НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курского областного суда (Курская область) от 13.03.2020 № 2А-932/6-2019

Судья: Лунева Л.А. Дело № 33а-452/2020

№ 2а-932/6-2019

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск 13 марта 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Ермакова М.И.,

судей Шуваевой Е.И., Курочкиной И.А.,

при секретаре Кретовой О.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Курску к Тютюнникову Евгению Игоревичу о взыскании задолженности по налогам и пени, поступившее по апелляционной жалобе ИФНС России по г. Курску на решение Кировского районного суда города Курска от 18 ноября 2019 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении административного иска.

Заслушав доклад судьи Ермакова М.И., выслушав объяснения представителя ИФНС России по г. Курску по доверенности Малахова А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, административного истца Тютюнникова Е.И. и его представителя Веретенникова А.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Курску (ИФНС России по г. Курску) обратилась в суд с административным иском к Тютюнникову Е.И. о взыскании задолженности по налогам и пени, указывая, что согласно сведениям, представленным в налоговый орган в соответствии со ст. 85 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) административный ответчик имеет имущество, признаваемое объектом налогообложения. В связи с неуплатой налогов административным ответчиком, ИФНС России по г. Курску просила взыскать с Тютюнникова Е.И. недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере <данные изъяты> рубля, пеню в размере <данные изъяты> земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере <данные изъяты> рублей, пеню в размере <данные изъяты>, а всего - <данные изъяты>

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Курску выражает несогласие с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Частью 1 статьи 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно ст. 12 НК РФ местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

Налог на имущество физических лиц, а также земельный налог относятся к местным налогам, устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399, ст. 387 НК РФ ).

Объектом налогообложения для исчисления земельного налога признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (ст. 401 НК РФ).

Таким образом, по смыслу ст. 397, 399 НК РФ земельный налог, а также налог на имущество физических лиц уплачиваются налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения объектов налогообложения.

В соответствии с п. 2 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы относятся к налоговым доходам бюджетов.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов в соответствующий бюджет, является Министерство по налогам и сборам Российской Федерации.

Обращение в суд с требованием о взыскании с граждан недоимки и финансовых санкций по налогам и сборам производится в интересах Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В соответствии с пунктом 3 Положения об Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску, приложением № 9 к приказу УФНС России по Курской области от 15.02.2019 года № 02-06/3 3@ Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации и осуществляет свои полномочия в установленной сфере деятельности на территории города Курска.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме МНС РФ от 23 января 2003 года № 04-4-09/1237-В558 «О взыскании с граждан сумм недоимки» для взыскания с налогоплательщика - физического лица в судебном порядке сумм недоимки по налогу на имущество и земельному налогу, налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества, исчисливший налоги, должен предъявить в суд, по месту жительства налогоплательщика иск о взыскании сумм недоимки.

Судом первой инстанции установлено, что административный ответчик Тютюнников Е.И. являлся собственником недвижимого имущества и земельного участка, расположенных на территории города Льгова Курской области.

Согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган исчислил административному ответчику за 2017 год земельный налог в сумме <данные изъяты> рублей и налог на имущество физических лиц в сумме <данные изъяты> рублей и направил налоговое уведомление Тютюнникову Е.И.

Как следует из налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, налог на имущество физических лиц и земельный налог Тютюнникову Е.И. начислены на объекты, расположенные по адресу: <адрес>, т.е. земельный участок и имущество располагаются на территории, неподведомственной ИФНС России по г. Курску.

В установленный законом срок административный ответчик налоги, указанные в налоговом уведомлении, не уплатил, в связи с чем, налоговый орган на сумму имеющейся недоимки начислил пени.

В связи с неуплатой налога, ИФНС России по г. Курску направила административному ответчику требование об уплате налога на имущество физических лиц и об уплате земельного налога от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей и пени на сумму <данные изъяты> со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, которое не было исполнено Тютюнниковым Е.И.

В связи с чем, ИФНС России по г. Курску обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Тютюнникова Е.И. задолженности по налогу и пени, который был вынесен ДД.ММ.ГГГГ и отменен ДД.ММ.ГГГГ в связи с письменными возражениями Тютюнникова Е.И. относительно исполнения судебного приказа.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства, пришел к выводу о том, что административный иск удовлетворению не подлежит, поскольку земельный участок и имущество Тютюнникова Е.И., располагаются по адресу: <адрес> следовательно, ИФНС России по г.Курску не наделена полномочиями по администрированию указанных налогов. Кроме того, у Тютюнникова Е.И. имелась переплата по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рубль, по пени – <данные изъяты> земельного налога в размере <данные изъяты>

Оснований не согласиться с выводами суда не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену состоявшегося решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

Территория осуществления полномочий (отдельных полномочий) устанавливается в Положении об Инспекции, разработанном в соответствии с настоящим Типовым положением.

Соответственно каждый налоговый орган (инспекция) в субъекте Российской Федерации осуществляет свои полномочия в пределах территории определенных Положением.

ИФНС России по г. Курску имеет полномочия по осуществлению деятельности на территории г. Курска.

Решением Кировского районного суда города Курска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ИФНС России по г. Курску было отказано во взыскании с Тютюнникова Е.И. налога на имущество физических лиц за 2011-2014 годы и земельного налога за 2014 год.

Решением Кировского районного суда города Курска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, ИФНС России по г. Курску было отказано во взыскании с Тютюнникова Е.И. исчисленного после перерасчета налога на имущество физических лиц за 2014-2016 годы и земельного налога за 2014-2016 годы.

Судебная коллегия также учитывает, что в соответствии со справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым вносам, пеням, штрафам, процентам у Тютюнникова Е.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имелась переплата по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рубль, по пени – <данные изъяты> земельного налога в размере <данные изъяты> копейки (л.д).

Таким образом, сумма переплаты Тютюнникова Е.И. по налогам и пени превышает задолженность по налогам и пени, взыскиваемую налоговым органом в настоящем административном деле.

Как следует из письменных пояснений по делу административного истца, переплата была учтена при формировании налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, то есть при определении задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014-2016 годы и земельному налогу за 2014-2016 годы. Однако, решением Кировского районного суда города Курска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, во взыскании данной задолженности с Тютюнникова Е.И. ИФНС России по г. Курску было отказано.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, юридически значимые обстоятельства установлены на основании имеющихся в деле доказательств, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке, предусмотренных ст.310 КАС РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда города Курска от 18 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Курску без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи