Судья Аверинова А.Д. Дело №33а-2278-2021г
№ 2а-1963-2020
46RS0030-01-2020-007827-35
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 августа 2021 года г.Курск
Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Шуваевой Е.И.,
судей Курочкиной И.А., Ягерь Е.А.,
при секретаре Сухих Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ИФНС России по г. Курску, УФНС России по Курской области об оспаривании действий и справки, поступившее с апелляционной жалобой ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Курска от 22 марта 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ИФНС России по г. Курску, УФНС России по Курской области о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки № 3797312 по состоянию на 28.04.2020 г., признании недействительным справки № 3797312 по состоянию от 28.04.2020 г. и обязании ИФНС России по г. Курску выдать справку о состоянии расчетов на налогам и сборам с отражением в ней сведений о списании задолженности перед бюджетом на основании решения Арбитражного суда Курской области от 30.10.2018 г. по делу №А35-8489/2019, решений ИФНС России по г. Курску №21 от 30.06.2018 г., №3603 от 10.09.2018 г., №4957 от 24.12.2019 г., №312 от 28.01.2020 г., №3487 от 15.04.2020 г., отказать».
Заслушав доклад судьи Ягерь Е.А., выслушав объяснения представителя УФНС России по Курской области ФИО2, представителя ИФНС России по г. Курску ФИО3, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по г. Курску, УФНС России по Курской области об оспаривании действий и справки, мотивируя свои требования тем, что решением Арбитражного суда Курской области от 30.10.2018 г. по делу №А35-8489/2019 в удовлетворении требований ИФНС России по г. Курску о взыскании с него задолженности перед бюджетом по страховым взносам и пени в сумме 3039,01 руб. было отказано. Также решениями ИФНС России по г. Курску списаны с него задолженности №21 от 30.06.2018 г. в сумме 61045,35 руб., №3603 от 10.09.2018 г. в размере 10235,27 руб., №4957 от 24.12.2019 г. в сумме 917,66 руб., №312 от 28.01.2020 г. в размере 80312,21 руб., №3487 от 15.04.2020 г. в размере 323,86 руб. В апреле 2020 г. он обратился в ИФНС России по г. Курску с заявлением, в котором просил исключить из его лицевого счета указанные задолженности и направить в его адрес справку о состоянии расчетов. ИФНС России по г. Курску направило в его адрес справку о состоянии расчетов, однако в ней не отражены сведения о списании с него задолженностей. Не согласившись с данной справкой, им была подана жалоба в УФНС России по Курской области, им был получен ответ. Считает, что действиями налогового органа по выдаче справки произведены нарушения требований НК РФ, поскольку в ней указаны недостоверные сведения, что свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов, а также затрагивает его право на получение достоверной информации. Просил признать незаконными как не соответствующие требованиям НК РФ действия ИНФС России по г. Курску, выразившиеся в выдаче справки №37977312 по состоянию на от 28.04.2020 г. «О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам», не содержащей информацию о списании задолженностей как безнадежных на основании решения Арбитражного суда Курской области от 30.10.2018 г. по делу №А35-8489/2019 и решений ИФНС России по г. Курску: №21 от 30.06.2018 г., №3603 от 10.09.2018 г., №4957 от 24.12.2019 г., №312 от 28.01.2020 г., №3487 от 15.04.2020 г. и возможности их взыскания утраченной, признать недействительным справку №37977312 от 28.04.2020 г. как несоответствующую НК РФ, обязать ИФНС России по г. Курску выдать справку о состоянии расчетов на налогам и сборам с отражением в ней сведений о списании задолженности перед бюджетом с указанием, что данные задолженности являются безнадежными и возможность их взыскания утрачена, взыскать с административного ответчика судебные издержки.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении его требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ), основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из содержания приведенных норм следует, что для признания постановления, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие постановления, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Согласно подпунктам 10 и 11 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов - в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса; осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта. Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС России от 08.07.2019 г. № ММВ-7-19/343@ утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), согласно п. 89 которого справка о состоянии расчетов формируется с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным налогового органа.
Приказом Федеральной налоговой службы от 28.12.2016 г. № ММВ-7-17/722@ «Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме» утверждены форма и содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. В приложении N 3 к приказу Федеральной налоговой службы от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@ "Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме" определен Порядок заполнения формы справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 1 которого справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - справка о состоянии расчетов) формируется с использованием программного обеспечения по данным налогового органа в информационной системе Федеральной налоговой службы и учитывает информацию о всех суммах налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, уплачиваемых организацией (индивидуальным предпринимателем), в том числе в связи с исполнением обязанности ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Согласно пункту 2 Порядка справка о состоянии расчетов формируется на дату, указанную в запросе. В случае, если в запросе не указана дата, по состоянию на которую формируется справка о состоянии расчетов, или в запросе указана будущая дата, справка о состоянии расчетов формируется на дату регистрации этого запроса в налоговом органе. В пункте 3 Порядка установлено, что в случае, если в запросе организации, направленном в электронной форме, указан код налогового органа, но не указан код причины постановки на учет организации, справка о состоянии расчетов формируется с учетом всех обособленных подразделений этой организации, состоящих на учете в указанном налоговом органе. В случае, если в запросе в электронной форме организации код налогового органа имеет значение «0000» и не указан КПП организации, налоговым органом, получившим запрос в электронной форме, формируется справка о состоянии расчетов, а также формируется комплект справок о состоянии расчетов по всем налоговым органам, в которых организация состоит на учете по основаниям, предусмотренным НК РФ.
Судом установлено, что ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Курску.
Решением ИФНС России по г. Курску №21 от 30.06.2018 г. сумма задолженности в размере 61045,35 руб. ( в том числе по недоимки -27146 руб. 92 коп., по пени -33898 руб. 44 коп, признано безнадежным к взысканию и списывается в связи с истечением установленного срока их взыскания за период с 01.01.2017 г. до даты подписания акта-приема передачи на основании п.3.1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2017 г. №436-ФЗ.
Решением ИФНС России по г. Курску №3603 от 10.09.2018 г. сумма задолженности в размере 10235,27 руб., в том числе по недоимки -10031,64 руб., по пени- 203,63 руб., на основании копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа признана безнадежной к взысканию и списание.
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.10.2018 г. по делу № А35-8489/2018 по заявлению ИФНС России по г. Курску к ИП ФИО1 о взыскании задолженности перед бюджетом в общей сумме 3039,01 руб. было отказано.
Решением ИФНС России по г. Курску №4957 от 24.12.2019 г. сумма задолженности в размере 917,66 руб. (пени) признано безнадежным к взысканию и списывается на основании п.1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 г. №436-ФЗ.
Решением ИФНС России по г. Курску №312 от 28.01.2020 г. сумма задолженности в размере 80312,21 руб., в том числе недоимка-57574,83 руб., по пени- 22737,38 руб. признано безнадежным к взысканию и списывается на основании ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 г. №436-ФЗ.
Решением ИФНС России по г. Курску №3487 от 15.04.2020 г. сумма задолженности в размере 323,86 руб. (пени) признано безнадежным к взысканию и списывается на основании ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 г. №436-ФЗ.
ФИО1 06.04.2020 г. обратился в ИНФН России по г. Курску с заявлением, в котором просил исключить из его лицевого счета все задолженности, которые были списаны решениями ИФНС России по г. Курску, а также задолженности, во взыскании которой было отказано, направить в его адрес все решения о списании задолженностей на основании Федерального закона от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ, а также справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени, штрафов с отражением в ней сведений о списании с него всех указанных задолженностей, а также указанием на то, что возможность их взыскания утрачена.
На данное обращение ИФНС России по г. Курску был дан ответ 06.05.2020 г. за № 12-22/007933 и предоставлена ФИО1 справка №3797312 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 28.04.2020 г.
Данная справка и ответ были направлена ФИО1 07.05.2020 г. и получены последним 12.05.2020 г.
Не согласившись с данным ответом, ФИО1 25.02.2020 г. обратился в УФНС России по Курской области с жалобой, на которую УФНС России по Курской области 25.06.2020 г. за №15-18/009413Г за подписью заместителя руководителя ФИО4 был дан ответ и предоставлена справка №3945272 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 09.06.2020 г.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований суд пришел к выводу, что по запросу налогоплательщика налоговым органом была предоставлена справка №3797312 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 28.04.2020 г., соответствующая действующему законодательству, а именно приказу Федеральной налоговой службы от 28.12.2016 г. № ММВ-7-17/722@ «Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме», отражение в справке сумм списанной задолженности не предусмотрено, в связи с чем действия по выдаче справки №3797312 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 28.04.2020 г., также как и сама справка №3797312 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 28.04.2020 г., не нарушают и не затрагивают права административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Как указано в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части такого судебного акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года N 1150-О.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2017 года N 18-КГ17-179, налогоплательщик вправе реализовать предоставленное ему Налоговым кодексом Российской Федерации право на признание сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, путем обращения с соответствующим административным исковым заявлением в суд.
Таким образом, соответствующие записи о задолженности исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Соответственно, с процессуальной стороны суд устанавливает не только такие факты, но его решение является основанием для исключения из карточки лицевого счета налогоплательщика спорных сумм. Результатом этого является реализация права гражданина на списание безнадежной ко взысканию задолженности, но при отсутствии вступившего в законную силу решения суда процедура списания не будет исполнена. При этом, обратиться с указанным административным исковым заявлением может как сам налоговый орган, так и налогоплательщик. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом, в соответствии с действующим в настоящее время нормативно-правовым регулированием решение указанного вопроса отнесено к исключительной компетенции суда.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, полагает, что оно принято в соответствии с требованиями действующего законодательства и при правильном определении характера спорных правоотношений, возникших между сторонами по делу, и обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; оснований не согласиться с которой не имеется; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Доводы апелляционной жалобы административного истца, напротив, не являются основанием к отмене или изменению решения суда, поскольку не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда; по сути, они повторяют правовую и процессуальную позицию ФИО1, изложенную в административном исковом заявлении, которая получила надлежащую оценку и с учетом вышеизложенного признана несостоятельной, основанной на избирательном толковании заявителем положений законодательства о налогах и сборах об обстоятельствах, с которым закон связывает прекращение обязанности по уплате налогов и допускает признание их безнадежными к взысканию и подлежащими по этой причине списанию.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда является мотивированным и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, доводы сторон, как и собранные по делу доказательства, в нем получили надлежащую оценку; нарушений норм материального права судом не допущено.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права; нарушений статьи 84 КАС РФ при оценке собранных по делу доказательств не допущено; она является надлежащей. Основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по административному делу доказательств по существу спора в настоящем случае согласно закону отсутствуют.
По материалам административного дела, в том числе исходя из доводов апелляционной жалобы, безусловных оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм права.
Руководствуясь п.1 ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 22 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи