Судья: Костин А.А. Дело № г.
<данные изъяты> ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам <данные изъяты> областного суда в составе:
Председательствующего: Журавлева А.В.
и судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.
с участием прокурора: Стародубцевой Т.А.
при секретаре: Куликовой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по искуФИО1 к <данные изъяты> таможне о признании приказа об увольнении не законным, восстановлении на службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов, поступившее по апелляционной жалобе и дополнениям к ней истца ФИО1 на решение Рыльского районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к <данные изъяты> таможне, в котором указал, что он проходил государственную гражданскую службу в <данные изъяты> таможне с ДД.ММ.ГГГГ г. на различных должностях, с ДД.ММ.ГГГГ - по контракту в должности <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ он был уведомлен о предстоящем сокращении его должности и последующем увольнении. Приказом Временно исполняющего обязанности начальника <данные изъяты> таможни № от ДД.ММ.ГГГГ он уволен со службы в таможенных органах РФ с ДД.ММ.ГГГГ по под.5 п.2 ст. 48 ФЗ от 21.07.1997 г. №114 –ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий). Не согласившись с увольнением по данному основанию, истец указал, что приказ об увольнении принят ответчиком в нарушение «Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение таможенного органа и нахождения сотрудника в распоряжении таможенного органа при проведении организационно-штатных мероприятий», так как с момента его предупреждения об организационно-штатных мероприятиях до начала их проведения, с ним только один раз ДД.ММ.ГГГГ проводилось собеседование, в ходе которого ему предложена только должность <данные изъяты>, от занятия которой он отказался ввиду отдаленности данного места работы от его места жительства. Другие вакантные должности, которые он мог занять с учетом имеющейся у него квалификации и опыта работы, ему предложены не были. ДД.ММ.ГГГГ он направил в адрес начальника <данные изъяты> таможни и начальника Центрального таможенного управления заявления о согласии с назначением на вакантные должности, имевшиеся в таможенном органе, однако ни на какую из должностей он назначен не был. При его увольнении не был рассмотрен вопрос о его преимущественном праве на оставление на работе, не было принято во внимание, что у него на иждивении находятся двое нетрудоспособных членов семьи (малолетний ребенок и жена). С учетом уточненных в судебном заседании исковых требований ФИО1 просил суд: признать приказ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ его увольнении незаконным; восстановить его на службе с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> с заключением контракта на три года; взыскать с ответчика в его пользу заработную плату за время вынужденного прогула в сумме <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в святи с незаконным увольнением в размере <данные изъяты> руб., расходы, связанные с заверением трудовой книжки у нотариуса в размере <данные изъяты> руб., почтовые расходы - <данные изъяты> руб.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 отменить как незаконное, принять новое решение об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истца заместитель прокурора <данные изъяты> и представитель <данные изъяты> таможни просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции не явился представитель третьего лица таможенного поста <данные изъяты>, о дне, месте и времени слушания дела в суде апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней истца ФИО1, выслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы и дополнений к ней, объяснения представителей <данные изъяты> таможни по доверенности ФИО2 и ФИО3, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы и дополнений к ней, заключение прокурора Стародубцевой Т.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1). Данное право может быть реализовано гражданином в различных формах, в том числе путем поступления на государственную гражданскую службу.
Специфика государственной гражданской службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус гражданских служащих, который включает в себя, в частности, обусловленные характером соответствующей деятельности права и обязанности гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые гражданским служащим гарантии.
Установление особого правового статуса гражданских служащих осуществляется федеральным законодателем, который посредством специального правового регулирования вправе определять для данной категории лиц, соответствующие права, обязанности, ограничения и гарантии с учетом специфики задач, принципов организации и функционирования государственной гражданской службы.
Поскольку государственная гражданская служба представляет собой особую форму реализации права на свободное распределение своими способностями к труду, специальные нормы, которые регулируют служебные отношения лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, могут отличаться от норм, регламентирующих отношения, возникающие в процессе реализации указанного права в иных формах.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации.
Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов регулируются ФЗ РФ от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
В соответствии с п.2 ст. 6 ФЗ от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ, и разъяснениями, содержащимися в п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. №2 «О применении удами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» на государственных гражданских и муниципальных служащих действующее трудовое законодательство и иные акты, содержащие номы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской и муниципальной службе.
В силу подп. 5 п.2 ст. 48 ФЗ от 21.07.1997 г. № 144-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
В целях совершенствования организационно-штатной работы и в соответствии с пунктом 9.11 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429, Приказом от 18 октября 2005 г. № 970 утверждено «Положение об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России.
В соответствии с п.4 Положения об организационно-штатной работе общее руководство организационно-штатной работой в таможенных органах осуществляет руководитель ФТС России.
В соответствии с подп. 6 п.19 Положения об организационно-штатной работе, начальник таможенного органа обеспечивает внесение изменений в штатное расписание в соответствии с приказом таможенного органа.
В целях реализации п.5 ст. 18 ФЗ от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» в соответствии с ФЗ от 30.12.2012 г. « 283 –ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти», приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 24.04.2014 г. №777 утверждена Инструкция «О порядке зачисления сотрудника в распоряжение таможенного органа и нахождения сотрудника в распоряжении таможенного органа при проведении организационно-штатных мероприятий» (далее – Инструкция №<данные изъяты>), которая определяет процедуру зачисления сотрудника с его согласия в распоряжение соответствующего таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий и порядок нахождения сотрудника в распоряжении таможенного органа Российской Федерации.
Согласно п.2 Инструкции №777, сотрудник таможенного органа, должность которого подлежит сокращению, зачисляется с его согласия в распоряжение на срок до трех месяцев при проведении одного из следующих видов организационно-штатных мероприятий: ликвидация таможенного органа, либо сокращении численности или штата его сотрудников.
При зачислении сотрудника в распоряжение таможенного органа сотрудник освобождается от занимаемой должности в связи с организационно – штатными мероприятиями с выплатой денежного довольствия в соответствии с ч. 23 статьи 2 ФЗ от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ для последующего решения вопроса о дальнейшем прохождении им службы или увольнении (п.<данные изъяты> Инструкции №777).
При сокращении численности либо штата таможенного органа сотрудники, занимающие сокращаемые должности, зачисляются в распоряжение этого таможенного органа (п.<данные изъяты> Инструкции №777).
Основанием для издания приказа о зачислении сотрудника в распоряжение является приказ ФТС России либо другого таможенного органа и письменное заявление сотрудника о зачислении в распоряжение (п.<данные изъяты> Инструкции №777).
Время нахождения в распоряжении не может превышать срок действия контракта о службе в таможенных органах, ранее заключенного с сотрудником по должности, которая была сокращена при проведении организационно-штатных мероприятий (п.<данные изъяты> Инструкции №777).
В соответствии с п<данные изъяты> Инструкции №№, начальником таможенного органа или по его поручению одним из его заместителей начальника таможенного органа в присутствии представителем кадрового и правового подразделений в период с момента предупреждения об организационно-штатных мероприятиях до времени начала их проведения с сотрудников, занимающим должность, подлежащую сокращении, проводится собеседование. В ходе собеседования разъясняются: порядок проведения организационно-штатных мероприятий и возможного увольнения сотрудника в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями; основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы в таможенных органах либо увольнения со службы в таможенных органах; права и обязанности сотрудника, зачисляемого в распоряжение или увольняемого со службы в таможенных органа.
Во время собеседования сотрудник вправе подать заявление о своем согласии с зачислением в распоряжение таможенного органа или о назначении на предложенную в ходе собеседования должность (п.<данные изъяты> Инструкции №).
Из анализа вышеназванных норм закона следует, что основной гарантией увольняемого сотрудника в связи с организационно-штатными мероприятиями является его трудоустройство.
В соответствии с п.5 ст. 48 ФЗ от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» увольнение со службы сотрудника таможенного органа по подп. 5 п.2 ст. 48 ФЗ от 21.07.1997 г. № 144-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» осуществляется по инициативе начальника соответствующего таможенного органа и допускается, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность (п.5 ст. 48 ФЗ от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 проходил государственную гражданскую службу в <данные изъяты> таможне с ДД.ММ.ГГГГ на различных должностях, с ДД.ММ.ГГГГ - по контракту в должности <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен служебный контракт сроком действия на <данные изъяты> год, с ДД.ММ.ГГГГ - служебный контракт со сроком действия на <данные изъяты> год в той же должности до ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Временно исполняющего обязанности начальника <данные изъяты> таможни №-к от ДД.ММ.ГГГГ он уволен со службы в таможенных органах РФ с ДД.ММ.ГГГГ по под.5 п.2 ст. 48 ФЗ от 21.07.1997 г. №114 –ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий).
Разрешая спор, суд на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу об отказе в их удовлетворении. При этом исходил из того, что сокращение штатов в <данные изъяты> таможне имело место, порядок и процедура увольнения ФИО1 ответчиком не нарушены.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными и с ними соглашается.
Судом первой инстанции установлено, и усматривается из материалов дела, что в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации и совершенствования структуры таможенных органов, расположенных в Центральном федеральном округе, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» и на основании письма Минфина России от 25.12.2014 г. № 16-03-06/1, ФТС России издан приказ № 467 от 18.03.2015 г. «О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Центральном федеральном округе».
Согласно п.1 названного приказа, предписано сократить с ДД.ММ.ГГГГ без изменения утвержденного на ДД.ММ.ГГГГ фонда оплаты труда численность таможенных органов, расположенных на территории Центрального федерального округа, в количестве <данные изъяты> единиц сотрудников, <данные изъяты> единицы федеральных государственных гражданских служащих и <данные изъяты> единиц работников в соответствии с приложением к приказу.
Во исполнение приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Центральном федеральном округе, и в соответствии с требованиями приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России», <данные изъяты> таможней принят приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационно-штатных мероприятиях», согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ подлежали сокращению единицы должностей федеральных государственных гражданских служащих. Отделу кадров и отделу бухгалтерского учета и финансового мониторинга поручено внести изменения в штатное расписание <данные изъяты> таможни, утвержденное и введенное в действие приказом <данные изъяты> таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении штатного расписания и проведении организационно-штатных мероприятий в <данные изъяты> таможне».
Во исполнение вышеуказанных нормативных правовых актов <данные изъяты> таможней издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационно-штатных мероприятиях», который определял дату – ДД.ММ.ГГГГ вступления в силу изменений в штатное расписание <данные изъяты> таможни, утвержденное и введенное в действие приказом <данные изъяты> таможни с ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении штатного расписания и проведении организационно-штатных мероприятий в <данные изъяты> таможне».
В приложении к приказу <данные изъяты> таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ указаны должности, исключаемые из штатного расписания <данные изъяты> таможни и включаемые в него, а именно: исключаемые сотрудники - <данные изъяты>, государственные гражданские служащие – <данные изъяты>; включаемые: сотрудники- <данные изъяты>, государственные гражданские служащие – <данные изъяты>.
Согласно изменениям в штатное расписание <данные изъяты> таможни, подлежала исключению из штатного расписания должность <данные изъяты>, которую занимал истец.
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 за два месяца до увольнения был письменно уведомлен о проведении организационно-штатных мероприятий и сокращении занимаемой им должности и возможном увольнении с ДД.ММ.ГГГГ со службы в таможенных органах, что подтверждается его подписью в уведомлении.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к начальнику <данные изъяты> таможни с заявлением о зачислении его в распоряжение <данные изъяты> таможни с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании поданного ФИО1 заявления, приказом <данные изъяты> таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-К ФИО1 был зачислен с ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение <данные изъяты> таможни.
С момента предупреждения ФИО1 о проводимых организационно-штатных мероприятиях, с ним дважды ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ проводились собеседования по вопросу дальнейшего прохождения им службы в таможенных органах РФ, с разъяснением прав и обязанностей сотрудника, зачисленного в распоряжение <данные изъяты> таможни в соответствии с приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение таможенного органа и нахождения сотрудника в распоряжении таможенного органа при проведении организационно-штатных мероприятий» или увольнения со службы в таможенных органах.
В ходе собеседования, ФИО1 был ознакомлен со списком имеющихся вакантных должностей сотрудников в <данные изъяты> таможне, о чем свидетельствуют листы собеседований и списки вакантных должностей на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцу была предложена вакантная должность <данные изъяты>, которая соответствовала уровню квалификации, профессиональному образовании, стажу службы (выслуге лет), от замещения которой ФИО1 отказался.
В суде первой инстанции свой отказ от замещения указанной вакантной должности истец мотивировал отдаленностью места службы от его проживания и нижестоящего уровня предложенной должности, по отношению к ранее занимаемой.
Во время собеседования ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был поставлен в известность о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали вакантные должности сотрудников, соответствующие уровню квалификации, профессионального образования, стажа службы и ранее занимаемой им должности, которые он мог бы замещать в <данные изъяты> таможне.
При этом дополнительно ФИО1 были разъяснены требования п.<данные изъяты> Инструкции № о том, что время нахождения в распоряжении не может превышать срок действия контракта о службе в таможенных органах, ранее заключенного с сотрудником по должности, которая была сокращена при проведении организационно-штатных мероприятий.
Как усматривается из материалов дела и не отрицалось стороной истца, срок служебного контракта, заключенного с ним, истекал ДД.ММ.ГГГГ и истец мог быть уволен также в связи с истечением его срока.
При собеседовании ФИО1 была разъяснена также возможность поступления в дальнейшем на государственную гражданскую службу в таможенном органе посредством участия в конкурсах на замещение вакантных должностей (при наличии вакансий).
Стороной истца не опровергнуты доводы представителей ответчика о том, что ФИО4, наряду с другими должностными лицами таможни, в ходе реализации таможенным органом положений Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах» неоднократно в письменной форме доводился перечень имеющихся вакансий государственной гражданской службы в иных государственных органах, т.е. в его распоряжении имелась дополнительная информация об имеющихся вакансиях и возможности трудоустройства.
Приказом исполняющего обязанности начальника <данные изъяты> таможни № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, был уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подпунктом 5 п.2 ст. 48 ФЗ от 21.07.1997 г. № 144-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий).
В день увольнения истец был ознакомлен с приказом об увольнении, ему выдана трудовая книжка, что подтверждается книгой учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
Анализ представленных в суде доказательств позволил суду первой инстанции придти к обоснованному выводу о том, что сокращение штатов в <данные изъяты> таможне имело место, установленный законом порядок увольнения истца по указанному выше основанию ответчиком был соблюден: ФИО1 в связи с проведением организационно-штатных мероприятий правомерно был зачислен в распоряжение <данные изъяты> таможни, ему была предложена вакантная должность <данные изъяты>, от занятия которой он отказался, иных вакансий, соответствующих уровню квалификации истца в <данные изъяты> таможне не имелось, основания для удовлетворения требований ФИО1 о признании приказа <данные изъяты> таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-к о его увольнении со службы в таможенных органах на основании подп.5 п.2 ст. 48 (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий) ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и иных производных от него заявленных требований – отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что в нарушение п.18 Инструкции № ему не были предложены все имеющиеся у ответчика вакансии, аналогичен доводу, ранее заявлявшемуся в суде первой инстанции, он проверялся судом и обоснованно признан несостоятельным.
Согласно п.18 Инструкции №, в период нахождения сотрудника в распоряжении ему должны быть предложены вакантные должности сотрудников (при их наличии в таможенном органе), обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе, а также по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа вакантные должности сотрудников в другом таможенном органе.
Нарушений ответчиком положений вышеуказанной Инструкции №, по делу не установлено.
По смыслу положений п.5 ст. 48 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» и Инструкции №, ФЗ от 29ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», указанные правовые нормы не возлагают на представителя нанимателя (работодателя) обязанность предлагать государственному гражданскому служащему, должность которого сокращена, все имеющиеся вакантные должности гражданский службы в государственном органе. Наниматель лишь имеет право предложить иную должность. Указанный закон также не содержит требований к представителю нанимателя о предоставлении гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой должности равнозначной должности, направления государственного гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации с последующим назначением на соответствующую должность государственной гражданской службы.
Как следует из материалов дела, предусмотренная законом обязанность по предоставлению государственному гражданскому служащему в порядке замещения иной должности государственной гражданской службы ответчиком была исполнена.
Судом первой инстанции установлено, что в период предупреждения о сокращении занимаемой должности гражданской службы, ему была предложена для замещения должность <данные изъяты>, от замещения которой ФИО1 отказался. Данное обстоятельство истец ФИО4 в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе не отрицает.
Учитывая, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, Трудовой кодекс РФ как закон, содержащий нормы трудового права, может применяться к отношениям, связанным с прохождением службы в таможенных органах, в части, не урегулированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и специальными нормативными правовыми актами, поэтому положения трудового законодательства, предписывающего предлагать сокращаемому работнику все имеющиеся у работодателя вакантные должности как равнозначные, так и нижестоящие, к данным правоотношениям не применимы.
Суд, исследовав штатное расписание <данные изъяты> таможни и список вакансий и должностных инструкций государственных служащих, правильно указал в решении, что иные вакантные должности, имеющие специальные требования (в т.ч. допуск к оперативно-розыскной деятельности, наличие специального образования, стажа работы), не были предложены ФИО1 ввиду отсутствия у него необходимой квалификации, образования и опыта работы.
В суде первой и апелляционной инстанции представители ответчика ссылались на то, что с учетом квалификации ФИО1 (отсутствие высшего юридического образования, а также навыков, необходимых для выполнения работы в подразделениях административных расследований), а также принимая во внимание ранее занимаемую истцом должность в таможенном органе (п.<данные изъяты> Инструкции №), должности сотрудников в оперативных подразделениях, а также должности: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> не могли быть предложены и не были предложены ФИО1 при проведении организационно-штатных мероприятий.
Кроме того, должности <данные изъяты> и <данные изъяты> не были предложены ФИО1 и по причине предложения указанных должностей подпадающим под сокращение сотрудникам, имеющим опыт работы в подразделениях административных расследований, в частности, сотрудникам отделения административных расследований <данные изъяты>.
Отсутствие высшего юридического образования и опыта работы в оперативных подразделениях и отделе административных расследований стороной истца не оспорено.
Доводы апелляционной жалобы истца и аналогичные доводы истца в суде апелляционной инстанции о том, что истец в дальнейшем мог получить специальное высшее образование, по направлению работодателя, пройти повышение квалификации, основанием для признания увольнения истца незаконным, не является, так как на нормах материального права не основаны.
Предложение сотруднику таможенного органа вакантных должностей с момента предупреждения его о проведении организационно - штатных мероприятий (ДД.ММ.ГГГГ) до зачисления его в распоряжение таможенного органа (с ДД.ММ.ГГГГ), является правом представителя нанимателя, которое в данном случае было им реализовано в виде предложения вакантной должности <данные изъяты>, от занятия которой ФИО1 отказался.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что работодателем были выполнены обязанности по принятию мер, направленных на трудоустройство сотрудника.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца о несоблюдении ответчиком требований ст. 179 ТК РФ, также являлись предметом проверки суда первой инстанции.
Как обоснованно указал суд, положения ст. 179 ТК РФ в данном случае применению не подлежали, поскольку в рамках указанной нормы права возможно разрешение вопроса о преимущественном праве на оставление на работе при определении прав на оставление на службе между сотрудниками, замещающими равнозначные должности.
Несогласие истца с выводами комиссии по преимущественному праву оставления на должности основанием для отмены решения суда не является, так как предметом рассмотрения в рамках заявленных исковых требований не являлось.
Понятие «преимущественное право на оставление на работе» и «преимущественное право на занятие вакантной должности» имеют различную правовую природу.
Такой гарантии, как преимущественное право на занятие вакантной должности при сокращении штатов, действующее законодательство не предусматривает.
Перемещение работников с одной должности на другую в рамках одной организации, а также право на трудоустройство на вакантную должность конкретного работника из числа претендентов организации ответчика, относится к исключительной компетенции работодателя, запрета заполнить вакантные должности работниками данной организации по усмотрению работодателя, действующее законодательство не содержит.
Истцом не оспорено, что из штатного расписания <данные изъяты> таможни было исключено <данные изъяты> должностей, занимаемых сотрудниками таможенных органов, что превышает количество вакантных должностей, имеющихся в <данные изъяты> таможне.
Кого из сотрудников, чьи должности, как и истца, подлежали сокращению, принять на вакантную должность, является исключительным правом работодателя.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 08.12.2014 г. № 26 КГ14-63, оценка личных и профессиональных качеств сотрудников является исключительной прерогативой работодателя и выходит за рамки компетенции суда.
Как пояснили представителя ответчика в суде первой и апелляционной инстанции, во время проведения организационно-штатных мероприятий должность <данные изъяты> была предложена <данные изъяты>Щ.
В связи с несогласованием Центральной оперативной таможней назначения Щ. на указанную должность (письмо ЦОТ от ДД.ММ.ГГГГ№), вышеуказанная должность была предложена <данные изъяты>Г.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Центральной оперативной таможней было согласовано назначение Г.. на должность <данные изъяты> таможни, в связи с чем указанная должность также не могла быть предложена истцу.
Поэтому полагать, что должность <данные изъяты> в первую очередь должна была быть предложена именно истцу, правовые основания отсутствуют.
Ссылка истца в суде первой инстанции на несоблюдение ответчиком требований ФЗ от 19.04.21991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» также не состоятельна.
Как усматривается из материалов дела, положения п.2 ст. 25 вышеуказанного ФЗ ответчиком соблюдены.
Ответчиком в адрес Комитета по труду и занятости населения <данные изъяты> были направлены письма от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, содержащие информацию о сокращаемых в связи с проведением организационно-штатных мероприятий должностях сотрудников, а также федеральных государственных гражданских служащих и работников <данные изъяты> таможни.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что суд неправильно применил нормы материального права, руководствовался положениями ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», тогда как должен был руководствоваться ФЗ от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», основанием к отмене решения суда также являться не может.
Согласно ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ, служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах. Должностными лицами таможенным органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов) и федеральные государственные служащие таможенных органов (ч.3 ФЗ от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ).
Положения ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не противоречат ФЗ от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
В соответствии с ч.6 ст. 330 ГПК РФ, правильное по существу решения суда не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Поскольку судом первой инстанции не установлено нарушения рудовых прав истца, решение суда об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нарушений процессуального закона судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы истца о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела не обоснованным и опровергаются собранными по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
Иные доводы апелляционной жалобы выводы суда также не опровергают, основаны на ошибочном толковании истцом действующего законодательства, по существу сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления.
Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы истца судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст.199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Рыльского районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 –без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –