НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курского областного суда (Курская область) от 18.06.2020 № 2-1493/13-2019

46RS0030-01-2019-001952-87

№ 2-1493/13-2019

Судья: Шурова И.Н. № 33-1033/2020

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск 18 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Лобковой Е.А.,

судей Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,

при секретаре Крюковой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искуЛуниной И.В. к Комитету социального обеспечения, материнства и детства <данные изъяты> области, Федеральной службе по труду и занятости (Роструд) об обязании перечислить средства федерального бюджета для выплаты пособия по уходу за ребенком в льготном размере, обязании выплатить задолженность по пособию по уходу за ребенком в льготном размере, поступившее с апелляционной жалобой ответчика Федеральной службы по труду и занятости (РОСТРУД) на решение Промышленного районного суда г. Курска от 09 октября 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования Луниной И.В. удовлетворить.

Обязать Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области выплатить за счет средств федерального бюджета Луниной И.В. задолженность по ежемесячному пособию по уходу за ребенком – <данные изъяты>, до достижения им 3-х летнего возраста, в двойном размере, в сумме 148821 руб. 48 коп. (сто сорок восемь тысяч восемьсот двадцать один рубль 48 коп.) за период с декабря 2016г. по 12.02.2018 г.».

Заслушав доклад судьи Лобковой Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Лунина И.В. обратилась в суд с иском к Комитету социального обеспечения, материнства и детства <данные изъяты> области, Федеральной службе по труду и занятости (Роструд) об обязании ответчиков выплатить ей за счёт средств федерального бюджета пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, в двойном размере, за период с декабря 2016 года по 12 февраля 2018 года в сумме 148 821 руб. 48 коп.

В обоснование своих исковых требований Лунина И.В. указала, что она работала в ООО «<данные изъяты>», и до достижения сыном <данные изъяты> трехлетнего возраста находилась в отпуске по уходу за ребенком. В соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 № 439 «О Правилах предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения им возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» она имеет право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере. Она получила пособие за период с 13.08.2016 по ноябрь 2016. В дальнейшем пособие ей не выплачивалось из-за того, что работодатель ООО «<данные изъяты>» ежемесячно не представляло выписки из приказа о предоставлении ей отпуска по ходу за ребенком и соответствующий список в Комитет социальной защиты населения г. Курска. Заочным решением Ленинского районного суда г. Курска от 05 апреля 2018 года по её иску было постановлено обязать ООО <данные изъяты>» ежемесячно предоставлять в Комитет социальной защиты населения города Курска документы и списки для получения пособия. Решение суда исполнено не было, поскольку в ходе проведения исполнительных действий был установлен факт исключения записи о юридическом лице ООО «<данные изъяты>» из ЕГРЮЛ, исполнительное производство 09.01.2019 было прекращено. При ежемесячной выплате, составляющей 10 314 руб. 36 коп., задолженность по выплате пособия на 12.02.2018 составила 148 821 руб. 48 коп., которую она просит взыскать в её пользу.

При рассмотрении дела судом первой инстанции истец Лунина И.В. в судебное заседание не явилась, её представитель по доверенности Сапрыкин И.А., уточнив исковые требования, отказался от исковых требований к ответчику Федеральной службе по труду и занятости РФ (Роструд) о возложении обязанности перечислить Комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области 148 821 руб. 48 коп. за счёт средств федерального бюджета для выплаты истцу пособия по уходу за ребенком и просил производство по делу в этой части прекратить. В остальной части иск поддержал.

Представитель ответчика Комитета социальной обеспечения, материнства и детства Курской области по доверенности Скрипченков А.И. разрешение иска оставил на усмотрение суда, пояснив, что истец обладает правом на получение пособия по уходу за ребенком в двойном размере, задолженность по выплате пособия образовалась ввиду того, что работодатель истца ООО «<данные изъяты>», в настоящее время ликвидированное, своевременно не передавал необходимые сведения в уполномоченный орган, согласился с представленным истцом расчетом размера задолженности по пособию.

Представитель ответчика Федеральной службы по труду и занятости РФ (Роструд) в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в письменном отзыве просил Луниной И.В. в удовлетворении иска отказать.

Определением Промышленного районного суда г. Курска от 09 октября 2019 года производство по делу по иску Луниной И.В к Федеральной службе по труду и занятости (Роструд) об обязании перечислить средства федерального бюджета для выплаты пособия по уходу за ребенком в льготном размере прекращено в связи с отказом от иска в этой части.

Суд постановил вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований Луниной И.В.

В апелляционной жалобе ответчик Федеральная служба по труду и занятости (РОСТРУД) просит решение Промышленного районного суда г. Курска от 09 октября 2019 года отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца.

В заседании суда апелляционной инстанции истец Лунина И.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика Федеральной службы по труду и занятости (РОСТРУД), полагала решение суда законным и обоснованным, просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

Представители ответчиков комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области и Федеральной службы по труду и занятости (РОСТРУД), надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, от представителя ответчика комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ст.167 ГПК РФ в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика Федеральной службы по труду и занятости (РОСТРУД), возражения истца Луниной И.В., судебная коллегия, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Указанных обстоятельств в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено не было.

Согласно Федеральному закону от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В соответствии с п.1 ст. 11.2 Федерального закона №255-ФЗ от 29.12.2006 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах: 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Пунктом 8 части 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1) предусмотрено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно ст. 19 вышеуказанного Закона, гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные, в том числе п. 7 ч. 1 ст. 18 настоящего Закона, - ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.

В соответствии со ст.5 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 5.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочия по предоставлению гражданам компенсаций и других выплат за исключением компенсаций и других выплат, предоставляемых военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим, гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных пунктом 5 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска) статьи 14, пунктом 3 (в части ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров) части первой статьи 15, частью первой статьи 40 (в части ежегодной компенсации на оздоровление). Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Выделяемые средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с п.п. «б» п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2005 № 439 «О Правилах предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пособие предоставляется гражданам, указанным в статье 13 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 16.07.2005 № 439 пособие предоставляется по день достижения ребенком возраста трех лет.

В соответствии с пунктом 7 вышеуказанного Постановления РФ, для предоставления пособия по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет организации по месту работы граждан формируют список, в котором указываются: а) фамилия, имя, отчество лица, получающего пособие; б) число, месяц, год рождения ребенка; в) размер пособия (указывается цифрами и прописью); г) реквизиты организации по месту работы лица получающего пособие, реквизиты организации федеральной почтовой связи по постоянному месту жительства лица, получающего пособие, или реквизиты счета, открытого по заявлению этого лица в кредитной организации.

В силу п. 7(1) Постановления, список, указанный в пункте 7 настоящих Правил, подписывается руководителем организации по месту работы лица, получающего пособие, заверяется печатью (при наличии печати) и ежемесячно представляется в орган в сфере социальной защиты населения по месту работы лица, получающего пособие.

Руководители организаций по месту работы лиц, получающих пособие, одновременно со списками представляют в органы в сфере социальной защиты населения заверенные печатью (при наличии печати) выписки из приказов о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Судом установлено и не оспаривается ответчиками, что истец на основании вышеуказанных нормативных актов имеет право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере.

Истец Лунина И.В. имеет <данные изъяты> сына <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о рождении ребенка. Истец согласно справкам МО «<данные изъяты>» <данные изъяты> области с <данные изъяты> по настоящее время зарегистрирована и проживает вместе с сыном в деревне <данные изъяты> района <данные изъяты> области, отнесенного к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом согласно Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и распоряжению Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.1991.

Лунина И.В. состояла в трудовых отношениях с ООО «<данные изъяты>» и до достижения <данные изъяты> сыном возраста 3-х лет находилась в отпуске по уходу за ребенком в период с 13.08.2016 по 12.02.2018, пособие получала в период с 13.08.2016 по ноябрь 2016 года.

Вступившим в законную силу заочным решением Ленинского районного суда города Курска от 05 апреля 2018 года по гражданскому делу по иску Луниной И.В. к ООО «<данные изъяты>» установлено, что на основании заявления Луниной И.В., являющейся бухгалтером ООО «<данные изъяты>», приказом от <данные изъяты> предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с 13.08.2016 по 12.02.2018 с выплатой ежемесячного пособия с полутора до трех лет, согласно действующему законодательству в двойном размере в связи с проживанием на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Судебным решением подтвержден факт ненадлежащего исполнения работодателем обязанности по предоставлению документов для выплаты истцу пособия и постановлено обязать ООО «<данные изъяты>» предоставить в Комитет социальной защиты населения г. <данные изъяты> документы и списки лиц, получателей ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, в отношении Луниной Ирины Валерьевны как лица, подвергшегося воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, с указанием размера пособия за период с декабря 2016 года по 12.02.2018.

Заочное решение суда исполнено не было, возбужденное 24.04.2018 судебным приставом МОСП по ОИП исполнительное производство в отношении ООО «<данные изъяты>» было прекращено 09.01.2019 в связи с исключением записи о юридическом лице ООО «<данные изъяты> из ЕГРЮЛ.

Из справки заместителя начальника ОКУ «Центр социальных выплат» по социальным вопросам следует, что Лунина И.В. проживающая по адресу: <данные изъяты> область, <данные изъяты> район, д. <данные изъяты>, состояла на учете в ОКУ «Центр социальных выплат» и являлась получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере, выплачиваемого гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на ребенка Лунина М.А. <данные изъяты>. На основании списков, предоставленных работодателем, вышеуказанная выплата в декабре 2016 года составила 37389 руб. 56 коп.

В последующее время истец не могла получить пособие на ребёнка из-за того, что ООО «<данные изъяты>» ежемесячно не представляло выписки из приказа о предоставлении отпуска по ходу за ребёнком и соответствующий список в Комитет социальной защиты населения г. <данные изъяты>.

При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что истец Лунина И.В., имеющая право на получение ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере, не смогла своевременно получить пособие, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета, ввиду непредставления ее работодателем ООО «<данные изъяты>» в уполномоченный орган необходимых документов и обоснованно удовлетворил исковые требования Луниной И.В. к Комитету социального обеспечения, материнства и детства <данные изъяты> области, возложив на ответчика обязанности по выплате за счет средств федерального бюджета задолженности по ежемесячному пособию по уходу за ребенком - <данные изъяты>, до достижения им 3-х летнего возраста, в двойном размере за период с декабря 2016 по 12.02.2018.

Предоставленный истцом расчет задолженности по ежемесячному пособию в размере 148 821 руб. 48 коп., с которым согласился ответчик Комитет социального обеспечения, материнства и детства <данные изъяты> области, судом первой инстанции проверен и признан правильным.

Доводы апелляционной жалобы ответчика Федеральной службы по труду и занятости о незаконности принятого решения, поскольку сумма, которая невыплачена Луниной И.В., невыплачена ей исключительно по вине работодателя, по причине неправильного применения порядка осуществления выплат пособий по уходу за ребенком до достижения ребенком трехлетнего возраста, невыплата пособия не связана с действием (бездействием) государства, что исключает наличие причинно-следственной связи с незаконным бездействием органов государственной власти, являются несостоятельными.

Ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей не может являться основанием для лишения истца социальных выплат, установленных и гарантированных государством. С учетом обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства, ликвидации юридического лица, являвшегося работодателем истца, иного способа восстановления нарушенного права Луниной И.В. на получение государственного пособия суд правомерно не усмотрел.

Доводы апелляционной жалобы ответчика Федеральной службы по труду и занятости фактически сводятся к несогласию с выводами суда, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, выводы суда первой инстанции не опровергают, основанием к отмене решения не являются.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит. Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст.199, ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Промышленного районного суда г. Курска от 09 октября 2019 года оставить без изменения,апелляционную жалобу ответчика Федеральной службы по труду и занятости (РОСТРУД) - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи