Судья: ФИО1 Дело № 33-3631-2017 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Лобковой Е.А.
судей: Леонтьевой И.В., Журавлёва А.В.
при секретаре: Якушевой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 ноября 2018 г. гражданского дела по иску ФИО1 к межрайонной ИФНС России № по Курской области о взыскании денежных средств за период нахождения в оплачиваемых отпусках, компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе начальника ИФНС России № по Курской области ФИО2 на решение Железногорского городского суда Курской области от 13 сентября 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к межрайонной ИФНС России № по Курской области о взыскании денежных средств, за период нахождения в оплачиваемых отпусках, компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с межрайонной ИФНС России № по Курской области в пользу ФИО1 сумму недоплаченного денежного содержания в связи с нахождением в ежегодных оплачиваемых отпусках в период с июня 2015 года по январь 2018 года, компенсации за отпуск в размере 70500,15 ру., денежную компенсацию за нарушение установленного срока выплаты в размере 15465,12 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать».
Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к межрайонной ИФНС России № по Курской области, в котором указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на государственной гражданской службе в МИФНС России № по Курской области в должности старшего государственного инспектора отдела камеральных проверок. Приказом МИФНС № по Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с ним расторгнут и он уволен с государственной гражданской службы по своей инициативе. В период его работы с июня 2015 г. по январь 2018 г. расчет денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках нанимателем произведен не верно, поскольку не учтены выплаченные ему средства материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 г. №238-7, от 31.03.2015 г. №302-12, от 23.04.2016 г. №347-7, что по его мнению, повлекло уменьшение отпускных выплат и компенсации за отпуск на общую сумму 70950 руб. Считает, что данные стимулирующие выплаты на основании ч.10 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» входят в состав денежного содержания государственных гражданских служащих, и согласно письму Министерства финансов РФ от 15.07.2014 г. № 14-04-05/34482 их следует учитывать при исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и компенсации за отпуск. ФИО1 просит суд: установить, что средства материального стимулирования, выплаченные ему в 2015, 2016, 2017 годах входят в систему оплаты труда служащего, выплаченные из фонда оплаты труда, сформулированного в соответствии с п.3 ст. 51 от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и должны учитываться при расчете на период нахождения в отпуске; признать действия ответчика по исчислению денежных средств на период его нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в период с июня 2015 г. по январь 2018 г. без учета средств материального стимулирования незаконными; взыскать с ответчика задолженность по денежному содержанию на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках за период с июня 2015 г. по январь 2018 г. в размере 70950 руб.; компенсацию за нарушение установленного срока выплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в соответствии со ст. 236 ТК РФ, рассчитанную по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15772 руб.; компенсацию морального вреда в соответствии со ст. 237 ТК РФ в размере 25000 руб.
В судебном заседании представитель ответчика МИФНС № по Курской области по доверенности ФИО3 просила отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме связи с их необоснованностью по тем основаниям, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, положения ст. 50 ФЗ №79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации» на выплаты материального стимулирования не распространяются. Действия МИФНС № по Курской области по исчислению денежных средств на период его нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в период с июня 2015 г. по январь 2018 г. без учета средств материального стимулирования являются правомерными и трудовых прав истца не нарушают.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе начальник ИФНС России № по Курской области ФИО2 просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен судом апелляционной инстанции надлежащим образом, о причине своей неявки не сообщил, ходатайств об отложении слушания не представила. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, выслушав объяснения представителей ответчика межрайонной ИФНС России № по Курской области по доверенности ФИО4 и ФИО3, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В пунктах 1,2,3 Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ).
Согласно ч.1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при разрешении настоящего спора не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил государственную гражданскую службу. С ним был заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в межрайонной инспекции России № по Курской области.
Приказом МИФНС № по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 служебный контракт расторгнут по инициативе государственного гражданского служащего (п.3 ч.1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п.3 ст. 77 ТК РФ) и с ДД.ММ.ГГГГ он уволен с федеральной гражданской службы.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 были предоставлены ежегодные оплачиваемые отпуска, а также компенсация за неиспользованный отпуск.
Обратившись с иском в суд, ФИО1 указал, что расчет отпускных в вышеуказанные периоды ответчиком произведен неверно, при определении размера среднедневного денежного содержания наниматель учел не все установленные составляющие денежного содержания, предусмотренные Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 562, начисление отпускных произведено ответчиком без учета средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных постановлениями Правительства РФ от 27.03.2014 г. № 238-7, от 31.03.2015 г. №302-12, от 23.04.2016 г. №347-7, что, по его мнению, повлекло уменьшение денежного содержания на период нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске за период с июня 2015 г. по январь 2018 г. на общую сумму 70 950 руб.
Разрешая спор, суд счел доводы истца обоснованными.
Из материалов дела следует, что в период 2015 г., 2016 г., 2017 г. МИФНС России № по Курской области ежеквартально издавались приказы о материальном стимулировании государственных служащих и о премировании за счет дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Инспекции сверх установленного фонда оплаты труда, в том числе, ФИО1: от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№; от ДД.ММ.ГГГГ№дсп; от ДД.ММ.ГГГГ№дсп@; от ДД.ММ.ГГГГ№дсп; от ДД.ММ.ГГГГ№дсп; от ДД.ММ.ГГГГ№дсп; от ДД.ММ.ГГГГ№дсп; от ДД.ММ.ГГГГ№дсп; от ДД.ММ.ГГГГ№дсп; от ДД.ММ.ГГГГ№дсп; от ДД.ММ.ГГГГ№дсп; от ДД.ММ.ГГГГ№дсп; от ДД.ММ.ГГГГ№дсп; от ДД.ММ.ГГГГ№дсп; от ДД.ММ.ГГГГ№дсп; от ДД.ММ.ГГГГ№дсп; от ДД.ММ.ГГГГ№дсп; от ДД.ММ.ГГГГ№дсп; от ДД.ММ.ГГГГ№дсп.
На основании вышеперечисленных приказов МИФНС России № по Курской области в период с 2015 г. по ДД.ММ.ГГГГ (дата увольнения истца) производились ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования.
Из расчетов денежного содержания ФИО1 следует, и не оспорено ответчиком, что суммы выплаченного материального стимулирования межрайонной ИФНС России № по Курской области при расчете среднего заработка ФИО1 для оплаты денежного содержания на период нахождения в указанных истцом ежегодных оплачиваемых отпусках в 2015, 2016, 2017 гг. не учитывались.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. №562 материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не является гарантированной выплатой обязательного характера, в связи с чем не должно учитываться при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2015 г., 2016 г., 2017 г., что наниматель учел все установленные истцу составляющие его денежного содержания, и ответчик перед ФИО1 никакой задолженности по денежному содержанию не имеет, судебная коллегия находит не состоятельными, основанными на ошибочном толковании ответчиком норм материального права.
Аналогичные доводы ответчика являлись предметом оценки судом первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается.
Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п.4 ч.1 ст. 14 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с ч.1 ст. 46 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
В силу положений ст. 73 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Частью 7 статьи 11 ТК РФ также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Из приведенных нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
Статьи 50, 51 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ устанавливают систему оплаты труда государственных гражданских служащих.
Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч.1 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч.2 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: 1)ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ).
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч.10 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федерального государственного служащего (далее - гражданский служащий), в том числе, на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, установлен Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Правила), которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 г. № 562.
Правилами установлено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (п.2 Правил).
В случаях, предусмотренных подпунктами «в», «г», «е» и «ж» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил (п.5 Правил).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше правил.
Согласно п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»- «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу ч.1 ст. 51 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
Частью 2 ст. 51 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ установлено, что при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.3 ст. 51 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ).
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ч.6 ст. 51 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ).
В силу п.8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 г. № 238-7, предусматривающее в 2014 г. объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Правительством Российской Федерации 31.03.2015 г., 23.04.2016 г. и 23.02.2017 г. принимались постановления соответственно № 302-12, № 347-7 и №228-7, которыми также предусматривались в 2015 г., в 2016 г. и 2017 гг. объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями ч.3 ст. 51 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное ФИО1 в соответствии с приказами МИФНС России № по Курской области в период работы с июня 2016 г. по январь 2018 г. материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2015, 2016, 2017 гг., а также компенсаций за неиспользованный отпуск.
По данному вопросу также имеется разъяснение, содержащееся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014г. № 14-04-05/34482, о том, что для исчисления денежного содержания, в том числе, на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014г. № 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. №329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п.1).
Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований ФИО1 суд первой инстанции правомерно руководствовался вышеуказанными разъяснениями.
Учитывая вышеизложенное, вывод суда первой инстанции о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем должно учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения ФИО1 в ежегодных оплачиваемых отпусках в 2015, 2016,2017 гг., а также компенсаций за неиспользованный отпуск, соответствует установленным обстоятельствам дела и нормам материального права.
В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Статьей 237 ТК РФ установлено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно представленному истцом расчету, недоплаченная сумма денежного содержания в связи с его нахождением в ежегодных оплачиваемых отпусках в период с июня 2015 г. по январь 2018 г. и компенсации за отпуск составляет 70950 руб., компенсация за нарушение установленного срока выплаты, исчисленной в соответствии со ст. 236 ТК РФ - 15772 руб.
Согласно расчетам ответчика, недоплаченная сумма денежного содержания в связи с нахождением ФИО1 в ежегодных оплачиваемых отпусках в период с июня 2015 г. по январь 2018 г. и компенсации за отпуск составляет 70500 руб. 15 коп., компенсация за нарушение установленного срока выплаты, исчисленной в соответствии со ст. 236 ТК РФ - 15465 руб. 12 коп.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для взыскания с межрайонной ИФНС России № по Курской области в пользу ФИО1 суммы недоплаченного денежного содержания в связи с нахождением в ежегодных оплачиваемых отпусках в период с июня 2015 года по ДД.ММ.ГГГГ в размере 70500 руб. 15 коп., а также денежной компенсации за нарушение установленного срока выплаты, исчисленной в соответствии со ст. 236 ТК РФ, в размере 15465 руб. 12 коп., соглашаясь с представленным ответчиком межрайонной ИФНС России № по Курской области и не оспоренным истцом расчетом.
В связи с нарушением трудовых прав ФИО1, что нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства, на основании ст. 237 ТК РФ в пользу истца взыскана компенсация морального вреда в сумме 5000 руб., с учетом требований разумности.
Учитывая, что истцом решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую правовую оценку, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом.
Всем доводам и возражениям сторон по делу судом первой инстанции в соответствии со ст. 67 ГПК РФ дана правильная юридическая оценка, не согласиться с которой правовые основания отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, аналогичны тем, которые выдвигались представителем ответчика в суде первой инстанции при разрешении настоящего спора, не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, поэтому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железногорского городского суда Курской области от 13 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ИФНС России № по Курской области ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -