы г.Лангепас, кассовых чеков автозаправочных станций, а учитывая размер компенсации, полагающийся истцу в соответствии с решением ответчика от 15.08.2023, мировой судья пришел к выводу о взыскании компенсации оплаты проезда к месту отдыха и обратно в размере 11 675,10 рублей.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи.

Установлено, что в качестве документов, подтверждающих проезд к месту отдыха и обратно личным автомобильным транспортом, как в адрес мирового судьи, так и при обращении в адрес ответчика с заявлением от 03.08.2023, ФИО1 представлены кассовые чеки о приобретении топлива для автомобиля (л.д.20-21, 46-47).

При принятии решения о частичной оплате стоимости проезда в размере 10 947,50 рублей, ответчиком приняты чеки на суммы: 2 023,62 руб., 803,63 руб., 1 477 руб., 1 607 руб., 1 012 руб., 2 241 руб. и 1 783,25 руб.

Доводы апелляционной жалобы ОСФР по ХМАО-Югре сводятся к тому, что принимая решение о компенсации оплаты проезда к месту отдыха и обратно, мировой судья принял в качестве надлежащих и допустимых доказательств кассовые чеки, которые являются плохо читаемыми, содержат неполную информацию (ФН, ФД, ФП, QR-код), либо являются «не фискальным документом».

Согласно ст.1.1 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», кассовый чек - первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Требования к кассовому чеку содержаться в ст.4.7 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Действительно, представленные истцом кассовые чеки, являются частично плохо читаемыми, а также содержат неполную информацию, вместе с тем, суд полагает, что представленные документы в полной мере подтверждают факт несения истцом расходов по приобретению топлива для автомобиля, на котором он направлялся к месту отдыха и обратно.

Так, истцом представлена выписка по счету дебетовой карты за период с 26.05.2023 по 04.08.2023, открытой на его имя в ПАО «Сбербанк России», сведения о проведенных операциях в которой согласуются со сведениями, содержащимися в представленных кассовых чеках о соответствующих операциях.

При этом как следует, из самих кассовых чеков, указанные расходы были понесены истцом в период направления к месту отдыха и обратно (май, июль 2023 года) в целях приобретения топлива для автомобиля.

Обстоятельства частичной не читаемости кассовых чеков (которые могут быть вызваны как действиями организаций и(или) индивидуальных предпринимателей, их выдавших, так и естественной изношенностью (выцветанием) кассового чека), а также отсутствие в них предусмотренных законодательством сведений (обеспечение наличия которых в кассовом чеке является обязанностью организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты, а не потребителя), не должны препятствовать истцу в реализации права на получение компенсации оплаты проезда к месту отдыха и обратно.

При указанных обстоятельствах, мировой судья пришел к обоснованному выводу о праве истца на компенсацию оплаты проезда к месту отдыха и обратно (в размере, не превышающем стоимость проезда железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда), и взыскании с учетом представленных доказательств (кассовых чеков, справки железнодорожной кассы) компенсации в размере 11 675,10 рублей.

Иных доводов, влекущих отмену или изменение решения мирового судьи, апелляционная жалоба ответчика не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, мировым судьей не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 334-335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

решение мирового судьи судебного участка №2 Лангепасского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.10.2023 по гражданскому делу №2-2738-1802/2023 по исковому заявлению прокурора г.Лангепаса в интересах ФИО1 к ОСФР по ХМАО-Югре о компенсации оплаты проезда оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через мирового судью судебного участка №2 Лангепасского судебного района ХМАО-Югры в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Апелляционное определение изготовлено 20.12.2023.

Судья И.В. Майорова